Парменид

Ксенофан Колофонский

Пифагор и пифагорейцы

Основное достижение первый вывод о том, что многообразие мира возникло из одного источника – из некоего первоэлемента, изначальной стихии, первоначала, архэ.

Анаксимандр:

1) первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

2) вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

3) первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен: 1) первопричиной всего сущего считал воздух;

2) выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);

1) Идея бессмертия души. Она после смерти вселяется в другие тела.

2) Катарсис – очищение души, избавление ее от порочности и низменности.

3) Катарсис достигается посредством «теории», под которой греки подразумевали созерцание, следование определенным добродетелям, занятие науками и искусствами.

4) Учение о числе как первоначале мира. Различные вещи сходны между собой в том, что все их можно посчитать.

Элейская школа:

1)Подверг критике народную политеистическую религию греков в олимпийских богов. Боги совершают множество недостойных дел: сплетничают, развратничают, предают, обманывают и страдают. Такое представление о богах полагал Ксенофан, и нечестиво (ибо позорит богов), и нелогично (ибо объявляет несовершенство совершенного).

2) Олимпийские боги в поведении своем мало чем отличаются от людей: они также радуются и печалятся, любят и ненавидят, обманывают и враждуют. Разве возможно чтобы богов было много, чтобы были они в человеческом облике и вели себя как люди? Такие боги вовсе не являются богами, и остается только предположить, что их выдумали люди и наделили своими собственными чертами.

3)Пантеизм. Он выступал не против религии вообще, но только против конкретной ее формы. Ксенофан провозгласил существование единого, всемогущего, непостижимого и пронизывающего весь мир Бога. Его он назвал словом «Единое».

4)Считал истину не доступной человеку, ибо «удел всех – лишь мнение».

1) Первым в истории философской мысли ввел понятие «Бытие». Под бытием он понимал постижимую разумом (но не органами чувств) изначальную и всеобъемлющую реальность. Бытие единое, неделимое и неизменное.

2) «Бытие есть, небытия же нет»: если что-то есть, то оно есть всегда, а если чего-то нет, то его нет никогда.

3) Бытие – это все, что можно помыслить. Невозможно помыслить ничто. Поэтому Парменид говорит: «Мыслить и быть – одно и тоже». Сама наша мысль есть не что иное, как проявление Бытия.

4) Действительно или подлинно существует не то, что мы чувствуем (воспринимаем органами чувств), а то, что мы мыслим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: