Этапы создания валютного союза. Европейская валютная система

Европейская валютная система.

ЕВС – пример региональной валютной системе, была создана в марте 1979 г., в начале участвовало 9 стран, затем 15.

Цели ЕВС:

1. Создание зоны стабильных валютных курсов в Европе;

2. Создание системы взаимных расчетов и платежей;

3. Подготовка к созданию валютного союза;

4. Ослабление зависимости от американского доллара;

ЕВС состояла из 3 основных элементов:

1. коллективная безналичная валюта – ЭКЮ

ЭКЮ предоставлялись кредиты, осуществлялись расчеты, устанавливались цены и пошлины. В 1999 она была преобразована в евро.

2. Механизм валютных курсов, которая получила название - валютная «змея»– это вариант валютного коридора.

3. Механизм кредитования для стабилизации валютных курсов. С этой целью европейцы объединили 26 млрд. долларов в разных валютах, для проведения валютных интервенций, так был создан Европейский фонд валютного сотрудничества.

ЕВС успешно функционировала до 1991 г., когда сразу 6 валют пробили валютный коридор, тогда коридор расширили до +,- 15%. В феврале 1992 г. Был подписан Маастрихтский договор о создании экономического и валютного союза. Он вступил в силу 1 ноября 1993 г. (появляется Европейский союз).

Создание валютного союза было разбито на 3 этапа:

1. 1994- 1998 г. подготовительный. Европейский валютный институт, шла подготовка к созданию ЦБ. Были 27 выработаны критерии вступления в валютный союз. Они получили название пактстабильности.

Требование к вступающим:

- государственный долг не более 60 % ВВП.

-дефицит бюджета не более 3% ВВП

- уровень инфляции не более чем на 1,5 % среднего уровня инфляции в 3 странах с самой маленькой инфляцией.

2. 1 января 1999 г. заработал Европейский Центральный Банк, расположен во Франкфурте –на Майне (Германия).

Определились участники валютного союза: из 15 стран ЕС в ЕВС вступили 11 стран, а отказалисьГреция, Швеция, Дания, Англия. В обращение была выпущена новая безналичная валюта – евро = 1,1721 доллар.

3. 1 января 2002 года. Евро был выпущен в наличный оборот. Монеты (евроценты) – до 2-х евро (крупная).Первое расширение зоны Евро произошло в 2007 году в ЕВС - вступила Словения. С 1 января 2008 года – вступили Мальта, Кипр. Участников стало 15. В 2009 году – Словакия. В 2011 году –Эстония.

16.Машиностроение в мировой экономике.

Машиностроение – крупнейшая отрасль обрабатывающей промышленности. Она существует с 1785 года, когда в Англии был построен первый завод по производству паровых машин. В целом в мире в М. занято более 80 млн. чел. (в т.ч. в РФ – 3 млн.)

М. делится на 3 составных части:

-общее машиностроение (производит станки и другое производственное оборудование).

-транспортное М. (автомобили, тракторы, суда, локомотивы, самолеты)

-электротехника, электроника и приборостроение

В общем объеме М. эти 3 части занимают примерно одинаковые доли, хотя более быстрыми темпами развивается 3-я часть.

В мире существует несколько центров М.:

-Северная Америка (США и Канада) – более 30% мирового М. (автомобили, самолеты, оружие и боевая техника, электроника)

-Объединенная Европа – около 30% М. (станки, электрооборудование, автомобили)

-Восточная и Юго-Восточная Азия – 25% М. (станки, автомобили, морские суда, электроника, промышленные роботы)

-Республики бывшего СССР – все виды машиностроительной продукции, хотя и не очень высокого качества.

Основные тенденции в развитии общего М.:

-достижение максимальной автоматизации производственных процессов.

-достижение высокой степени экономичности и экологичности выпускаемого оборудования.

Мировыми лидерами по производству станков являются- Япония, Германия, США. Россия по выпуску станков занимает место в 3-й десятке, хотя СССР до 1990 г. производил их больше всех в мире.

Транспортное машиностроение.

В мире каждый год выпускается примерно 60 млн. автомобилей. Из них 75 % - легковые и 25 % - грузовики и автобусы. Важнейшие требования к автомобилям – максимальная экономичность, экологичность, комфорт, надежность, безопасность в эксплуатации. Ускоренно развивается производство электроавтомобилей, машин на водородном топливе и т.д.

Традиционные лидеры в области производства автомобилей – Япония, США, Германия. В 2009 года в мире было выпущено 61 млн. автомобилей. Мировым лидером стал Китай (14 млн.) Далее следуют Япония, Германия, США. Россия занимает 17-е место по выпуску автомобилей (730 тыс. шт. в год).

Производство электронной продукции демонстрирует очень быстрый рост. За послевоенные годы оно увеличилось примерно в 200 раз.

Виды электронной продукции:

-различные виды вычислительной техники (от калькуляторов до суперкомпьютеров).

-средства связи.

-бытовая электроника (телевизоры и т.п.).

-производственное, медицинское, научное электронное оборудование.

Крупнейшие производители электронной продукции:

-США (34 % мирового объема)

-Япония (30 %)

-Европа (13 %).

В РФ отставание в области производства электроники носит структурный характер (отставание на 20-25 лет) Центром российской электроники является г. Зеленоград (Московская область).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: