В эпоху эллинизма появляется алхимия, которая складывалась на основе слияния прикладной химии египтян с греческой натурфилософией, мистикой и астрологией (золото соотносили с солнцем, серебро – с луной, медь – с Венерой и т.д.).
II-IV века александрийская культурная традиция. Алхимия представляла собой форму ритуально-магического (герметического) искусства. Алхимия – это попытка найти способ получения благородных металлов. Ртуть и серебро разной чистоты соединяясь в различных пропорциях дают начало металлам, но с обязательным участием в ритуале магических сил (заклинание или молитва).
Средние века (расцвет в XIII-XV вв.). Выделилось 2 направления в алхимии:
1 направление – мистифицированная алхимия, ориентированная на химические превращения (например, ртути в золото) и на доказательство возможности человеческими усилиями осуществлять космические превращения (воскрешать из мертвых, создавать андроида). Арабские алхимики в рамках этой тенденции сформулировали идею философского камня – гипотетического вещества – эликсира жизни.
2 направление – практическая технохимия. Достижения: открыты способы получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многие лекарственные вещества, химическая посуда.
Теоретическая основа алхимиков состояла в следующем: исходное материальное начало – первичная материя – хаотична, бесформенна и потенциально содержит в себе все тела, минералы и металлы. Они в последующем не исчезают, а могут превращаться друг в друга.
Среди алхимиков наряду с шарлатанами было много крупных мыслителей, убежденных в реальности взаимной взаимопревращаемости. Это – Р. Луллий (Ок. 1235-ок. 1315), А.де Виланова (ок. 1240-ок. 1310), Альберт Великий (ок. 1193-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Бонавентура (1221-1274) и др.
Главная ориентация эпохи – на потребности человека – приготовление лекарств. Основоположник ятрохимии – Парацельс (1493-1541)
Во второй половине XVII века алхимическая традиция постепенно исчерпала себя. В XVII – XVIII вв. химия постепенно становится наукой о качественных изменениях тел, происходящих в результате изменения их состава. Оформляется классическая химия.
Алхимики считали природу живой и одушевленной, поэтому были уверены, что металлы растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Золото рассматривалось ими как вполне созревший металл, а железо - как недозрелый.
Алхимики не видели существенной разницы между живой и неживой природой и считали, что в неживой природе происходят такие же процессы, как в растительном и животном мире. По их мнению, различие между золотом и серебром - лишь в том, что сера в золоте здоровая - красная, а в серебре - белая. Когда испорченная красная сера в недрах Земли входит в соприкосновение с серебром, зачинается медь. Когда же сера и черная, и порченая смешивается с серебром, зачинается свинец: по словам Аристотеля, свинец - прокаженное золото.
Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс "созревания" незрелых и "исцеления" больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический "философский камень" можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов.
Поскольку считалось, что главная составная часть любого из металлов -- ртуть, а вторая составная часть -- сера, у алхимиков возникло твердое убеждение, что меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие.
Поставив себе фантастическую цель - поиск "философского камня" -- алхимики достигли вполне реальных практических успехов. Они создали первые аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения.
Знаменитый таджикский врач, алхимик и философ Абу Али аль-Хусейн ибн Сина (980-1037), известный больше под именем Авиценна, уже умел получать хлороводородную, серную и азотную кислоты (HCl, H2SO4 и HNO3), гидроксиды калия и натрия (KOH и NaOH).
Алхимики первыми начали применять амальгаму золота (раствор золота в ртути) для золочения изделий из меди и железа. Они научились с помощью ртути извлекать золото из бедных золотоносных песков. Дело в том, что золото (химически инертный металл) в природе находится в основном в самородном состоянии. При обработке золотоносных песков ртутью она растворяет крупинки золота, образуя тяжелую и жидкую амальгаму. Амальгаму отделяли от песка и нагревали в печах, ртуть испарялась и оставалось чистое золото.
Был придуман и другой способ извлечения золота из бедной породы. В Древнем Египте жрецы-алхимики обрабатывали золотоносную породу расплавленным свинцом, который растворял золото и серебро, затем расплав сливали и подвергали обжигу в специальных горшках. Свинец превращался в оксид свинца PbO и впитывался в стенки горшка, увлекая за собой все случайные примеси, а на дне горшка оставался сплав золота и серебра. Главный секрет такого обжига - материал горшков; их делали из костной золы.
Алхимики научились использовать азотную кислоту для отделения серебра и меди, с которыми золото часто образует природные сплавы. С азотной кислотой золото не взаимодействует, а серебро и медь образуют растворимые в воде соли - нитраты AgNO3 и Cu(NO3)2:
Ag + 2 HNO3 = AgNO3 + NO2 + Н2О
Cu + 4 HNO3 = Cu(NO3)2 + 2 NO2 + 2 Н2О
В этих реакциях образуется также диоксид азота NO2, выделяющийся в виде красно-бурого газа.