Современная концепция человека и его потребностей

Учение о человеке и его потребностях прошло долгий путь развития. Выделим несколько важных идей сохранивших свою актуальность до настоящего времени.

1. Человек является микрокосмом – концентрированной копией миниатюрным вместилищем всех сил и законов Вселенной. Сущность человека и сущность окружающего мира глубоко взаимосвязаны. Поэтому мир можно изучать двумя способами: либо раскрывать его собственные законы, либо анализировать его связь с человеком, давать ему оценку, исходя из человеческих потребностей и интересов. В этом случае софисты говорили «человек есть мера всех вещей» на основании, которой оцениваются все явления действительности.

2. Человек особое уникальное явление природы вершина ее развития. Античные мыслители считали, что человек может соперничать с богами и во многом приближаться к ним силой разума и воли. Христианство считало его любимым высшим и самым совершенным творением Бога. Великие гуманисты эпохи Возрождения искали в человеке божественное начало.

3. Человек удовлетворяет свои потребности посредством трудовой деятельности, которая и сама является важнейшей потребностью человека.

4. В ХХ веке появилась потребность в освоении человеком космоса и это связано, в первую очередь с исчерпанием природных ресурсов Земли.

5. В настоящее время стало ясно, что потребности человека эволюционизируют и заметно различаются в различные исторические периоды. В разные эпохи складываются различные типы потребления. Так, согласно Э. Фромму, в обществе может доминировать или стремление развивать собственные творческие способности личности, или стремление к накоплению материальных ценностей максимальному увеличению потребления созданных другими людьми благ.

6. Дальнейшее развитие цивилизации и человека многие современные мыслители видят в возрождении православного религиозного мировоззрения и гуманистической идеологии, ориентирующие на гармоничное развитие личности и ее потребностей - на потребление не только готовых товаров и услуг, но и на духовное и творческое развитие каждой личности на основе христианской любви друг к другу всех членов общества.

10.Память человека (виды) и особенности восприятия информации человеком.

Человек является частью природы и общества и высшим его творением с высшими психическими процессами, личностными свойствами и нравственными принципами.

Восприятие и усвоение информации, а значит, и поведение человека зависит от особенностей памяти и мышления. В настоящее время наблюдается любопытный парадокс: многие люди жалуются на плохую память, но современные психологи установили, что у человека задействовано всего 3-8% памяти, а остальные не используются. Различают 4 вида памяти: оперативную, кратковременную, переходную и долговременную, которые являются показателями прочности.

Оперативная память обеспечивает удержание информации в течение 6-12с. Ей пользуются при конспектировании лекции студенты.

Кратковременная память (15-20с) обеспечивает узнавание предметов и объектов.

Переходная (промежуточная) память длится от 5 мин до 24 час.

Индивидуальная, пожизненная, долговременная память обеспечивает общий культурный уровень человека.

Различают также память осознанную и неосознанную, произвольную и непроизвольную. В первом случае память – функция сознания, во втором случае – функция – волевых качеств человека.

По виду воспринимаемой информации различают визуальную, слуховую (аудиальную) и моторную (сенсорную) память. Память – не функция возраста. Она тренируется и восстанавливается и зависит от значимости, осознанности и востребованности запоминаемого материала. В зависимости от доминирования систем восприятия и запоминания информации выделяют следующие типологии людей: визуалы, аудиалы и кинестетики.

По данным российских ученых (И. М. Ягло, Н.В. Басова) орган слуха взрослого человека заодно и то же время может пропустить 1000 единиц информации, орган осязания – 10000, орган зрения – 100000. Это напоминает народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – соотношение такое же 1:100.

Психолог В.Г. Ананьев утверждает, что восприятие через зрительную систему идет трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему только на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем «со слуха». Считается, что 20% слуховой информации может потеряться, так как:

· Мысли текут в 8 – 10 раз быстрее, чем речь;

· Постоянно существуют отвлекающие факторы;

· Через каждые 5 – 10 с. мозг «отключается», так как срабатывают его защитные свойства.

Таким образом, комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты, так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействую на долговременную память. Экспериментальные исследования подтвердили, что человек запоминает 15% информации, получаемой в речевой форме, 25% – в зрительной, а если оба эти способа информации используются одновременно, он может воспринять до 65% сообщаемой информации.

В визуальной информации есть свои закономерности. Например, приведем некоторые из них. Вертикальные линии считываются дольше, чем горизонтальные, хотя они равны по длине.

       
   
 


Таким образом, текст, напечатанный в столбик, будет считываться

медленнее, чем текст, напечатанный широким планом.

Линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями, считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, печатный текст будет читаться на 1/3 быстрее, чем письменный. Психологи также утверждают, что вертикально необходимо давать нечетное количество перечислений:3, 5, 7. Наибольшее количество вертикальных перечислений, которое запоминает человек – 7+2 наименований. Четное число вертикальных перечислений запоминается хуже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: