Понятие правового статуса судей

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

СТАТУС СУДЕЙ И НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

2. Понятие правового статуса судей.

3. Права и обязанности судей.

4. Несменяемость судей. Приостановление и прекращение пол­номочий судьи.

5. Неприкосновенность судей.

6. Материальное и социальное обеспечение судей.

7. Аттестация судей. Квалификационные классы судей.

8. Дисциплинарная ответственность судей.

9. Народные заседатели.

Кандидаты на должность судей должны соответст­вовать ряду общих и специальных требований. Общие требования установлены ст.ст. 24 и 33 Закона от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Бела­русь» (отсутствие заболеваний, препятствующих испол­нению служебных обязанностей и др.).

Специальные требования содержатся в законодатель­стве о судоустройстве (Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей — ст.ст. 91, 94, 95).

Судьей Конституционного Суда Республики Бела­русь может быть назначено (избрано) лицо, отвечаю­щее следующим требованиям:

· должно иметь гражданство Республики Беларусь;

· должно владеть белорусским и русским языками;

· должно иметь высшее юридическое образование;

· должно являться высококвалифицированным специалистом в области права;

· как правило, иметь ученую степень;

· обладать высокими моральными качествами.

Предельный возраст пребывания в должности су­дьи Конституционного Суда Республики Беларусь — 70 лет. Судьи Конституционного Суда Республики Бе­ларусь назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок.

Кандидатом на должность судьи общего или хозяй­ственного суда может быть гражданин Республики Бе­ларусь:

· достигший 25-летнего возраста;

· владеющий белорусским и русским языками;

· имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист»;

· имеющий стаж работы по специальности не ме­нее трех лет;

· не совершивший порочащих его поступков;

· сдавший квалификационный экзамен на долж­ность судьи.

Кроме того, кандидат на должность:

· судьи областного (Минского городского), Бело­русского военного судов должен иметь стаж ра­боты в должности судьи не менее трех лет;

· судьи Верховного Суда Республики Беларусь (за исключением судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь не имеющего юри­дического образования) и Высшего Хозяйствен­ного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет; Судьей судебной коллегии по делам интеллекту­альной собственности Верховного Суда Респуб­лики Беларусь может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья не имеющий высшего юридического об­разования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

· судьи военных судов и Военной коллегии Вер­ховного Суда Республики Беларусь назначается из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

· председателя, заместителя председателя район­ного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

· председателя, заместителя председателя област­ного (Минского городского), Белорусского воен­ного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности су­дьи не менее пяти лет.

На должность судьи не может быть назначено (ст. 94 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и ста­тусе судей):

· лицо, в отношении которого имеется вступив­ший в законную силу обвинительный приговор суда;

· лицо, не способное по состоянию здоровья ис­полнять обязанности судьи, что подтверждается меди­цинским заключением;

· лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в закон­ную силу.

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются:

· при Верховном Суде Республики Беларусь - для приема квалификационных экзаменов у лиц, претен­дующих на занятие должности судей общих судов;

· при Высшем Хозяйственном Суде Республики Бе­ларусь — для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей хо­зяйственных судов.

Персональный состав экзаменационных комиссий, порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов утверждаются соответственно Председате­лем Верховного Суда Республики Беларусь, Председа­телем Высшего Хозяйственного Суда Республики Бе­ларусь. Председателями экзаменационных комиссий являются соответственно один из заместителей Пред­седателя Верховного Суда Республики Беларусь, Пред­седателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а заместителями председателей экзаменаци­онных комиссий — представители Министерства юс­тиции Республики Беларусь.

Подбор лиц, претендующих на занятие должности судей общих и хозяйственных судов, представление их кандидатур экзаменационным комиссиям осуществляются соответственно Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, Министерством юстиции Республики Беларусь.

Положительный результат квалификационного эк­замена является основанием для зачисления кандида­том в судьи и действителен в течение двух лет с мо­мента его сдачи.

Заявление лица о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответ­ствие заявителя требованиям, предъявляемым к кан­дидату в судьи, направляется в соответствующую ква­лификационную коллегию судей и рассматривается ею в течение одного месяца с момента подачи заявления на заседании квалификационной коллегии судей с уча­стием лица, обратившегося с таким заявлением.

По результатам рассмотрения заявления принима­ется решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации в качестве кандида­та в судьи, которое объявляется заявителю.

При наличии в суде вакантной должности судьи, квалификационная коллегия судей рекомендует заре­гистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную должность судьи и прохождения специ­альной подготовки, о чем информирует Министерство юстиции Республики Беларусь.

Министерство юстиции Республики Беларусь на­правляет кандидата в судьи, рекомендованного квали­фикационной коллегией судей, для прохождения спе­циальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда. Специальная подготовка на долж­ность судьи общего или хозяйственного суда включает обучение до одного года в специализированном учре­ждении образования с совмещенной стажировкой в одном из судов республики под руководством судьи, назначенного соответственно Председателем Верхов­ного Суда Республики Беларусь или Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Условия и порядок прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда, а также ее программа определяются Министерством юстиции Республики Беларусь совместно соответственно с Верховным Судом Республики Беларусь или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь (см. к примеру, постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 11 мая 2007 г. № 32 «О специальной подготовке на должность судьи общего суда Республики Беларусь»).

Судьи избираются (назначаются) на должность Пре-зидентом Республики Беларусь и Парламентом (см. пункт 3.10 темы 3). Впервые назначенные на долж­ность судьи приносят присягу.

Судьи являются непосредственными носителями су­дебной власти. Для ее надлежащего осуществления они наделены соответствующим правовым статусом, закре­пленным в Кодексе Республики Беларусь о судоуст­ройстве и статусе судей (ст.ст.84—90, 111-132) и дру­гих правовых источниках.

Содержание правового статуса судьи составляют сле­дующие элементы:

· совокупность прав и обязанностей судей при осу­ществлении судейских полномочий;

· гарантии независимого осуществления судьями судейской деятельности;

· ответственность судей.

Таким образом, под статусом судей понимают пра­вовое и социальное положение судей как представите­лей государственных органов, осуществляющих в стране судебную власть. Статусу судей присущи такие черты, как единство статуса и независимость судей.

Судьи всех судов обладают единым статусом и раз­личаются между собой полномочиями. Однако это не исключает наличия особенностей статуса отдельных ка­тегорий судей. Судьи занимают государственные долж­ности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Бе­ларусь от 14 июня 2003 года «О государственной служ­бе в Республике Беларусь». Судьи военных судов и Во­енной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и во­инской службе» и Положением о порядке прохожде­ния военной службы, утвержденным Указом Прези­дента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186. Независимость судей является основной чертой ста­туса судей (см. пункт 3.3 темы 3). Она обеспечивается совокупностью установленных законом гарантий:

· политической нейтральностью судей и запретом осуществлять иную оплачиваемую деятельность (см. пункты 2.2 и 2.4 темы 2, пункт 3.3 темы 3);

· несменяемостью судей;

· неприкосновенностью судей;

· материальным и социальным обеспечением су­дей, правовой защитой судей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: