Таблица 4
Таблица 3
Таблица 2
Рекомендуемые поля допусков для соединения вал – втулка
Условия работы пары вал - втулка | Характер сопряжения | Рекомендуемые поля допусков | |
отверстия | вала | ||
Возможность осевого перемещения втулки по валу | С зазором | Н6 | h6 |
Р7 | h7, g6, f6 | ||
Обеспечение высокой точности центрирования, минимальное радиальное биение | Переходные | H6 | js6, k6, m6, n6 |
Наличие больших динамических нагрузок, возможность реверсного движения | С натягом | H6 | s7 |
H7 | s8 |
Работоспособность шпоночных соединений определяется в основном точностью посадок по ширине шпонки b. Поэтому размер b является сопрягаемым. Остальные размеры задаются так, чтобы максимально облегчить процесс сборки при сохранении необходимой надежности соединения. Допуски других элементов в шпоночных соединениях приведены в таблицах 3 и 4.
№ п/п | Наименование элемента детали шпоночного сопряжения | Условное обозначение | Поле допуска |
Высота шпонки: | h | ||
до 6 мм | h9 | ||
свыше 6 мм | h11 | ||
Длина шпонки | l | h14 | |
Длина паза на валу | l паз | H15 | |
Длина паза во втулке | L вт | H15 | |
Исполнительная глубина паза | |||
вала | t1 | H12 | |
втулки | t2 | H12 | |
Диаметр сегментой шпонки | d | h12 |
Высота шпонки h, мм | Глубина паза на валу t1, мм | Предельные отклонения размеров, мм | |
t1 или (d - t1) | d + t2 | ||
От 2 до 6 | От 1,2 до3,5 | +0,1 или (-0,1) | +0,1 |
Св. 6 до 18 | Св. 3,5 до 11 | +0,2 или (-0,2) | +0,2 |
Св. 18 до 50 | Св. 11 до 31 | +0,3 или (-0,3) | +0,3 |
Рис.3. Схема расположения полей допусков шпоночного соединения вида с призматической шпонкой:
По сопрягаемому размеру – ширине для призматических шпонок предусмотрено три варианта соединения: свободное, нормальное и плотное (рис. 3). Для сегментных шпонок применяется главным образом нормальное и плотное соединения; для термообработанных деталей допускается использование предельных отклонений ширины вала по Н11, ширины паза втулки по D10. Остальные поля допусков для обоих типов шпонок одинаковы. Посадки выполняются в системе вала.
Наибольшее распространение в общем машиностроении имеет нормальное соединение; свободное соединение применяют главным образом для направляющих шпонок, иногда при наличии объемной термообработки; плотное соединение – в случае реверсного движения шпоночного вала.
Для обеспечения собираемости шпоночного соединения к шпоночным пазам вала и втулки предъявляются определенные требования точности их расположения. Устанавливаются допуски на параллельность шпоночного паза TPA Относительно оси детали и на его симметричность TPS. Допуск на ширину шпоночного паза: для параллельности определяется по классу относительной геометрической точности А и составляет 60% от допуска шпоночного паза, а для симметричности, принимается диаметральном выражении, зависимым и равным нулю (рис.4). Заметим, что реально допуск симметричности не будет нулевым т.к. зависимый допуск формируется из допусков элементов составляющих посадку.
Расчетные значения округляются до стандартных по ГОСТ 24643-81.
Рис.4. Вал со шпоночным пазом
Шероховатость поверхностей шпоночного паза выбирается в зависимости от полей допусков размеров шпоночного соединения и лежит в интервале Ra= 3,2…6,3 мкм.
Для контроля используются два метода: дифференцированный (поэлементный) и комплексный. Для реализации первого метода универсальные средства измерения. Выбор того или иного средства измерения определяется возможностью его использования с учетом конкретной конфигурации детали и обеспечения необходимой точности измерения. Этот метод целесообразно применять на стадии отладки технологического процесса или при анализе деталей, он требует больших затрат времени и квалификации персонала.
Комплексный контроль стандартизованных шпоночных пазов осуществляют калибрами (рис. 5). Ширину пазов вала и втулки проверяют пластинами, имеющими проходную и непроходную стороны (5, а).
|
Размер от образующей цилиндрической поверхности втулки до паза дна (∆+t2) контролируют пробкой со ступенчатым выступом (5,б). Симметричность расположения паза относительно осевой плоскости проверяют у втулки пробкой со шпонкой (5,в), а у вала накладной призмой (5,г)или кольцом с контрольным стержнем.
ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ