Аристотель. Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости

Платон

Сократ

Софисты

Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

Так, например, свою правоту они доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

1) Он полагал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутывается в безвыходных противоречиях. Познать человек может только то, что в его власти, т. е. свою душу. Отсюда принятие Сократом требования «Познай самого себя».

2) Майевтика. Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

3) Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:

I. любое знание есть добро;

II. любое зло, порок совершается от незнания.

4) Принцип познавательной скромности - "я знаю, что я ничего не знаю". Путь мудрости - это путь бесконечного поиска истины. То есть чем больше раздвигаются границы человеческого знания, тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания.

1) Начало философии, по Платону, - удивление, и чтобы в человеке родился философ, в нем должен сначала умереть самодовольный обыватель.

2) Платон говорил о текучести, несовершенстве, изменчивости мира – но лишь мира, чувственно постигаемого (который не есть вполне реальность и о котором не может быть подлинного знания).

За ним сокрыт мир вечный, совершенный, непостижимый чувствами, но постижимый лишь в мистическом или художественном акте умозрения – это мир идей (эйдосов).

Каждая идея представляет собой идеал, к осуществлению которого следует стремиться на Земле.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной.

В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера – образ материального мира с его иллюзиями.

У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

3) Человеческая душа есть посредник между телом и миром идей, а познание есть припоминание (при встрече с красотой проступающей в телесном мире) того, что душа созерцала до вселения в тело на своей небесной родине.

1) Отрицал платоновскую раздвоенность мира. Мир один. Он духовно-материальный, реально существующий;

2) Вещи и процессы реального мира надо познавать из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не «запредельный» мир идей. В центре познания должны быть не абстракции и схемы ума, а сами вещи и процессы;

3) «Если идеи вне мира, каким образом они определяют мир?»

4) Учение о материи и форме. Материя и форма – это два первоначала всего сущего. Материя аморфна и бесформенна, она пассивна и недееспособна. Для того чтобы возникла вещь нужна не идея, а форма. В нашем мире вещи отличаются друг от друга только формой, и стало быть форма составляет сущность вещей. Она вечна и не зависит от своего конкретного воплощения в предмете, т.к. в голове возникает ее образ.

5) Природа находится в вечном движении и изменении, она всегда существовала и будет существовать.

6) Телеология – представление о том, что все происходящее имеет какую-либо цель. Каждое явление природы содержит в себе, по Аристотелю, изначальную внутреннюю цель своего развития.

7 ) Перводвигатель. Первопричиной мира, по Аристотелю, является высший разум, космический Ум (Нус) или Бог – «неподвижный перводвигатель», который привел мир в движение подобно тому как человек заводит часы. Наличие вечного перводвигателя он объяснял вечным движением светил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: