Механизм функционирования предприятия

Формы предприятий

Рыночная модель и конкурентоспособность предприятия

Лекция 4

Предприятия бывают частные и коллективные.

Индивидуальное (семейное) частное предприятие основано на собственности граждан. Преимущества: простота в организации; полная самостоятельность; свобода, оперативность действия; максимум побудительных мотивов и т.д.

Для осуществления своей деятельности предприятие формирует имущество. Источниками имущества являются:

· денежные и материальные взносы учредителей;

· доходы от реализации продукции;

· ценные бумаги и доходы от ценных бумаг;

· капитальные вложения и дотации от бюджетов различного уровня;

· безвозмездные или благотворительные взносы;

· пожертвования организаций, предприятий и граждан;

· выкуп имущества государственного предприятия путем конкурса, тендера;

· выкуп имущества путем акционирования;

· иные источники, не запрещенные законодательством.

Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой, схематично изображенной на рис.1, где:

       
   
 
 


2 Ресурсы Ресурсы 3

на входе на выходе

 
 


· блок 1 – предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов;

· блок 2 – ресурсы на входе: трудовые, материальные, финансовые;

· блок 3 – ресурсы на выходе: готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства;

· блок 4 – социальная среда, с которой взаимодействует предприятие: государство, муниципальные органы, законодательство;

· блок 5 – природная среда: потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды;

· блок 6 – взаимосвязь с рынком, маркетинг (этот блок взаимодействует как на входе, так и на выходе);

· блок 7 – соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе: экономика предприятия.

В условиях рынка предприятие решает две задачи: произвести продукцию и реализовать ее.

Для определения вида предполагаемой к производству продукции и нахождения рынков сбыта для нее необходимо проводить постоянные маркетинговые исследования. Поэтому блок маркетинга показан до начала производства и после его окончания. В производстве продукции и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта (рис. 2).

Объем

продаж

               
   
 
     
       
 
 


внедрение рост зрелость насыщение спад

Время

 
 


· Внедрение требует больше затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна;

· Рост – результат признания товара покупателем и быстрого увеличения спроса на него. На этом этапе, как правило, стабилизируются расходы на рекламу.

· Зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают снижаться. Прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия.

· Насыщение – несмотря на принятые меры рост продаж больше происходит. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство.

· Спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.

В процессе своей деятельности предприятие потребляет: сырье и материалы; комплектующие детали; топливо и энергию; земельные ресурсы; здание; сооружения; передающие устройства; оборудование; транспортные средства; приборы, инструмент, оснастку; вычислительные средства; информацию; производственный и хозяйственный инвентарь; денежные средства.

На выходе предприятие выпускает ресурсы в виде: готовой продукции в конкретной номенклатуре, количестве и ценовой форме; отходов производства; прибыли; издержек производства; платежей разного рода; денежных средств.

Каждое предприятие имеет структуру, состоящую из: подразделений основного производства; подразделений вспомогательного производства; подразделений, обслуживающих основное и вспомогательное производство; управленческих служб и подразделений.

На предприятии осуществляются следующие процессы: научные исследования; проектирование и конструирование; изготовление; ремонт и модернизация; контроль и профилактика брака; обслуживание; хранение; транспортировка; утилизация; восстановление; консервация и упаковка; очистка и обезвреживание; профилактика безопасности; управление.

К функциям управления относят: учет и статистику; анализ; планирование; принятие решений и их реализация; мотивацию; контроль выполнения; регулирование.

Функции организации: нормирование; координирование во времени и пространстве; операционное планирование; диспетчеризация; исполнение функций управления; разделение и кооперирование труда; ресурсообеспечение; маршрутизация предметов труда; планирование рабочих мест; создание благоприятных условий труда; реализация готовой продукции; выявление резервов и рационализации производства.

Экономика предприятия – соотношение в использовании ресурсов. При превышении доходной части над расходной предприятие работает рентабельно, при равенстве доходов и расход - самоокупаемо и при превышении расходов над доходами предприятие убыточно.

Для определения эффективности работы предприятия можно построить матрицу, выражающую связь ресурсов на входе с ресурсами на выходе:

  V L F M S
V   L/V F/V M/V V - S
L V/L        
F V/F        
M V/M        
S V – S        

Где V - общий объем валовой или чистой продукции, руб;

L - средняя численность работников, чел.;

F - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

M - прочие материальные затраты на производство продукции, руб.;

S - себестоимость продукции.

V/L - объем произведенной продукции на число занятых – производительность живого труда;

L/V – трудоемкость производимой продукции – показывает, сколько единиц живого труда потребуется для изготовления единицы продукции;

V/L, L/V – эффективность живого труда;

V/F – эффективность использования основных производственных фондов – фондоотдача;

F/V – фондоемкость;

V/M – эффективность использования материальных затрат – материалоотдача;

M/V – материалоемкость;

V – S – прибыль предприятия или убыток, при равенстве показателей – самоокупаемость.

Важным элементом производственного процесса является выбранный вариант технологии. Избранная технология тесно связана с двумя показателями работы предприятия: ценой выпускаемой продукции и уровнем ее качества. Одновременно эти два показателя формируют и конкурентоспособность продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: