Все инвестиционные проекты в высшие учебные заведения с точки зрения из значимости и экономической оценки можно разделить на две группы. К первой группе относятся проекты, в которых цель создания проекта и ограничивающие технологические, организационные и финансовые условия описываются в количественных показателях (максимизация прибыли, доходности, рентабельности или минимизации затрат на подготовку специалистов и др.), ко второй группе относятся проекты, в которых цель или ограничивающие условия нельзя описать количественными показателями (повышение качества подготовки специалистов).
К проектам, в которых можно количественно оценить показатели, необходимые для их отбора на рынке инвестиционных проектов, относится:
1 строительство, реконструкция, ремонт: спортивно-оздоровительных сооружений, культурно-развлекательных учреждений, медицинских и лечебно-оздоровительных учреждений;
2 разработка и внедрение современных образовательных технологий и их информационное обеспечение, когда на их разработку требуется первоначальный капитал, который затем окупится за счет прибыли, полученной от тиражирования разработок и продажи программного продукта.
Однако даже при совпадающих интересах участников рынка механизм управления инвестиционными проектами существуют трудности:
1. Образовательная сфера в меньшей степени чем производственная сфера, обеспечена необходимой информационной базой, в том числе нормативной (определение цены и прибыли на специалиста);
2. Плата за специалиста (формирование источников финансирования образовательного учреждения);
3. Выявление потребности в специалистах и прогнозирование спроса на них (ошибки, особенно в долгосрочной перспективе, ведут к существенно большим экономическим и социальным потерям);
4. Ограниченный объем количественной информации, ее вероятностный и неопределенный характер значительно уменьшает возможности использования достаточно разработанных методик расчета экономической эффективности различных нововведений и математического аппарата для управления инвестиционными проектами в высшие учебные заведения.
Каждый инвестиционный проект характеризуется тремя основными составляющими:
1 участники инвестиционных проектов, определяющие в известной степени мере риск предоставления бюджетных средств различным вузам;
2 направленность инвестиционных проектов, выражающаяся в эффекте от их реализации;
3 затраты на реализацию проекта и их экономия.
Таблица 1
Оценка частных показателей инвестиционного проекта в зависимости от классификационных признаков
Классификационная направленность инвестиционных проектов | Частные показатели оценки инвестиционных проектов | Оценка прироста (убытки) показателя в баллах |
1. Развитие и модернизация учебного и научного процессов | Повышение качества образовательных услуг Получение новых знаний Сокращение затрат различных видов ресурсов Создание новых образцов научно-технической продукции Совершенствование библиотечного обслуживания Возможность получения внебюджетного дохода |
Продолжение табл.1
2. Подготовка специалистов по новым направлениям | Обеспечение престижности вуза Развитие новых научных исследований Возможность получения внебюджетного дохода | |
3. Разработка и внедрение современных образовательных технологий | Повышение качества образовательных услуг Сокращение затрат различных видов ресурсов Обеспечение престижности вуза Возможность получения внебюджетных средств | |
4. Проведение структурных преобразований | Повышение качества образовательных услуг Повышение эффективности научно-исследовательских работ Повышение конкурентоспособности Сокращение административно-управленческих расходов | |
5. Улучшение социально-экономических условий сотрудников и студентов | Улучшение жилищных и бытовых условий Развитие общепита, санитарно-профилактической базы Обеспечение социальной защищенности Проведение профилактических мероприятий | |
6. Улучшение материально-технической базы вуза | Поддержание знаний, сооружений, оборудования Поддержание и развитие информационной базы Поддержание и развитие библиотечного фонда Развитие арендных услуг |
Продолжение табл.1
7. Улучшение материально-технической базы медицинских, лечебно-оздоровительных и спортивных подразделений | Увеличение платных медицинских и спортивных услуг Развитие арендных услуг |
бъект Федерации и муниципалитеты - инвесторли ие учебные заведения являются: