Быстрое развитие европейского капитализма в XVII-XVIII вв. формировало новое понимание человека и его места в мире. Научное познание мира стало в эпоху капитализма важнейшей общественной потребностью европейской цивилизации: без науки невозможно развитие техники и победа в конкурентной борьбе. Кроме того, необходимо было теоретическое обоснование изменений в обществе, за которые боролась буржуазия. Существовало два основных философских направления материалистическое и идеалистическое.
Лидеры первого направления (Б. Паскаль, Р. Декарт, Ф. Бекон, Д. Локк, Г. Гегель) развивали учение философов материалистов античности (Демокрит, Аристотель) и считали, что возможности человеческого познания не ограничены. Они рассматривали человека как земное природное существо, главное достоинство и сила которого в познании и исследовании окружающего мира.
Другое – идеалистическое направление в философии (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант) продолжало традиции скептиков и доказывало принципиальную ограниченность человеческого разума, существование непреодолимых границ, пределов в удовлетворении потребности в познании.
Томас Гоббс развил теорию материалистическую теорию Паскаля и предложил теорию естественного права и общественного договора. Согласно этой теории человек рождается с естественным правом на счастье, личную неприкосновенность, свободу и владение собственностью. Теория общественного договора объясняла появление государства также как естественной потребности человека в объединении в особую организацию для действий в интересах всего населения. Необходимость в объединении подтолкнули материальные интересы и потребности, обусловленные уровнем развития экономики.
Развернутая теория потребностей появляется в трудах мыслителей эпохи Просвещения XVIII в. Материалисты осознавали не только биологическую сущность человека, но и приблизились к социальной сущности человека. Они увидели взаимосвязь людей в обществе, существующую и укрепляемую благодаря человеческим потребностям. Из работы П. Гольбаха «Система природы»: «Благодаря своим потребностям, желаниям, фантазиям мы находимся в зависимости от других людей, благодаря им каждый из нас вынужден – ради своего собственного интереса – быть полезным другим существам, способным доставить ему предметы, которых он сам не имеет». П. Гольдбах пришел к мысли, что возрастание потребностей – бесконечный процесс, постоянно развертывающийся в обществе и регулирующий поведение людей. Но потребности, все же, рассматривали как проявление естественных природных свойств человека. Изменение потребностей в ходе исторического развития общества, то есть их социальных характер, не было подмечено философами.