Устройства ввода информации в компьютер
Компьютеры
Компьютеры принимают, перерабатывают, хранят и выдают информацию. Действиями компьютера управляет оператор. Длинные последовательности инструкций заранее фиксируются в программах.
Согласно принципам работы ЭВМ, сформулированным в 1945 году американским математиком Джоном фон Нейманом, центральный процессор состоит из двух частей. Устройство управления воспринимает команды программ и организует их выполнение. Арифметико-логическое устройство выполняет вычисления.
В компьютерах используется двоичная система счисления, которая основана на двух цифрах, «0» и «1». Информация любого типа может быть закодирована с использованием этих двух цифр и помещена в оперативную или долговременную память компьютера. Впервые принцип двоичного счисления был сформулирован в XVII веке немецким математиком Готфридом Лейбницем.
Для обозначения двоичных цифр применяется термин бит – сокращение словосочетания «двоичная цифра» (binary digit – bit).
|
|
Для функционирования компьютера необходимы аппаратное и программное обеспечение.
Аппаратным обеспечением являются все внутренние компоненты и внешние устройства компьютера – интегральные микросхемы (в том числе микропроцессоры), дисководы, системные и интерфейсные платы, мониторы, принтеры, манипуляторы, модемы и т. д.
Программное обеспечение представляет собой наборы инструкций для ЭВМ, необходимые для управления работой компьютера и выполнения с его помощью полезных задач.
Виды компьютеров:
■ настольные,
■ портативные (ноутбуки),
■ миникомпьютеры (КПК).
Для ввода информации в компьютер используются различные устройства: клавиатура; манипуляторы (мышь, трекбол, джойстик, тачпад, трекпоинт); сканеры; цифровые фотокамеры; графические планшеты.
Клавиатура пока является основным устройством ввода информации в компьютер. Современная эргономичная клавиатура, как правило, характеризуется своеобразной изогнутой формой, которая позволяет поддерживать локти в разведенном положении. В некоторых клавиатурах полотно можно разделять на две половинки и разносить их на удобное расстояние. Другой тенденцией является оснащение клавиатуры динамиками, манипуляторами типа трекбол, устройствами для считывания пластиковых карт и т. п. Из всех этих усовершенствований наиболее практичным представляется беспроводная клавиатура, передающая информацию в ПК при помощи ИК-волн или радиоволн.
Мышь. Принцип действия. Подавляющее число компьютерных мышек используют оптико-механический принцип кодирования перемещения. С поверхностью стола соприкасается тяжелый, покрытый резиной шарик сравнительно большого диаметра. Более точного позиционирования курсора позволяет добиться оптическая мышь, а еще точнее лазерная. Расположенные в нижней части мыши две оптопары (в лазерной лазер-источник света) освещают и сканируют поверхность, при движении определяют величину и скорость перемещения. Оптические мыши не имеют механических частей и лишены такого присущего оптико-механическим мышам недостатка, как перемещение курсора мыши рывками из-за загрязнения шарика.
|
|
Трекбол (Trackball) представляет собой «перевернутую» мышь, так как у него приводится в движение не корпус устройства, а только его шар увеличенного по сравнению с мышью размера, что позволяет существенно повысить точность управления курсором.
Джойстик (Joystick), или рычажный манипулятор (рис. 16), является аналоговым координатным устройством ввода информации.
Трекпойнт (TrackPoint) – координатное устройство, впервые появившееся в ноутбуках IBM, представляет собой миниатюрный джойстик с шершавой вершиной диаметром 5-8 мм. Трекпойнт расположен на клавиатуре между клавишами и управляется нажатием пальца.
Тачпад (TouchPad) представляет собой чувствительную контактную площадку, движение пальца по которой вызывает перемещение курсора. В подавляющем большинстве современных ноутбуков применяется именно это указательное устройство, имеющее не самое высокое разрешение, но обладающее самой высокой надежностью из-за отсутствия движущихся частей.
♦ Графический планшет.
Графический планшет (или Digitizer) – это кодирующее устройство, позволяющее вводить в компьютер двумерное, в том числе и многоцветное, изображение в виде растрового образа.