ТЕМА № 2. Система органов прокуратуры РФ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел II. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ

Система органов прокуратуры РФ

Понятие системы органов прокуратуры РФ закреплено и раскрыто в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее ФЗ):

«Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».

Более подробно эта система раскрывается в статье 11 этого же ФЗ:

Статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации

1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры».

В данной статье отсутствует упоминание об управлениях Генеральной прокуратуры в федеральных округах, но это вполне объяснимо. Т.к. эти управления в соответствии с частью 4 ст. 14 ФЗ являются структурными подразделениями самой Генеральной прокуратуры и тем самым не могут быть выделены в отдельную самостоятельную часть системы прокуратуры РФ. Правовой основой их создания послужил Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.06.2000 N 98 "Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах".

В соответствии с ним были даны указания:

«1. Установить в штате аппарата Генеральной прокуратуры дополнительно 7 должностей заместителей Генерального прокурора Российской Федерации с окладом согласно штатному расписанию.

2. Образовать в Центральном, Северо - Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах управления Генеральной прокуратуры.

3. Функции управления Генеральной прокуратуры в Северо - Кавказском округе возложить на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе.

4. Установить, что управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах осуществляют:

координацию деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;

надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;

надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно - розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД РФ».

Эти управления, кроме того, упоминаются в различных приказах ГП РФ, в частности, приказе ГП РФ от 09.11.2009 N 983-к "Об утверждении Инструкции по учету кадров прокурорских работников в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации", приказ Генпрокуратуры России от 03.06.2013 N 230 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации", (в частности абзац 4 п. 1.13) и т.д.

Сама Генеральная прокуратура РФ строится, исходя из установленной статьей 14 ФЗ структуры, в частности:

«Статья 14. Генеральная прокуратура Российской Федерации

1. Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

4. Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

6. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором.

7. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации».

Далее структурное деление прокуратуры согласно ФЗ строится в соответствии со ст. 15 ФЗ:

«Статья 15. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры

1. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

2. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.

3. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений».

Вот структура (согласно данным официального сайта) прокуратуры Забайкальского края:

Прокурор Забайкальского края ФАЛИЛЕЕВ Владимир Александрович, его первый заместитель ШИПИЦЫН Максим Владимирович, заместители ДОРЖИЕВ Баир Валерьевич и КОЗЛОВА Светлана Николаевна, далее идут 7 старших помощников прокурора края (по организационной работе, контролю исполнения и правовому обеспечению, по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, по рассмотрению писем и приему граждан по обеспечению собственной безопасности и физической защите, по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму, по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами края, органами местного самоуправления, по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью).

Затем идут Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Забайкальского края.

Отдела по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью в органах внутренних дел, наркоконтроля и юстиции прокуратуры Забайкальского края.

Отдела по надзору за процессуальной деятельностью в органах Следственного комитета Российской Федерации Управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Забайкальского края.

Управление по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Забайкальского края.

Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства в сфере экономики и охране окружающей среды прокуратуры Забайкальского края.

Отдел по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Забайкальского края.

Уголовно-судебное управление прокуратуры Забайкальского края.

Апелляционно-кассационный отдел уголовно-судебного управления.

Отдел государственных обвинителей уголовно-судебного управления.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

Отдел кадров прокуратуры Забайкальского края.

Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Отдел правовой статистики.

Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.

Отдел документационного обеспечения прокуратуры Забайкальского края.

Отдел планирования труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности.

Отдел материального обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта прокуратуры Забайкальского края.

Ну, и завершает структуру органов прокуратуры её низовое, но самое боевое и самое загруженное работой звено – прокуратуры городов и районов и приравненные к ним (по объему полномочий) прокуратуры:

«Статья 16. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

По решению Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы».

В нашем городе и крае их 23: прокуроры Агинского района (АБО), Акшинского, Александрово-Заводского, Балейского, Борзинского, Газимуро-Заводского, Дульдургинского (АБО), Забайкальского, Каларского, Калганского, Карымского районов, Краснокаменский межрайонный прокурор, прокуроры Красночикойского, Кыринского, Могойтуйского районов, Могочинский межрайонный прокурор, Прокуроры Нерчинского и Нерчинско-Заводского районов Забайкальского края, а также прокуроры Центрального, Ингодинского, Черновского и Железнодорожного районов г. Читы.

Теперь вкратце рассмотрим систему специализированных прокуратур РФ.

Транспортные прокуратуры. Правовой основой их деятельности, помимо ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» является Приказ Генпрокуратуры России от 15.07.2011 N 211 (ред. от 09.02.2012) "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере". Согласно этому приказу в составе ГП РФ создано управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, на которое замыкаются транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, которым, в свою очередь подчинены транспортные прокуратуры на правах районных. В нашем регионе это Восточно-Сибирская транспортная прокуратура с местом дислокации в г. Иркутске (прокуратура, приравненная к прокуратуре субъекта федерации, действующая на территории республик Бурятия и Саха (Якутия), Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей), имеющая в своем составе (в подчинении) в том числе и 4 транспортные прокуратуры (на правах районных), дислоцированных на территории Забайкальского края. Это Борзинская, Даурская, Могочинская и Читинская транспортные прокуратуры. Приведенным выше приказом ГП РФ на транспортных прокуроров (на правах районных) возложены следующие полномочия:

«4. На транспортные прокуратуры (на правах районных) возложить полномочия:

«по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с установленной компетенцией;

по организации и осуществлению надзора за исполнением законов о государственной службе и законодательства о противодействии коррупции в таможенных органах, органах внутренних дел на транспорте, подразделениях Следственного комитета Российской Федерации на транспорте и подразделениях органов исполнительной власти на транспорте;

по санкционированию арестов имущества как способа обеспечения исполнения решений таможенных органов о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет иного имущества плательщика;

по согласованию внеплановых выездных проверок, проводимых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, производимых по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

по надзору за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях на транспорте и в области таможенного дела;

по надзору за исполнением законов при распоряжении обращенным в федеральную собственность имуществом, а также вещественными доказательствами по уголовным делам и административным делам о правонарушениях, совершенных на транспорте и в таможенной сфере;

по надзору за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, уголовно-процессуальной деятельностью следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации на транспорте, линейных отделов и управлений внутренних дел на транспорте, таможен;

по поддержанию государственного обвинения в ходе судебного производства по уголовным делам, по которым решение о направлении уголовного дела в суд принималось транспортным прокурором (заместителем), приравненным к прокурору района;

по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе и в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел в порядке, определяемом соответствующими приказами Генеральным прокурором Российской Федерации;

по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере, а также взаимодействию с территориальными органами прокуратуры.

5. При реализации надзорных полномочий транспортным прокурорам:

считать приоритетными направлениями надзора на транспорте исполнение законов о транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, инженерных сооружений и технических средств, непосредственно обеспечивающих его безопасное функционирование, защите прав потребителей при пользовании транспортными услугами, охране их жизни, здоровья и имущества;

сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов, регламентирующих применение таможенных процедур, осуществление таможенного и валютного контроля, контроля таможенной стоимости, порядок уплаты и взыскания таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей, производство по делам об административных таможенных правонарушениях и взыскания штрафов;

обеспечить действенный надзор за реализацией, уполномоченными органами, государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации, создания, развития, и обеспечения деятельности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и мест пересечения Государственной границы Российской Федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере;

обеспечить эффективный надзор за исполнением законов о сохранности федеральной собственности, закрепленной за таможенными органами, транспортными предприятиями и организациями. Особое внимание обращать на пресечение злоупотреблений и хищений, нецелевое использование федерального имущества, бюджетных средств. Безотлагательно принимать решения о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, возмещении причиненного ущерба;

проверять законность правовых актов, издаваемых таможенными органами, органами внутренних дел на транспорте, подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти на транспорте, территориальных подразделений органа, уполномоченного в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации, Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России и ее территориальными подразделениями;

обеспечить надзорными средствами законность в деятельности органов внутренних дел на транспорте по борьбе с преступностью и нарушениями общественного порядка на вокзалах, в портах и на других транспортных объектах;

проводить регулярно в указанных органах проверки учета и регистрации сообщений о преступлениях, в ходе которых изучать журналы входящей и исходящей корреспонденции, жалобы и заявления граждан и юридических лиц, номенклатурные дела, сводки о происшествиях, документацию медицинских учреждений, ведомственной и иной охраны транспортных предприятий, акты ревизий, материалы контрольных проверок нижестоящих органов и служебных проверок, кадровые приказы, дела об административных правонарушениях, материалы оперативно-розыскной деятельности и доследственных проверок;

при осуществлении надзора за исполнением законов об административных правонарушениях особое внимание уделять своевременности возбуждения дел, законности ведения производства по ним, освобождения от наказания лиц, привлекаемых к административной ответственности и прекращения производства по делам. При обнаружении в материалах дел об административных правонарушениях сведений, указывающих на признаки уголовно наказуемых деяний, незамедлительно принимать соответствующие меры прокурорского реагирования и решать вопрос об ответственности виновных должностных лиц;

в случае выявления признаков преступлений и направления материалов в соответствующие органы расследования для принятия процессуальных решений контролировать соблюдение сроков проверки, законность и обоснованность принятых решений;

средствами прокурорского надзора добиваться своевременного выявления и пресечения преступлений, особое внимание уделять выявлению контрабанды и других преступлений в таможенной сфере, установлению лиц, совершивших данные преступления;

в сфере надзора за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел и таможенных органов обращать особое внимание на законность, обоснованность и соблюдение порядка заведения и прекращения дел оперативного учета, наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий и полномочий у лиц, принимающих эти решения, своевременность уведомлений судей о проведении оперативно-розыскных мероприятий без разрешения судьи;

в полной мере использовать имеющиеся полномочия для обеспечения эффективного надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, своевременно проверять законность возбуждения уголовных дел и задержания подозреваемых, проведения обысков и принятия иных процессуальных решений. Обеспечить безусловное реагирование на выявленные нарушения законов, требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности;

постоянно анализировать состояние прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, эффективность мер прокурорского реагирования, обоснованность отклонения требований прокурора об отмене незаконных процессуальных решений руководителями следственных органов, практику отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела прокурорами и руководителями следственных органов, в том числе в связи с внесением актов прокурорского реагирования и в порядке ведомственного контроля, практику рассмотрения органами дознания и следствия постановлений прокуроров, направленных в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании;

систематически анализировать состояние законности в транспортной и таможенной сферах, обобщать прокурорско-следственную практику по уголовным делам данной категории, а также по делам о преступлениях, связанных с исполнением служебных обязанностей должностными лицами таможенных органов и органов внутренних дел на транспорте;

регулярно информировать общественность через средства массовой информации о принимаемых мерах по устранению нарушений законов на транспорте и в таможенной сфере».

Природоохранные прокуратуры. В их структуре лишь одна (Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура), действующая на правах прокуратуры субъекта федерации, которой подчинены 16 межрайонных природоохранных прокуратур (Осташковская, Тверская, Череповецкая, Ярославская, Костромская, Ивановская, Рязанская, Чебоксарская, Казанская, Самарская, Саратовская, Нижегородская, Ульяновская, Волгоградская, Астраханская и Марийская). Компетенция данной прокуратуры закреплена в приказе ГП РФ от 07.05.2008 N 84 (ред. от 30.01.2013 г.) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", где в п. 4 конкретно содержатся следующие полномочия:

«4. Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору (на правах прокурора субъекта Российской Федерации) осуществлять:

надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющими свою деятельность в бассейне реки Волги, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;

надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Волжским межрегиональным природоохранным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации;

участие во взаимодействии с прокурорами субъектов Российской Федерации в правотворческой деятельности представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации, расположенных в бассейне реки Волги, по вопросам обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в природоохранных территориальных органах федеральных органов исполнительной власти;

надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений об экологических преступлениях, о преступлениях против интересов службы в государственных, коммерческих и иных организациях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета Российской Федерации по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений указанной категории, совершенных в бассейне реки Волги;

участие в судебном рассмотрении уголовных дел, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждались Волжским межрегиональным природоохранным прокурором, его заместителями или подчиненными прокурорами;

участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;

рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с экологическими правонарушениями, осуществляемой на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в бассейне реки Волги;

анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка в названной сфере, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;

руководство деятельностью подчиненных природоохранных прокуратур (на правах районных);

взаимодействие со средствами массовой информации в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

Перечень городов и районов субъектов Российской Федерации, расположенных в бассейне реки Волги, на которые распространяются полномочия Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, определять по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в совместных документах Волжского межрегионального природоохранного прокурора и соответствующих прокуроров субъектов Российской Федерации».

В нашем регионе имеется одна такая прокуратура – Читинская межрайонная природоохранная прокуратура, организационно замыкающаяся на прокуратуру Забайкальского края.Этим же приказом ГП РФ № 84п. « 2.3. природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществлять:

надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;

надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов природоохранными следственными подразделениями Следственного комитета Российской Федерации;

надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета Российской Федерации по преступлениям указанной категории».

Прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. Компетенция данных прокуратур, а точнее, их прокуроров, закреплена в приказе ГП РФ от 07.05.2008 N 84 (ред. от 30.01.2013 г.) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", где в п. 2.2 конкретно содержатся следующие полномочия:

«2.2. Прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществлять:

надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера;

надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;

надзор за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами;

участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях».

В нашем регионе также имеется одна такая прокуратура – Читинская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, организационно замыкающаяся на прокуратуру Забайкальского края.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах. Компетенция данных прокуроров также закреплена в приказе ГП РФ от 07.05.2008 N 84 (ред. от 30.01.2013 г.) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", где в п. 2.1 закреплены следующие полномочия:

«2.1. Прокурорам по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах осуществлять:

надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами в хозяйствующих субъектах оборонно-промышленного комплекса, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1997 N 1655-75 (за исключением объектов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю), в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях и обособленных военных городках Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, на космодроме "Восточный", где проживает или работает гражданское население;

надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям и на особорежимных объектах (за исключением комплекса "Байконур" и ЗАТО г. Межгорье);

надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;

надзор за исполнением законов подразделениями органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие на объектах оборонно-промышленного комплекса и в закрытых административно-территориальных образованиях;

надзор за соблюдением законов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных в хозяйствующих субъектах оборонно-промышленного комплекса, в пределах закрытых административно-территориальных образований проживающими либо работающими в них гражданскими лицами».

В нашем регионе (Забайкальском крае) подобных прокуратур нет. Организационно эти прокуратуры, как правило, подчиняются прокурорам субъектов федерации, на территории которых они находятся, т.к. пользуются полномочиями в объеме прокурора города (района).

Ну и, наконец, военные прокуратуры. Их полномочия, помимо ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ведомственных приказов Главного военного прокурора, являющегося по должности заместителем Генерального прокурора РФ, также регламентированы упомянутым выше приказом ГП РФ от 07.05.2008 N 84 (ред. от 30.01.2013 г.) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", где в п. 6 закреплены следующие полномочия:

«6. Военным прокурорам осуществлять:

надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства специального строительства (за исключением деятельности на территории закрытого административно-территориального образования - поселка Углегорска и космодрома "Восточный", связанной со строительством данного космодрома), внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (за исключением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, подразделений, осуществляющих государственный надзор (контроль) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения безопасности людей на водных объектах, а также финансируемых за счет местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисковых спасательных служб МЧС России), Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ России), открытого акционерного общества "Оборонсервис" и управляемых им открытых акционерных обществ, страховых компаниях, осуществляющих за счет бюджетных средств страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (в части, касающейся этой деятельности), других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;

надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов военными следственными органами Следственного комитета Российской Федерации и входящими в их структуру следственными подразделениями;

надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных воинских частях, органах и учреждениях;

надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;

надзор за исполнением командованием и иными должностными лицами дисциплинарных, других воинских частей, учреждений, организаций и предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, уголовно-исполнительного законодательства в отношении военнослужащих, за исполнением законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание, при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими;

надзор за исполнением законов органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия и органами дознания по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных неустановленными лицами в расположении воинской части, соединения, учреждения - до их установления;

уголовное преследование в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 5 п. 6 настоящего Приказа, а также по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены военными прокурорами или их заместителями;

участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе, при рассмотрении военными судами административных дел, а также материалов о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков;

рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, допущенных военнослужащими, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также жалоб на действия и решения подчиненных военных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;

взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации».

Кроме того, структура и полномочия ВП закреплены, как мы уже говорили в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в частности, в разделе 6 (статьи с 46 по 47 включительно). Так, в статье 46 указанного ФЗ закреплена структура и организация органов военной прокуратуры:

«Статья 46. Структура и организация органов военной прокуратуры

1. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее - органы военной прокуратуры).

В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной прокуратуры.

2. Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командования других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности.

3. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

4. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами».

В статье 46.1 раскрыта структура Главной военной прокуратуры (ГВП):

«Статья 46.1. Главная военная прокуратура

1. Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

2. Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной - помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

3. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

4. В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного прокурора».

Полномочия военных прокуроров, помимо приведенного выше приказа ГП РФ № 84, в обобщенном виде закреплены в статье 47 этого ФЗ:

«Статья 47. Полномочия военных прокуроров

1. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Военные прокуроры также обладают полномочиями:

участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации».

На территории Забайкальского края действуют 3 военные прокуратуры гарнизонов (на правах районных), организационно подчиненных военной прокуратуре Восточного военного округа (г. Хабаровск) через прокурорский участок ВП ВВО (г. Чита, ул. Пушкина, 3). Это ВП Читинского, Борзинского гарнизонов и гарнизона Дровяная.

Лекция: История образования и становления прокуратуры России. Развитие законодательства о прокуратуре. Система органов прокуратуры.

Как и всякий иной государственный орган или учреждение имеет свою историю, так и прокуратура России в своем развитии прошла долгий и многотрудный исторический путь, богатый на события и факты. Вот уж скоро 300 лет, как она существует в списке государственных органов, который постоянно и весьма часто изменяется и обновляется, появляются новые структуры, прежние реорганизуются или вовсе исчезают с «политического Олимпа», а прокуратура остается. Причина её долголетия и востребованности в тех задачах, которые она призвана решать вне зависимости от политической конъюнктуры и вида власти, которая стоит у руля государства (монархия ли это, буржуазная, социалистическая или демократическая республики). Любая власть нуждается в законности и правопорядке, в правильном понимании и применении издаваемых ею законов, в надзоре за законностью деятельности государственных и иных структур, во властном принуждении к исполнению законов теми, кто эти законы нарушает, либо применении к ним законных санкций за допущенные нарушения законов.

Условно периоды развития российской прокуратуры можно разбить на следующие:

1722 – 1864 гг. – дореформенная императорская (петровская) прокуратура.

1864 – 1917 гг. – пореформенная императорская прокуратура.

1922 – 1991 гг. – советская прокуратура.

С 1992 г. – новая российская прокуратура.

Крупномасштабные государственные преобразования в России в начале XVIII в., затронувшие все сферы жизни, справедливо связываются с именем Петра I. Конечно, все мысли и действия Петра I были направлены, говоря современным языком, на улучшение геополитического положения России. Однако достижение результатов в этой сфере вряд ли было бы возможно без преобразований в области внутреннего государственного управления и в системе внутреннего государственного устройства. При этом, всякие реформы государственного устройства, преобразования армии, создание чиновничьего аппарата и другие преобразования, начатые в эпоху Петра, требовали денег. Очевидно, что у Петра I было понимание того, что для решения задач в той же финансовой сфере необходимо иметь на службе лиц, обладающих определенным уровнем специальных знаний и специальными профессиональными навыками. Для этой цели практически одновременно с изданием в марте 1711 г. Указа о создании Сената, Петр I требует "учинить фискалов во всяких делах", и соответственно этому Сенат постановляет "выбрать обер-фискала, человека умного и доброго (из какого чина ни есть)" и возложить на него обязанность тайно надсматривать и проведывать во всех делах, в том числе в сборе казны.

В том же 1711 г. Петр I учредил должность государственного фискала как "надсмотрителя, дабы никто от службы не ухоранивался и прочего худа не чинил".

Однако, надежды, возлагавшиеся Петром I на фискалов, оправдались не полностью. Кроме того, оставался без контроля и просмотра высший государственный орган – Правительствующий сенат. Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Таким органом стала прокуратура.

По свидетельству русского историка В.О. Ключевского Петр I немало размышлял над будущим прокурорской власти, лично составлял варианты законопроектов. Его особо занимала мысль об устройстве такого надзорного органа, который не спасовал бы перед вельможными чинами и «сиятельствами», в том числе и перед Сенатом, который сам являлся высшим органом управления и контроля в России. Можно полагать, что при обдумывании неординарного решения Петр находился в поисках полезного надзорного института. И без изучения опыта других стран, в первую очередь примера Франции, возможно, здесь не обошлось. Но ни о каком копировании зарубежных моделей не могло быть и речи. Во Франции прокурор всецело подчинял свою деятельность охране королевской власти и чести, от имени последней он участвовал и в суде. В России же правомочия прокурора изначально выходят на контрольно – надзорные функции общегосударственного значения, формирование службы надзора постепенно завершается системной централизованной самостоятельностью прокуроров с их подчинением генерал-прокурору. Иными словами, возник самобытный, влиятельный орган государства с уникальными функциями надзора, служители которого не только опротестовывали незаконные распоряжения и действия любых учреждений и чинов, но и доносили высочайшей власти о замеченных злоупотреблениях. В какой-то степени по своему назначению русский генерал-прокурор был ближе шведскому омбудсмену, основной задачей которого была защита прав и свобод населения от нарушителей со стороны властей. Существуют и другие точки зрения и мнения относительно истории возникновения замысла о создании надзорного органа и реального создания его в России именно в виде прокуратуры. Однако, здесь следует исходить уже не из предположений о том, что хотели создать и что получилось, а именно из того, что получилось. Тем более, то, что получилось, осталось и при самом Петре I, весьма резком на расправу в случае неудачи, и существует вот уже без малого 300 лет при всех политических строях и режимах.

Итак, прокуратура была учреждена тремя петровскими указами: «Быть при сенате генерал–прокурору и обер–прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал–прокурору» от 12 января 1722 года; Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей» от 18 января 1722 года; «О должности генерал–прокурора» от 27 апреля 1722 года. Последний указ поставил прокурора над Сенатом и в прямое подчинение императору. «Генерал–прокурор должен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы сенат свою должность хранил и во всех делах: истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял», «также должны накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». (Кстати, Указом Президента РФ от 29 декабря 1995 г. № 1329 день 12 января провозглашен Днем работников прокуратуры Российской Федерации).

Таким образом, в 1722 году в России был введен новый государственный институт, доселе не существовавший в России – прокуратура. Цель, поставленная перед прокуратурой – проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформ царя вопреки скрытому, а нередко и открытому сопротивлению местных органов власти. Средства, используемые прокурорами, носили уже тогда чисто надзорный характер. По замыслу императора прокурорский надзор был сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата и в первую очередь – за Сенатом.

Прокуратура создавалась в России как представительный орган, прежде всего императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений. Суть самой должности прокурора ее основатель Петр I выразил такими словами: «Сей чин яко око наше». Средства прокурора носили чисто надзорный характер, и основными среди них являлась так называемая протестанция, то есть принесение протеста в органах, нарушивший закон, или в вышестоящий орган.

Генерал–прокурор непосредственно надзирал за тем, чтобы высший государственный орган – Сенат – рассматривал все относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с Регламентом и императорскими указами.

Первым генерал-прокурором Петр назначил Павла Ивановича Ягужинского. Способный от природы, энергичный и честный, Ягужинский пользовался полным доверием Петра, сказавшего про него однажды: «Что осмотрит Павел, так верно, как будто я сам видел». Это доверие Ягужинский оправдывал всегда. В то время как многие крупные, даже приближенные к императору вельможи, нередко погрязали в лихоимстве и других злоупотреблениях, на генерал-прокурора даже не падала тень такого подозрения. Никаких особых личных требований для службы в прокуратуре в тот период не предъявлялось: велено было избирать их из всякого чина, но лучших.

В послепетровский период наиболее значимым в истории развития прокуратуры событием стала Губернская реформа 1775 года в России и совершенствование структуры органов прокуратуры. В период царствования Екатерины II в существенной мере был усилен местный прокурорский надзор. Этому в немалой степени способствовало принятое «Учреждение для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 года, в котором были сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров.

О том, что прокуратура как высший орган надзора не утратила своих функций, заложенных в её основание Петром I, и при Екатерине II, свидетельствует Наставление Екатерины II вновь назначенному генерал-прокурору князю А.А. Вяземскому (1764-1792 г.г.) писала о наличии в Сенате двух партий: «Вам не должно уважать ни ту, ни другую сторону, обходиться учтиво и беспристрастно, выслушивать всякого, имея только единственно пользу Отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине». В этом «Учреждении о губерниях» предусматривалась специальная глава «О прокурорской и стряпческой должности», в которой устанавливались широкие полномочия прокуроров по общему и судебному надзору, а также надзору за местами лишениями свободы, конкретизировались должностные обязанности. В статье 404 «Учреждения …» было сказано: «Вообще губернский прокурор и губернские стряпчие смотрят, и бдение имеют о сохранении везде всякого порядка, законами определенного, и в производстве и отправлении самих дел. Они сохраняют целостность власти установленной и интереса императорского величества, наблюдают зловредные взятки». (Кстати, название стряпчий, довольно экзотическое для нашего времени и ошибочно ассоциируемое с кулинарией, в действительности имело отношение именно к государственной службе. «Стря́пчий — чин и должность государственного служащего в России, в XVI — XVIII веках. В России в 1775—1864 годах — название некоторых судебных чиновников, например помощника прокурора по уголовным делам. Особой компетенцией стряпчих была правовая защита казённых интересов (удельных имений и пр.), с начала XIX века — надзор за местами заключения. С 1832 года — присяжный стряпчий, ходатай по частным делам в коммерческих судах. По судебной реформе 1864 года сохранилась только эта роль стряпчих»). (https://ru.wikipedia.org/wiki/).

Еще до судебной реформы 1864 г., в 1862 году, Государственный Совет Российской Империи принял «Основные положения о прокуратуре», в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора, его содержание (предмет), задачи и полномочия прокуроров. Весьма четко было определено назначение прокуратуры: «Наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи». В «Основных положениях о прокуратуре» были сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры, которые оставались незыблемыми на протяжении всего периода существования Российской Империи. К их числу относятся: единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора; осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры; осуществление «верховного» надзора в Империи генерал-прокурором (он же министр юстиции); строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; несменяемость прокуроров; независимость прокуроров от местных влияний при принятии ими законного решения.

Надзирала прокуратура за законностью деятельности и других государственных органов и структур. Так, она вела наблюдение за интересами казны, вела надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Подчеркивая это обстоятельство, видный российский государственный деятель, бывший министр юстиции, генерал – прокурор Н.В. Муравьев (1894-1905 г.г.) свидетельствовал, что в России «прокуратура с момента ее создания (1722г.) и до судебных реформ Александра II (1860-е гг.) была преимущественно органом общего (административного) надзора, а собственно судебная, обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике».

В ходе судебной реформы 1864 года, проводившейся Императором Александром II, менялись приоритеты в деятельности прокуратуры. Суть реорганизации прокуратуры в соответствии с основными принципами судебной реформы 1864 года состояла в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной областью, возложении на прокурора функций поддержания государственного обвинения в суде и в таком усилении надзора за дознанием и следствием, который фактически превращал прокуроров в руководителей предварительного расследования. В связи с этим менялась и система органов прокурорского надзора: губернская прокуратура должна была уступить место прокуратуре, создаваемой в судебных округах. По условиям того времени реформа, вне всяких сомнений, была крупным шагом вперед. Существенно изменила свое лицо прокуратура, появились судебные следователи.

В таком виде, с некоторыми изменениями, прокуратура просуществовала до ноября 1917 года, когда Декретом СНК РСФСР о суде № 1 от 24 ноября 1917 года упразднялись доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно институты присяжной и частной адвокатуры. Кроме того, этим декретом были упразднены все существовавшие в России до его принятия судебные учреждения как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды. Течение всех процессуальных сроков приостанавливалось с 25 октября 1917 года до издания особого декрета об определении порядка движения всех неоконченных к этому числу дел. (https://ru.wikipedia.org/wiki/)

Такое положение, вполне приемлемое в условиях гражданской войны, стало нетерпимым во время мирного строительства. В 1921 году со всей остротой встал вопрос о создании прокуратуры. Тем более, что в период с 1917 по 1922 года, то есть в период времени с ликвидации царской прокуратуры и вплоть до ее воссоздания, ее функции выполняли различные революционные органы управления. Основная тяжесть в таком надзоре была возложена на рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), а также на НКЮ РСФСР (народный комиссариат юстиции) с его местными органами в системе губисполкомов. Функции по надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК, пока они в 1922 году не были преобразованы в органы Главного политического управления. Полномочия ВЧК по охране законности были переданы судебным органам. В течение весьма короткого времени надзор за исполнением законов осуществляли также органы Народного Комиссариата государственного контроля, пока в 1920 году они не были ликвидированы в силу их малой эффективности.

По предложению В.И. Ленина НКЮ РСФСР подготовил проект «Положение о прокурорском надзоре». Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 года, когда М.И. Калинин, как председатель ВЦИКа, подписал принятое этим органом «Положение о прокурорском надзоре». С этого дня ведут отсчет органы советской прокуратуры.

С годами деятельность органов прокуратуры совершенствовалась, прокуратура заняла свое особое место в системе государственных органов, основное предназначение которой состояло в осуществлении надзора за точным и единообразным исполнением законов государственными органами, должностными лицами и гражданами. Начиная с 1926 года, органы прокуратуры по существу приобретают монопольное право производства предварительного расследования преступлений. Утвержденное 19 ноября 1926 года ВЦИК «Положение о судопроизводстве РСФСР» определяет правовой статус следователей органов прокуратуры, подчеркивая их процессуальную самостоятельность при принятии конкретных решений и в то же время поднадзорность органам прокуратуры при применении уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Ключевым моментом в истории современной прокуратуры явилось Постановление ЦИК СНК СССР от 20 июня 1933 года о создании Прокуратуры СССР, которое сыграло серьезную роль в укреплении организационного единства органов прокуратуры и усилении ее роли в деятельности всех правоохранительных органов.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры была подчинена общей задаче – победе советского народа над фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, объявившим в стране военное положение, работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Главное содержание деятельности органов прокуратуры состояло в надзоре за исполнением законов военного времени, направленных на охрану общественного порядка, трудовой и государственной дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и их семей, охрану социалистической собственности от преступных посягательств. Прокуроры и следователи многое сделали в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Находясь на военном положении, прокуратура обеспечивала четкое исполнение законов о поставке военной продукции, об оказании помощи фронту и об укреплении тыла. Интересы военного времени потребовали перестройки системы и структуры органов прокуратуры, в особенности органов прокуратуры прифронтовой полосы. С целью укрепления трудовой и исполнительной дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям. Многие прокуроры и следователи ушли на фронт в действующую армию или в партизанские отряды. Немало из них погибло в баях с немецко-фашистскими захватчиками.

Прокуроры и следователи проводили большую работу вместе с Чрезвычайным государственным комитетом по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Собранные материалы были использованы при разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе.

В послевоенное время усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики. Потребовалось перестроить работу органов прокуратуры, чтобы обеспечить соблюдение законности в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте. На первый план выдвигались задачи по обеспечению сохранности государственного имущества, соблюдению режима экономии.

К тому же периоду относится и принятие такого важного законодательного акта, как «Положение о прокурорском надзоре в СССР», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года. Разработка и принятие Положения о прокурорском надзоре в СССР имели целью восстановить принципы орга


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: