Например, в случае с телевизионной рекламой такой опрос касается того, какие передачи, в какое время и как долго смотрят люди по телевизору, на основании чего рассчитываются рейтинги телеканалов и программ.
Эксперимент
Данный способ сбора информации предполагает изменение одного или нескольких параметров и контроль за изменениями других параметров, зависимых от первых. В ходе эксперимента исследователь пытается выяснить причинно-следственные связи между разными факторами, влияющими на события, факты, явления, процессы. Применительно к рекламной деятельности это может быть: определение степени воздействия на эффективность рекламной кампании изменения рекламной продукции или размещения рекламы по сравнению с предыдущей рекламной кампанией, или различия восприятия целевой аудиторией в случае замены в рекламном ролике одного актера другими, замены слогана, стиля рекламной кампании.
Все эксперименты как метод сбора информации можно разделить на две группы: лабораторные и полевые. Лабораторные эксперименты проводятся в определенных искусственно созданных условиях, то есть вне рамок реальной рекламной деятельности, что позволяет избежать влияния части нежелательных факторов. Безусловным достоинством лабораторного способа проведения эксперимента является то обстоятельство, что экспериментировать в рамках реальной рекламной кампании, а стало быть и тратить вполне реальные деньги, в этом случае не приходится, поскольку в реальную рекламную кампанию запускают только отобранный в ходе лабораторного эксперимента вариант. Но при этом, если эксперимент проведен не совсем корректно или значимость тех факторов, которые сознательно игнорировались в ходе эксперимента на практике оказали на конечный результат более существенное влияние, нежели предполагалось, то эти ошибки могут привести к очень серьезным последствиям в ходе реальной рекламной кампании.
|
|
Но возможен и другой вариант — проведение эксперимента в так называемых полевых условиях. В этом случае перед началом полномасштабной рекламной кампании рекламодатель проводит пробные сравнительно краткосрочные кампании, в ходе которых пробуются разные варианты проведения рекламной кампании и по итогам которых выбирается один из вариантов. Плюс полевых экспериментов состоит в том, что получаемые в ходе них результаты в большинстве случаев заслуживают большего доверия по сравнению с лабораторными экспериментами, но с другой стороны они значительно более затратны и требуют значительного времени.
Специальные исследования
|
|
Под данным способом сбора информации подразумеваются прежде всего действия разведывательного характера. Специфика подобных исследований заключается в четырех моментах:
· во-первых, в большинстве случаев они осуществляются против конкретных фирм и организаций;
· во-вторых, обычно имеются в виду не разовые, а комплексные
исследования, касающиеся разных сторон деятельности того, кого изучают;
· в-третьих, речь идет о получении интересующей информации не только без согласия первоисточника этой информации, но и преодолевая его сопротивление в данной области;
· в-четвертых, для осуществления некоторых исследований
проводятся специальные мероприятия. В качестве объектов
исследования обычно выступают конкуренты, несколько реже
потенциальные партнеры (например, при выборе издания для
размещения рекламы рекламодатель предварительно собирает
информацию о том, в каких изданиях можно получить более
интересные условия размещения).
При этом здесь имеются ввиду только те действия, которые не нарушают законов.
Существуют следующие способы получения данных разведывательного характера применительно к рекламной деятельности:
· изучение открытых источников информации, которые не имеют отношения к самим изучаемым структурам, включая публикации в прессе;
· специальное наблюдение за деятельностью конкурентов и по- тенциальных партнеров по открытым материалам, официально
публикуемым самими указанными конкурентами — материалов заявлений их руководства, пресс-релизов, пресс-конференций, презентаций, отчетов, балансов, рекламных материалов;
· получение информации непосредственно от исследуемых компаний через подставные структуры;
· анализ рекламной деятельности конкурентов и потенциальных партнеров, в том числе и на основе рассмотрения рекламных кампаний, проводимых ими, включая изучение рекламной стратегии, рекламной продукции и размещения рекламы, или на основе изучения размещения рекламы на отдельных медиаканалах;
· установление взаимопонимания со структурами, имевшими ранее или имеющими в настоящее время контакты с изучаемыми компаниями, на предмет получения информации о последних;
· установление контакта с сотрудниками изучаемых фирм