Теоретическая основа

Теоретическую основу данного подхода составляют работы К. Г. Юнга. В последние дни первой мировой войны Юнг (1965) написал, что он «каждое утро рисовал в своей записной книжке небольшой кружок, мандалу, которая, очевидно, соответствова­ла моему внутреннему состоянию и времени. С помощью этих рисунков я мог изо дня в день наблюдать за своими внутренними трансформациями... Я вынужден был отказаться от представле­ния о доминирующем положении эго... Я отдал себя во власть потока, не представляя, куда он меня приведет» (здесь и далее смотри соответствующую библиографию).

В течение всей своей жизни Юнг продолжал рисовать, описывать и иллюстрировать свои сновидения. Он занимался


резьбой по дереву и камню. Он полагал, что основу психологи­ческого здоровья составляет хрупкое равновесие между требова­ниями внешнего мира и потребностями внутреннего мира. По его мнению, экспрессивные формы искусства составляют важ­ный путь к внутреннему миру чувств и образов. Юнг стал рас­сматривать бессознательную психику не только как хранилище вытесненных эмоций, но и как источник здоровья и трансфор­мации. В стрессовых состояниях индивид обращается к внут­ренней сфере бессознательного в поисках сновидений и образов, заключающих в себе потенциальные возможности или семена исцеления. Юнг не применял редуктивный метод анализа. Его подход можно назвать синтетическим, телеологическим. Его интересовало, куда ведет индивида его внутренняя жизнь. На основе этого подхода психотерапевт не столько анализирует об­разы пациента, сколько побуждает его «создавать» образы и от­слеживать их развитие. При этом эго как бы отходит в сторону, чтобы позволить бессознательным движениям и образам власт­вовать над сознательной психикой.

Юнг (1966) полагал, что установление терапевтического альянса и раппорта активизирует целительный потенциал, за­ложенный в человеческой психике. Он рассматривал этот по­тенциал как составную часть «архетипа самости», который ведет индивида к индивидуации или реализации потенциала. При активизации с помощью терапевтического альянса архе­тип приводит пациента туда, куда пациенту необходимо было прийти. Например, в процессе применения игровой терапии дети нередко осуществляют спонтанную разработку предметов фантазии, которые имеют непосредственное отношение к их психологическим проблемам. Это утверждение в равной мере справедливо и для занятий рисованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: