Структура воспитания с точки зрения системного подхода в педагогике

С точки зрения системного подхода, воспитание (как педагогическое явление и вид профессиональной деятельности) является разновидностью педагогической системы, которая состоит из 2 блоков.

1. Теоретический (или концептуальный) блок:

- ценности воспитания;

- цели и задачи воспитания;

- принципы воспитания;

- субъекты и их отношения;

- содержание воспитания;

- мотивы деятельности взрослого и ребёнка.

2. Технологический (или практический) блок:

- формы и условия воспитания;

- средства воспитания;

- методы и приёмы воспитания;

- контроль педагога и самоконтроль ребёнка;

- оценка педагога и самооценка ребёнка;

- результаты воспитания (по критериям воспитанности).

Такова логика рассмотрения структурных элементов воспитательного процесса.

6. Ценности воспитания: гуманистические (общечеловеческие) и религиозные. Цели и задачи воспитания. Аксиологический подход в педагогике предполагает, что прежде, чем начинать педагогическую деятельность и создавать педагогическую теорию (концепцию), необходимо определиться, на каких ценностях они будут основаны. «Философский словарь» (М., 1987. - С.534) даёт следующее определение ценностей.

Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное) заключённые в явлениях общественной жизни и природы. Ценности выступают также как формы общественного сознания (например, справедливость или несправедливость), которые не только описывают явления, но и дают им оценку, одобряют или осуждают, требуют их осуществления или устранения, то есть являются нормативами.

У каждого народа есть свои национальные ценности, традиции, отражающиеся в культуре и воплощающиеся в процессе воспитания подрастающих поколений.

В науке существуют разные представления о системах (классификациях) ценностей. Например, русский философ Владимир Соловьёв, подчёркивая иерархический характер ценностей, существующих в основных областях человеческой жизни (духовные, интеллектуальные, социальные), выделял следующие ценности: 1) дух, духовность, духовное видение мира; 2) гражданственность; 3) добро; 4) свобода; 5) культура; 6) знание и наука; 7) искусство; 8) религия.

Президент Российской Академии образования Николай Дмитриевич Никандров выделяет следующие ценности воспитания: 1) жизнь, здоровье, природа; 2) любовь и семья; 3) образование, культура, досуг; 4) труд, карьера, собственность; 5) идеология; в качестве национальной идеи предлагается триада: «духовность — державность — народность».

На наш взгляд, наиболее целесообразным и обоснованным подходом в классификации ценностей является мировоззренческий подход, согласно которому любая система ценностей соответствует либо религиозному, либо материалистическому (атеистическому) мировоззрению. Поскольку в современном мире атеистическому мировоззрению соответствует так называемый «гуманистический, или общечеловеческий» подход, то мы и различаем две группы (системы) ценностей: ценности религиозные (в частности, православные как наиболее традиционные для нашей страны и Владимирской области) и ценности гуманистические (общечеловеческие).

Основное отличие (несовпадение) этих подходов проявляется в трактовке сущности человека. В гуманистическом подходе человек — абсолютная ценность,высшая субстанция, «мера всех вещей», высшая ступень эволюции природы, которая никем не сотворена, а всегда была, есть и будет существовать в разных формах и проявлениях. Поскольку нет Бога и загробной жизни и жизнь человека ограничена земным существованием, после смерти — только прах и тлен (в лучшем случае — добрая память потомков), постольку главная цель воспитания — подготовить человека к жизни земной, к исполнению своих земных ролей и обязанностей.

А в православном подходе высшей ценностью является Господь Бог — Творец всего сущего, Промыслитель, Искупитель, Спаситель и Судия. Человек же, сотворённый по образу и подобию Божию, вследствие вселенской нравственной катастрофы оказался повреждён и затемнён грехом, поэтому главная цель христианского воспитания — восстановление Образа Божия в человеке, создание условий для его спасения для жизни вечной, которая и естьподлинная реальность человеческого бытия. Важнейшими характеристиками человека являются духовность и нравственность. Их различие заключается в следующем. Духовность — это устремлённость человека к высшим, истинным целям, идеалам, воплощение которых — Господь Бог. Средоточие духовности — сердце человека. А нравственность — совокупность общих принципов поведения людей в отношении друг к другу и обществу. Для возвышения сердца, научения его любви, превращения его из сердца эгоистичного в сердце «всескорбящее» надо зажечь в нём «духовный уголь» и постоянно его поддерживать, то есть упражнять человека в доброделании, в духовно-нравственном совершенствовании.

В общечеловеческом подходе В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова выделяют следующие ценности (и соответствующие им цели) воспитания: человек, семья, труд, знания, культура, Отечество, Земля, мир.

Подробнее об этом см. в учебно-методическом пособии Н.С.Даведьяновой и М.В.Назаровой (Приложение 3). О ценностях православного воспитания см. там же, Приложения 1, 2, 9, 10.

Что касается целей и задач воспитания, то необходимо отметить, что в науке цель определяется как мысленное предвосхищение результата деятельности. В педагогике под целью воспитания принято понимать «конечный результат формирования личности» (П.И.Пидкасистый).

Различают идеальные (абстрактные, общие) цели воспитания и реальные (конкретные, частные) цели воспитания.

К идеальным целям относят следующие: всестороннее развитие личности; формирование гармонически развитой личности, готовой и способной выполнять систему социальных ролей; воспитание человека культуры; содействие развитию человека как личности; создание условий для приуготовления человека к жизни вечной; воссоздание Образа Божия в человеке.

Реальные цели, выступающие в виде задач воспитания, можно объединить в 3 группы: 1) задачи, направленные на социализацию личности, освоение культуры; 2) задачи по внутреннему развитию конкретной личности, её индивидуальности; 3) задачи, касающиеся средств и способов воспитания.

В качестве примера приведём формулировку И.П.Подласого: цель воспитанияв современной школе — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: