Формы предприятий
Рыночная модель и конкурентоспособность предприятия
Лекция 4
Предприятия бывают частные и коллективные.
Индивидуальное (семейное) частное предприятие основано на собственности граждан. Преимущества: простота в организации; полная самостоятельность; свобода, оперативность действия; максимум побудительных мотивов и т.д.
Для осуществления своей деятельности предприятие формирует имущество. Источниками имущества являются:
· денежные и материальные взносы учредителей;
· доходы от реализации продукции;
· ценные бумаги и доходы от ценных бумаг;
· капитальные вложения и дотации от бюджетов различного уровня;
· безвозмездные или благотворительные взносы;
· пожертвования организаций, предприятий и граждан;
· выкуп имущества государственного предприятия путем конкурса, тендера;
· выкуп имущества путем акционирования;
· иные источники, не запрещенные законодательством.
Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой, схематично изображенной на рис.1, где:
|
|
2 Ресурсы Ресурсы 3
на входе на выходе
· блок 1 – предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов;
· блок 2 – ресурсы на входе: трудовые, материальные, финансовые;
· блок 3 – ресурсы на выходе: готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства;
· блок 4 – социальная среда, с которой взаимодействует предприятие: государство, муниципальные органы, законодательство;
· блок 5 – природная среда: потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды;
· блок 6 – взаимосвязь с рынком, маркетинг (этот блок взаимодействует как на входе, так и на выходе);
· блок 7 – соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе: экономика предприятия.
В условиях рынка предприятие решает две задачи: произвести продукцию и реализовать ее.
Для определения вида предполагаемой к производству продукции и нахождения рынков сбыта для нее необходимо проводить постоянные маркетинговые исследования. Поэтому блок маркетинга показан до начала производства и после его окончания. В производстве продукции и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта (рис. 2).
Объем
продаж
внедрение рост зрелость насыщение спад
Время
· Внедрение требует больше затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна;
|
|
· Рост – результат признания товара покупателем и быстрого увеличения спроса на него. На этом этапе, как правило, стабилизируются расходы на рекламу.
· Зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают снижаться. Прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия.
· Насыщение – несмотря на принятые меры рост продаж больше происходит. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство.
· Спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.
В процессе своей деятельности предприятие потребляет: сырье и материалы; комплектующие детали; топливо и энергию; земельные ресурсы; здание; сооружения; передающие устройства; оборудование; транспортные средства; приборы, инструмент, оснастку; вычислительные средства; информацию; производственный и хозяйственный инвентарь; денежные средства.
На выходе предприятие выпускает ресурсы в виде: готовой продукции в конкретной номенклатуре, количестве и ценовой форме; отходов производства; прибыли; издержек производства; платежей разного рода; денежных средств.
Каждое предприятие имеет структуру, состоящую из: подразделений основного производства; подразделений вспомогательного производства; подразделений, обслуживающих основное и вспомогательное производство; управленческих служб и подразделений.
На предприятии осуществляются следующие процессы: научные исследования; проектирование и конструирование; изготовление; ремонт и модернизация; контроль и профилактика брака; обслуживание; хранение; транспортировка; утилизация; восстановление; консервация и упаковка; очистка и обезвреживание; профилактика безопасности; управление.
К функциям управления относят: учет и статистику; анализ; планирование; принятие решений и их реализация; мотивацию; контроль выполнения; регулирование.
Функции организации: нормирование; координирование во времени и пространстве; операционное планирование; диспетчеризация; исполнение функций управления; разделение и кооперирование труда; ресурсообеспечение; маршрутизация предметов труда; планирование рабочих мест; создание благоприятных условий труда; реализация готовой продукции; выявление резервов и рационализации производства.
Экономика предприятия – соотношение в использовании ресурсов. При превышении доходной части над расходной предприятие работает рентабельно, при равенстве доходов и расход - самоокупаемо и при превышении расходов над доходами предприятие убыточно.
Для определения эффективности работы предприятия можно построить матрицу, выражающую связь ресурсов на входе с ресурсами на выходе:
V | L | F | M | S | |
V | L/V | F/V | M/V | V - S | |
L | V/L | ||||
F | V/F | ||||
M | V/M | ||||
S | V – S |
Где V - общий объем валовой или чистой продукции, руб;
L - средняя численность работников, чел.;
F - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
M - прочие материальные затраты на производство продукции, руб.;
S - себестоимость продукции.
V/L - объем произведенной продукции на число занятых – производительность живого труда;
L/V – трудоемкость производимой продукции – показывает, сколько единиц живого труда потребуется для изготовления единицы продукции;
V/L, L/V – эффективность живого труда;
V/F – эффективность использования основных производственных фондов – фондоотдача;
F/V – фондоемкость;
V/M – эффективность использования материальных затрат – материалоотдача;
|
|
M/V – материалоемкость;
V – S – прибыль предприятия или убыток, при равенстве показателей – самоокупаемость.
Важным элементом производственного процесса является выбранный вариант технологии. Избранная технология тесно связана с двумя показателями работы предприятия: ценой выпускаемой продукции и уровнем ее качества. Одновременно эти два показателя формируют и конкурентоспособность продукции.