double arrow

Алхимия

В 1606 г. эрцгерцоги из династии Габсбургов заявили формальную жалобу на императора Рудольфа II. «Его Величество, — писали они,-интересуется только магами, алхимиками, каббалистами и им подобными». И в самом деле, двор Рудольфа в Праге стал прибежищем всего, что было важного в европейском оккультизме.

В том же году венгерский алхимик Янош Бенффы-Хуниянди (1576-1641 гг.) покинул свою родную Трансильванию. Он остановился на некоторое время при дворе Мориса Гессенского в Касселе, этом главном протестантском центре оккультизма, прежде чем двинуться дальше в Лондон. Его прибытие совпало со смертью ученого валлийца д-ра Джона Ди (1527-1608 гг.), бывшего одно время астрологом королевы Елизаветы I, который однажды, чтобы угодить своей королеве, придумал название Великобритания; позднее он провел несколько лет в Праге и в Польше. Подобные ему, как их называли, космополиты делали карьеру в поистине международной среде алхимиков, предвосхищавшей будущее научное сообщество.

Европа в это время переживала настоящий Ренессанс оккультных наук, и алхимия была важнейшей среди родственных друг другу тайных искусств. «Алхимия, — пишет один исследователь эпохи Рудольфа, — была главной страстью того времени в Центральной Европе». Она совмещала поиски философского камня, который бы превращал простые металлы в золото, и поиски путей духовного возрождения человечества. «То, что внизу, подобно тому, что наверху».

Алхимику требовались самые широкие знания. Для экспериментов с металлами и другими веществами они должны были хорошо знать последние достижения технических и прикладных наук. А чтобы интерпретировать полученные результаты, они нуждались в серьезных знаниях по астрологии, каббалистической теории чисел, драгоценным камням, растениям и по ятрохимии [лечебной химии], которую разработал Парацельс [холизм]. И, что было особенно важно в ту религиозную эпоху, они стремились представить свои открытия языком мистического христианского символизма. Не случайно именно в то время выходит на свет в Касселе тайное общество розенкрейцеров, адептов «Розы и Креста»; не случайно и то, что главный систематизатор теософии розенкрейцеров Роберт Флудд был одновременно и маститым алхимиком. [ CONSPIRO ]

В позднейшие, научные времена алхимиков стали считать заблуждавшимися учеными, которые надолго задержали развитие положительной науки. И в самом деле, в так называемую эпоху научной революции они часто представлялись оппозицией. Самые милосердные историки науки называют их практиками, владевшими «технологией без науки». А между тем, на их собственный взгляд и на взгляд их могущественных покровителей, такого противопоставления не было. Они занимались белой магией во имя Добра; они были преобразователями; они были заняты раскрытием тайных сил сознания и материи. Ученые в современном значении этого слова смог-

ли превзойти их только в конце следующего века, а химия утвердилась (в противовес алхимии) еще позже. [ ELDLUFT ]

Алхимики-космополиты часто занимали важные посты при дворе императора Рудольфа. Некоторые, как Михаэль Май-ер, который работал также в Лондоне, или сочувствовавший гугенотам Николас Барнард, занимали положение Leibarzt, то есть придворного врача. Другие, как Себальд Шваертцер, служили инспекторами императорских шахт и рудников в


Рудольфе и в Иоахимстале. [ ДОЛЛАР ] Хаинрих Кунрат (1560-1605 гг.), автор грандиозного труда Amphitheatrum Sapientiae Aeternae Christiano-kabalisticum, приехал из Лейпцига. Михал Сендзивой, или, как его называли, Sendivogius (1566-1636 гг.), чей Novum Lumen Chymicum (1604 г.) издавался 54 раза (и был проштудирован позднее Исааком Ньютоном), приехал из Варшавы. Он был связан с влиятельной группой польских магнатов — сторонников Габсбургской династии, которые поддерживали связи с Оксфордом и способствовали переезду Джона Ди в Краков.

Обладающий сомнительной репутацией помощник Джона Ди Эдвард Келли, которого называли Cacochimicus, возможно, умер в тюрьме в Праге. В эту компанию попал и несчастный Джордано Бруно [СИРОП], астрономы Кеплер и Браге и английская поэтесса Элизабет Джейн Уэстон.

Среди алхимиков было немало евреев. Главный раввин Праги Иуда Лоев бен Бецалель (ум. в 1609 г.) поощрял возрождение каббалы [КАББАЛА]. Возрождение подпитывалось трудами писате-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: