Проблемы оптимизации системы инвестиционных проектов вузов

Все инвестиционные проекты в высшие учебные заведения с точки зрения из значимости и экономической оценки можно разделить на две группы. К первой группе относятся проекты, в которых цель создания проекта и ограничивающие технологические, организационные и финансовые условия описываются в количественных показателях (максимизация прибыли, доходности, рентабельности или минимизации затрат на подготовку специалистов и др.), ко второй группе относятся проекты, в которых цель или ограничивающие условия нельзя описать количественными показателями (повышение качества подготовки специалистов).

К проектам, в которых можно количественно оценить показатели, необходимые для их отбора на рынке инвестиционных проектов, относится:

1 строительство, реконструкция, ремонт: спортивно-оздоровительных сооружений, культурно-развлекательных учреждений, медицинских и лечебно-оздоровительных учреждений;

2 разработка и внедрение современных образовательных технологий и их информационное обеспечение, когда на их разработку требуется первоначальный капитал, который затем окупится за счет прибыли, полученной от тиражирования разработок и продажи программного продукта.

Однако даже при совпадающих интересах участников рынка механизм управления инвестиционными проектами существуют трудности:

1. Образовательная сфера в меньшей степени чем производственная сфера, обеспечена необходимой информационной базой, в том числе нормативной (определение цены и прибыли на специалиста);

2. Плата за специалиста (формирование источников финансирования образовательного учреждения);

3. Выявление потребности в специалистах и прогнозирование спроса на них (ошибки, особенно в долгосрочной перспективе, ведут к существенно большим экономическим и социальным потерям);

4. Ограниченный объем количественной информации, ее вероятностный и неопределенный характер значительно уменьшает возможности использования достаточно разработанных методик расчета экономической эффективности различных нововведений и математического аппарата для управления инвестиционными проектами в высшие учебные заведения.

Каждый инвестиционный проект характеризуется тремя основными составляющими:

1 участники инвестиционных проектов, определяющие в известной степени мере риск предоставления бюджетных средств различным вузам;

2 направленность инвестиционных проектов, выражающаяся в эффекте от их реализации;

3 затраты на реализацию проекта и их экономия.

Таблица 1

Оценка частных показателей инвестиционного проекта в зависимости от классификационных признаков

Классификационная направленность инвестиционных проектов Частные показатели оценки инвестиционных проектов Оценка прироста (убытки) показателя в баллах
1. Развитие и модернизация учебного и научного процессов Повышение качества образовательных услуг Получение новых знаний Сокращение затрат различных видов ресурсов Создание новых образцов научно-технической продукции Совершенствование библиотечного обслуживания Возможность получения внебюджетного дохода  

Продолжение табл.1

2. Подготовка специалистов по новым направлениям Обеспечение престижности вуза Развитие новых научных исследований Возможность получения внебюджетного дохода  
3. Разработка и внедрение современных образовательных технологий Повышение качества образовательных услуг Сокращение затрат различных видов ресурсов Обеспечение престижности вуза Возможность получения внебюджетных средств  
4. Проведение структурных преобразований Повышение качества образовательных услуг Повышение эффективности научно-исследовательских работ Повышение конкурентоспособности Сокращение административно-управленческих расходов  
5. Улучшение социально-экономических условий сотрудников и студентов Улучшение жилищных и бытовых условий Развитие общепита, санитарно-профилактической базы Обеспечение социальной защищенности Проведение профилактических мероприятий  
6. Улучшение материально-технической базы вуза Поддержание знаний, сооружений, оборудования Поддержание и развитие информационной базы Поддержание и развитие библиотечного фонда Развитие арендных услуг  

Продолжение табл.1

7. Улучшение материально-технической базы медицинских, лечебно-оздоровительных и спортивных подразделений Увеличение платных медицинских и спортивных услуг Развитие арендных услуг  

бъект Федерации и муниципалитеты - инвесторли ие учебные заведения являются:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: