Структура социологического знания

В социологическом знании можно выделить несколько уровней.

•Общая социологическая теория («общая социология»)

Дает абстрактно-обобщенный анализ социальной реальности в ее целостности, сущности и истории развития; фиксируется структура и общие закономерности функционирования и развития социальной реальности.

•Частные социологические теории или теории «среднего ранга» (уровня) (Р. Мертон)

Изучают относительно самостоятельные области общественной деятельности, явления и процессы. Эти теории доступны эмпирической проверке.

ПР. теория относительной обездоленности. Согласно ей, оценка людьми обстоятельств своей жизни зависит от того, с чьими условиями жизни они сравниваются. Так чувство обездоленности несвязанно непосредственно с уровнем материального положения. Семья, проживающая в маленьком домике в бедном районе, где каждый живет в похожих условиях, будет чувствовать себя не такой бедной как та, которая живет в таком же доме, но в окружении больших и богатых домов.

Специальные теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов (процессов, общностей, институтов) собственно социальной сферы общественной жизни, понимая последнюю как относительно самостоятельную область общественной деятельности, ответственную за непосредственное воспроизводство человека и личности.

ПР. социология пола, возраста, семьи, города, образования. Каждая из них, исследуя особый класс социальных явлений, выступает, прежде всего, как общая теория этого класса явлений.

Отраслевые теории исследуют социальные аспекты классов явлений, принадлежащих к другим сферам общественной жизни – экономической, политической.

ПР. социология труда, политики, культуры, организации, управления.

Теории «среднего уровня» – посредники между «большой теорией» общей социологии и третьим уровнем предметного типа исследования

•Конкретное социологическое исследование – социография.

Анализ и описание социально единичного во всей конкретности его существования. Это, как правило, – эмпирическое исследование. Оно направлено на познание внешних проявлений социальной реальности, получение точных описаний фактов и их взаимозависимости.

Эмпирическое исследование – исследование, базирующееся на фактах.

Приступая к изучению новой науки, уместно вспомнить, что наука – это обобщенное, систематизированное и подтвержденное фактами знание. Наука – это особый способ получения знания.

(Знание – выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира.)

ПР. знание можно получать и из астрологических прогнозов или гадания цыганки, проповеди священнослужителя, художественного произведения.

Специфика науки в том, что она применяет специальные методы исследования, анализа данных, теоретического мышления и логической оценки аргументов для организации знания о предмете.

Признаки науки:

-цель науки – получение объективного знания (свободного от субъективности и предвзятости);

-особые методы и средства (анализ и синтез, наблюдение, эксперимент, измерение и др.)

Объективный – соответствующий действительности, независимо от индивидуального сознания и воли.

Субъективный – свойственный только данному лицу (субъекту), личный; односторонний, предвзятый, необъективный.

Но иногда субъективная реальность вполне реальна. То, во что люди верят – реально по своим последствиям.

ПР. сумасшедший, который убивал тех, кто «бубнил» себе под нос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: