Стратегия позицирования компаний на рынке

Оценка стратегии может осуществляться как абстрактная аналитическая процедура, для осуществления которой, привлекаются специальные консультанты. Однако чаще она представляет собой неотъемлемую часть организационного процесса планирования, анализа и контроля. В некоторых компаниях оценка стратегии носит неформальный характер и проводится лишь периодически. В других фирмах и компаниях создаются специальные структуры по оценке тех или иных стратегий. В тоже время необходимо отметить, что качество оценки стратегии и соответственно качества выполненных мероприятий компании определяются скорее ее способностью к самоанализу и постоянному совершенствованию.

Мотивирование инновационной стратегии

Рассматривая способности организации принимать определенную стратегию целесообразно учитывать следующие особенности.

Прежде всего необходимо проанализировать компетенции компании в способности отвечать на вызовы внешней среды. Стратегия как таковая не может и не должна определять в деталях каждый шаг сотрудников. Ее задача формировать общую структуру целей бизнеса и методов взаимодействий со средой, а осуществление целей - обязанность отдельных сотрудников и подразделений организации. Стратегия, которая предполагает заведомо недостижимые от данной организации цели, не должна быть принята ею. Такая стратегия либо нереальна, либо нуждается в доработке. Главная задача стратегии - развертывание уникальных и специфичных для данной организации ресурсов в соответствии с внешними вызовами.

Второй важной характеристикой является наличие в компании необходимого для выполнения стратегии уровня координации и интеграции навыков. Анализ показывает, что на практике не всегда результатом повышения эффективности компании является повышение знаний и умения. Чаще результативность компании предопределяется способностью компании интегрировать собственные возможности. Например, проблемы эффективности производства текстиля в постсоветских странах состоит не в уровне частных организационных и конкурентных недостатков, а в отсутствии должного взаимодействия между торговыми и производственными структурными подразделениями по цепочке производство-переработка-рынок. Формирование технологичного кластера (холдинга) в данной отрасли по варианту пилотного проекта «модернизация действующих текстильных производств Ивановской области», является наглядным примером первого этапа программы развития текстильно-промышленного кластера России. В инновационный проект включено шесть предприятий. Инвестиционная ёмкость проекта составляет более семи миллиардов рублей.

Важнейшей характеристикой при анализе инновационной стратегии является её мотивированность к обучению. При этом проводят различие между прямой и обратной системой обучения. Прямая система обучения представляет собой связи и фиксации разрыва между ожидаемым и реальным положением дел, что предполагает устранение недостатков и восстановление управляемости системы. Обучение по прямой системе оказывает влияние на эффективность функционирования организации методом выявления наиболее удачных методов достижения поставленных целей, а также поддержания функциональных параметров организации в пределах заданных норм. Функционально последние предопределяют сущность основных правил игры в эффективном бизнесе. На практике они представлены двумя основными составляющими: получении прибыли и в достаточном количестве наличных денег.

Относительно этого, Джек Стэк считает «»

При этом автор отмечает. «Эти Единственным способом обеспечить себе уверенность в завтрашнем дне - это получать прибыль и иметь достаточное количество наличности. Всё остальное – всего лишь средства к достижению этой цели простые правила применимы к любому бизнесу. И все же во многих компаниях никогда не говорят о том, что выживание фирмы зависит от выполнения этих двух правил. Служащих информируют только о том, что им предстоит делать в течение восьмичасового рабочего дня, но никто не разъясняет им, каким образом их работа вписывается в общую картину. Никто не объясняет им, каким образом действия одного сказываются на работе другого, в какой мере отделы зависят друг от друга и какое влияние все они оказывают на работу компании в целом. И, самое главное, никто не рассказывает им, откуда берется прибыль и как заработать наличные. В девяти случаях из десяти служащие даже не понимают разницы между этими двумя понятиями».(12) Однако в некоторых случаях возникает потребность в дополнительном цикле обучения, в ходе которого подвергаются изменению и организационные стандарты и мероприятия.

Обратная связь координирует выявленные проблемы не только со стратегиями и лежащими в их основании изменениями, но и нормами, в соответствии с которыми оценивается эффективность функционирования стратегии.

Сложность процесса формирования эффективной инновационной стратегии предприятия или компании показал глобальный финансово-экономический кризис 2008-2010 годов. Только те компании или корпорации сохранили свои позиции на рынке, которые применяли инновационные стратегии и имели минимальные издержки. Те же, компании которые имели только некоторые элементы стратегии и носили эволюционный и интуитивный характер, понесли существенные потери, а некоторые - обанкротились. При этом стало ясно, что эволюция реальных стратегий происходит параллельно с развитием внутренних решений и внешних событий, которое порождает новые основания для принятия перспектив сохранения преимуществ конкурентного рынка.

Однако данный кризис имел наряду с тяжелыми финансово–экономическими последствиями и ряд позитивных положений. Он ознаменовал новую эру в развитии производительных сил и производственных отношений. Наступает новая эра производств на базе нанотехнологий с качественно новыми характеристиками товаров и услуг.

Анализ эффективно функционирующих предприятий и компаний предполагает следующий механизм формирования инновационной стратегии.

1. Планирование как важнейший элемент инновационной стратегии.

Практика функционирования предприятий и компаний предполагает систематический стратегический плановый процесс. В тоже время применяемый системно-плановый подход базируется преимущественно на количественных характеристиках, в то время как качественным параметрам отводилась второстепенная роль.

Новый этап в позицировании компаний на мировом рынке, требует повышения компетенций компаний в системном инновационном планировании и оно должно рассматриваться как один из элементов инновационной стратегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow