Правовой режим имущества субъектов хозяйствования. Правовое регулирование учета, отчетности и анализа

Понятие и содержание вещных прав (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления). Состав имущества субъектов хозяйствования. Источники формирования имущества. Структура активов. Правовые основы учета, отчетности. Аудит.

Имущественную основу ведения хозяйственной деятельности составляет право собственности.

Право собственности – право индивида или коллектива использовать средства и продукты производства своей властью и в своем интересе.

В пункте 1 статьи 210 ГК РБ содержание права собственности, раскрывается с помощью триады правомочий:

1. Правомочие владения.

· Юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства под вещью.

2. Правомочие пользования

· Юридически обеспеченная возможность извлечения из имущества его полезных свойств в процессе личного или хозяйственного потребления.

3. Правомочие распоряжения

· Юридически обеспеченная возможность определить судьбу имущества.

Различают владения собственника и владения не собственника, законные и незаконные владения.

Собственнику одновременно принадлежат владение, пользование и распоряжение имуществом.

Законных владельцев имущества может являться арендатор либо другое лицо владение, которого базируется не определенном правовом обосновании.

Владения не собственника, не имеющего правового основания, является незаконным. Незаконные владения могут быть добросовестным и не добросовестным.

Добросовестным владельцем признается незаконный владелец, который не знал и не должен был знать, что приобретает имущество у лица, не имеющего право его отчуждать.

Недобросовестным владельцем является тот, кто, приобретая имущество, знал это или должен был знать.

Собственник несет риск случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

Собственник несет бремя принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

В соответствии со статьей 13 Конституции РБ собственность может быть государственной и частной.

Субъектами права частной собственности могут быть любые субъекты хозяйственной деятельности:

Индивидуальные предприниматели, юридические лица.

Субъектами права государственной собственности является РБ и административно-территориальные единицы.

Виды объектов, которые не могут принадлежать на праве собственности индивидуального предпринимателя и юридическим лицом должны быть указаны в законе.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть собственниками любого имущества, неограниченного в оборот. Находящиеся в государственной собственности имущество подразделяется на 2 части:

1 часть закрепляется за государственными юридическими лицами на ограниченных, но самостоятельных личных правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

2 часть имущество, незакрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, прежде всего средством бюджета.

Статья 218 ГК РБ предусмотрена возможность разгосударствования и приватизации государственной имущества.

К ограниченным вещным правам относятся:

· Право хозяйственного ведения

· Право оперативного управления – вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному исполнению имущества собственника.

Субъектами ограниченных вещных прав могут быть только юридические лица, существующие в специальных организационных правовых формах предприятиях и учреждениях.

Субъектом права хозяйственного ведения может быть государственное, республиканское или коммунальное либо частное унитарное предприятие.

Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные (казенные) предприятия, которые принадлежат коммерческим организациям, так и учреждения.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению представлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенные за счет их имущества, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на относительном балансе, если иное не предусмотрено законом.

Право хозяйственного ведения является более широким по сравнению с правом оперативного управления.

В соответствии со статьей 276 ГК РБ право хозяйственного ведения- право унитарного предприятия, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, определенных в соответствии с законодательством.

Имущество, передаваемое унитарному предприятию, на праве хозяйственного ведения выбывает из фактического обладания собственника учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы создания унитарного предприятия, определение предмета и цели его деятельности, его реорганизации и ликвидации назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества и имеет право на получение части прибыли от использования переданного предприятию имущества.

Субъект права хозяйственного ведения не вправе распоряжаться имуществом недвижимым, переданным ему на праве хозяйственного ведения без согласия собственника имущества. Остальным имуществом он распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником.

Право оперативного управления – право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законодательством в соответствии с целями его деятельности задание собственника и назначению имущества.

Собственник – учредитель вправе изъять у субъекта право оперативного управления излишне неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению (статья 277 ГК РБ).

Казенные предприятия вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника.

Казенные предприятия самостоятельно реализуют производимую им продукцию, если иное не установлено законодательством.

Собственник устанавливает также распорядок распределения доходов казенного предприятия. Учреждения не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Право хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество собственника возникает у предприятия или учреждения с момента передачи этого имущества, если иное не установлено законодательством. Прекращение вещных прав происходит по основанию и в порядке предусмотренных законодательством.

2)

В праве под имуществом понимается:

1. Совокупность вещей и материальных ценностей, в том числе деньги и ценные бумаги.

2. Совокупность вещей и имущественных прав.

3. Совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей, которые характеризуют имущественное положение их носителей.

Структуру имущества субъектов хозяйствования можно определить следующим образом:

1. Движимое и недвижимое имущество.

2. Имущество, участвующее в производственной деятельности и непроизводственного назначения.

3. Имущество, изъятое из оборота, ограничено, оборото способное, а также то, которое может свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому.

4. Оборотные средства и основные фонды.

5. Материальные активы и нематериальные активы.

Правовой режим имущества представляет собой совокупность требований, которые предъявляются к имуществу в процессе приобретения и использования его в хозяйственной деятельности. Это проявляется в установлении особых правил учета имущества, порядка погашения его стоимости, отнесение стоимости имущества на себестоимость выпускаемой продукции, переоценке и другое.

Источниками формирования имущества индивидуального предпринимателя является имущество, принадлежащее ему на праве частной собственности.

Источниками формирования имущества юридического лица является:

ü Денежные материальные взносы учредителей.

ü Доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности.

ü Доходы от ценных бумаг.

ü Кредиты банков и других кредитов.

ü Капитальное вложение и дотации из бюджета.

ü Иные источники, незапрещенные законодательными актами РБ.

Имущество юридического лица образуется за счет различных источников. Наиболее важным элементом имущества юридического лица является уставный фонд, который отражает совокупную стоимость вкладов учредителей юридического лица.

Уставный фонд имеет постоянную величину, отраженную в учредительных документах, а его увеличение или уменьшение может быть осуществлено лишь путем внесения изменений в устав.

В балансе юридического лица уставный фонд всегда отражается как статья пассива, а законодательство устанавливает нормы, направленные на то, чтобы уставный фонд отражал действительность внесенных в кладов и дальнейшую обеспеченность активами.

К активам предприятия относятся:

· Основные средства.

· Финансовые вложения.

· Нематериальные активы.

· Денежные средства, находящиеся на счетах и в кассе.

· Дебиторская задолженность.

Правовой режим отдельных видов имущества предполагает наличие внутри правовых форм, правил реализации, правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом в процессе хозяйственной деятельности.

Данный правовой режим может быть установлен в отношении:

1. Отдельных видов имущества, которые выделяются по экономическим и юридическим признакам

2. Фондов

3. Капиталов и резервов.

3)

Под имуществом понимается принимаемые организации и бухгалтерскому учету, недвижимые и движимые вещи, включая вещи и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим правовые и методологические основы организации, и ведения бухгалтерского учета юридическими лицами в РБ является Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности».

Бухгалтерский учет – это система не6прерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РБ.

Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом РБ, Советом Министров РБ и другими государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия, ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, повышение достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.

Руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения.

Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющие отношение к учету требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.

Учетная политика организации включает в себя:

· Описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета.

· План счетов бухгалтерского учета.

· Применяемые организацией первичные учетные документы.

· Применяемые организацией регистры бухгалтерского учета.

· Регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности. Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер.

Руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственным операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации.

Организация непрерывно ведет бухгалтерский учет с момента её создания до реорганизации или ликвидации.

Бухгалтерский учет ведется в белорусских рублях на белорусском или русском языках. Все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством РБ и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах её деятельности.

Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом сначала отчетного года, если иное не установлено законодательством РБ.

Состав промежуточной и консолидированной бухгалтерской отчетности определяется министерством финансов РБ, республиканскими органами государственного управления, подчиненными совету министров РБ, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность учредителям организации или собственникам её имущества в соответствии с её учредительными документами либо государством, если отчитывающиеся организации в соответствии с законодательством РБ находятся в их подчинении или является организациями государственной формы собственности, а также иным организациям в случаях, установленных законодательством РБ.

Представляемая государственная отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организаций.

Годовая бухгалтерская отчетность организации может быть опубликована, а в случаях, предусмотренных законодательством РБ, подлежит обязательной публикации в определенных объемах.

Организации обязаны хранить бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с законодательством. Организации и должностные лица, нарушающие законодательство РБ о бухгалтерском учете и отчетности несут ответственность в соответствии с законодательством РБ.

Источниками правового регулирования аудиторской деятельности является:

1. Закон РБ «Об аудиторской деятельности»

2. Правила аудиторской деятельности,

3. Положение о лицензировании аудиторской деятельности,

Аудиторская деятельность – предпринимательская деятель по независимой проверке, аудиту, бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности и других документов организации, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, простых товариществ, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которые должны отражаться в бухгалтерской финансовой отчетности в целях выражения мнения о достоверности совершенных финансовых хозяйственных операций законодательству.

Аудиторские организации, аудиторы проводят аудит достоверности бухгалтерской финансовой отчетности, достоверности консолидированной отчетности о деятельности банковской группы правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета, целевого использования кредитов и инвестиций, финансового состояния инвестора, финансового состояния эмитента ценных бумаг, формирование уставного фонда, достоверностей налоговой достоверностей налоговой декларацией, состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса, стоимости основных средств иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.

Порядок проведения аудита определяется законодательством. Законодательством может быть установлено обязательность проведения аудита.

Юридические лица с долей государственной собственности, в которой в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от проведения обязательного ежегодного аудита.

Президентом РБ могут быть установлены иные случаи, освобождения аудируемых лиц от проведения обязательного аудита. Аудируемых лиц, у которых проведен обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской отчетности в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской отчётности должны устранить выявленные аудитором нарушения законодательства и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую отчетность.

Аудитор – физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее 3 лет, а также отвечающие квалификационным требованиям, установленным законодательством и аудиторам и имеющие квалификационный аттестат аудитора.

Аудиторская организация – организация, осуществляющая аудиторскую деятельность и оказывающая сопутствующие аудиту услуги, право на осуществление аудиторской деятельности подтверждается специальным разрешением – лицензией.

Аудиторским организациям и аудиторам, индивидуальным предпринимателям – запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности, оказания сопутствующих аудиту услуг преподавательской и научной деятельности.

Воздействие в какой бы то ни было форме на аудиторскую организацию, её работников, а также на аудитора - индивидуального предпринимателя в целях воспрепятствования проведения независимого аудита не допустимо.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и аудиторам определяется договором оказания аудиторских услуг.

По договору об оказании аудиторских услуг, аудиторская организация или аудитор, индивидуальный предприниматель, с одной стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги по заданию другой стороны заказчика, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Договор на оказание аудиторских услуг заключается в простой письменной форме и включает следующие осуществленные условия.

1. Предмет договора.

2. Сроки выполнения аудиторских услуг.

3. Стоимость оказываемых аудиторских услуг.

4. Права и обязанности сторон.

5. Ответственность сторон за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором.

6. Иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Обязанность аудиторских организаций и аудиторов- индивидуальных предпринимателей:

1. Выполнять требования законодательства.

2. Вести учет заключенных договоров оказание аудиторских услуг.

3. Качественно проводить аудит.

4. Сообщать заказчику о невозможность своего участия в проведении аудита при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством.

5. Обеспечивать сохранность полученных документов.

6. Сообщать учредителям аудируемого лица в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства, в результате которого получены или могут быть причинены убытки физическому лицу, юридическому лицу или государству.

7. Передать аудиторское заключение в срок, установленный договором.

8. Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

Аудиторское заключение – официальный документ, составленный по результатам аудита и предназначенный для пользователей бухгалтерской финансовой отчетности.

Правила составления аудиторского заключения устанавливаются Министерством финансов РБ.

Аудиторские организации обязаны хранить тайну в соответствии с законодательством РБ о хозяйственных операциях аудируемых лиц, которые оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Контроль за соблюдением законодательства об аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов РБ, а также комитетом государственного контроля РБ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: