Примерные вопросы 8 страница

Рассмотренные выше принципы либерализма ле­жат в основе организации жизни большинства запад­ных стран.

Второй классической политической идеологией считается консерватизм (от лат. conservare — сохра­нять). Его базовые постулаты были сформулированы англичанином Э. Верком и французами Ж. де Местром и Л. Бональдом как реакция на результаты Вели­кой французской революции. Консерватизм отстаива­ет сложившиеся формы общественной жизни, тради­ционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недовери­ем относится и к реформистским попыткам переуст­ройства общества. Общество - это не какая-то маши­на, а прежде всего духовная реальность с хрупкой структурой, поэтому попытки ее изменить не должны предприниматься без крайней необходимости. Кон­серваторы не верят в неограниченные возможности че ловеческого разума и не испытывают оптимизма отно­сительно общественного прогресса. Современные со­циальные институты не сконструированы человеком сознательно, а являются воплощением длительного процесса исторического развития. Классический кон­серватизм указывал и на то, что общественными дела­ми наряду с разумом правит Провидение, направляю­щее судьбы людей. Все это заставляет консерваторов отдать преемственности приоритет перед инновация­ми. Неприемлема для консерватизма и идея социаль­ного равенства: иерархичность человеческого общест­ва предустановлена свыше, естественна. Важнейшей ценностью для консерваторов является противостоя­щий хаосу порядок, в поддержании которого огром­ную роль играет государство. Свобода не имеет абсо­лютного характера и тесно связана с ответственностью личности. Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы неизмеримо выше, пер­вичнее интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вмешиваться в отношения, которые регулируются моралью. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, соци­альная стабильность. Верность им способна разре­шить все противоречия.

В последние десятилетия XX в. наметилась тен­денция сближения классического консерватизма с либерализмом, оформившаяся в неоконсерватизм. В его рамках приверженность рыночной экономике, уважение к свободе отдельного индивида сочетаются с защитой порядка, законности, семьи, религии, нравственных основ общественного устройства. От­ветственность за сохранение человеческого начала возлагается на самого индивида. Эта позиция не только поддерживает жизнестойкость и инициативу в отдельном человеке, но и снимает с государства социальные нагрузки. Государство должно лишь обес­печить необходимые индивиду жизненные условия Социально ответственная личность и политически стабильное государство — идеал неоконсерватизма. По многим положениям он приближается к класси­ческому либерализму XIX в.

Третья политическая идеология — социализм (от лат. socialis — общественный) — окончательное оформление получила также в XIX в., хотя отдель­ные ее идеи известны с древнейших времен. Первые попытки разработать теорию нового общественного устройства принадлежали Т. Мору и Т. Кампанелле (XVI в.), а в конце XVIII — начале XIX в. — так на­зываемым социалистам-утопистам К. А. Сен-Симо­ну, Ш. Фурье и Р. Оуэну. Теоретическое обоснование социализма в середине XIX в. дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Все социалистические концепции исхо­дят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей, основанная на общности интересов. В будущем коллективист­ском обществе только и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причины, по­рождающие разрушительные социальные конфлик­ты. Смысловым стержнем социалистической идеоло­гии служит идея равенства и социальной справедли­вости. Гарантией и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, со­здание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отноше­нии). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, поли­цией и т. д.).

Уже в конце XIX - начале XX в. начинается обо­собление двух направлений в научном социализме -ортодоксального (марксистско-ленинского) и социалдемократического («ревизионистского»). Теоретиком первого выступил В. И. Ульянов-Ленин, разработавший учение об этапах социалистической революции, о необходимости насильственного слома «буржуаз­ной государственной машины» и установлении дик­татуры пролетариата. Осуществление на практике основ социалистической теории рассматривалось им и его соратниками как непосредственная политиче­ская задача. В это же время Э. Бернштейн, К. Каут­ский и другие теоретики социализма утверждали идеи о возможности мирного, эволюционного дости­жения общественного идеала, о связи идеалов спра­ведливого общественного строя со свободой и демо­кратией. Их учение о возможности реформирования буржуазного общества послужило идейной основой современной социал-демократии, в рамках которой тезис о неизбежности обострения классовой борьбы заменен концепцией социального партнерства в усло­виях стабильного политического развития. Идеоло­гия «демократического социализма» взята на воору­жение многими социалистическими партиями совре­менного мира.

В современном обществознании довольно широко распространены идеи о «конце идеологий», базирую­щиеся на консенсусе представителей различных идейных течений по основным политическим пробле­мам (признание принципов смешанной экономики, демократического политического устройства, иде­ологического плюрализма, уважение к правам и сво­бодам личности, взаимная ответственность гражда­нина и государства и т. п.). Однако существование идеологий подпитывается не только объективным различием интересов социальных групп, но и субъек­тивной потребностью людей в целостной и непроти­воречивой системе установок и ценностей, облегчаю­щей им ориентацию в социально-политической дей­ствительности.

14. Политическая культура и ее типы

Политическая культураэто передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятель­ности, в котором соединены знания, убеждения и мо­дели поведения человека и социальных групп.

На складывание политической культуры того или иного общества оказывают влияние различные факто­ры. Принципиальное значение для понимания особен­ностей политической культуры имеет учет цивилиза-ционного фактора исторического развития. Мощное воздействие на эволюцию политической культуры оказывает и национально-исторический фактор (исто­рические традиции, этнические особенности, хозяйст­венно-географические условия развития, националь­ная психология народа). Как показывает исторический опыт, на уровень политической культуры оказывают влияние социально-экономические факторы: экономи­ческая стабильность, степень экономической свободы, удельный вес среднего класса в социальной структуре и т. п. В формировании политической культуры обще­ства принимают участие государство, политические партии, общественные движения, церковь, средства массовой информации, семья.

Важнейшими функциями политической культу­ры являются:

1) познавательная функция — формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, взглядов, убеждений;

2) интегративная функция — достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей об­щественного согласия в рамках существующей поли­тической системы;

3) коммуникативная функция — установление различного рода связей между участниками полити­ческого процесса на основе общих для них ценнос­тей, а также передача политического опыта от поко­ления к поколению;

4) нормативно-регулятивная функция - форми­рование и закрепление в общественном сознании не­обходимых политических установок, мотивов и норм поведения;

5) воспитательная функция — формирование по­литических качеств, политическая социализация личности.

В современной политологии принята типологиза-ция политической культуры, предложенная амери­канскими учеными С. Вербой и Г. Алмондом. Избрав в качестве критерия степень ориентации людей на участие в политической жизни, эти политологи вы­делили три «чистых» типа политической культуры.

1. Патриархальная политическая культура ха­рактеризуется полным отсутствием у членов сообще­ства интереса к политическим институтам, глобаль­ным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Данный тип политиче­ской культуры характерен для развивающихся стран Африки и Азии.

2. Подданническая политическая культура отли­чается ориентацией субъектов на политическую сис­тему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное пред­ставление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо при­каза.

3. Гражданская политическая культура (или по­литическая культура участия) присуща современ­ным развитым демократическим государствам. Но­сители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть актив­ными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздейст­вуют на принятие решений государственными орга­нами.

В реальности редко можно встретить «чистый» тип политической культуры. Для большинства современ­ных обществ характерны смешанные типы: патриар­хально-подданническая, подданническо-гражданская и патриархально-гражданская политическая культура. Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Наряду с общей политиче­ской культурой могут складываться и так называе­мые субкультуры, которые выражают особенности политической культуры отдельных слоев населения. Складывание этих субкультур может объясняться ре­гиональными, этническими, религиозными, возраст­ными и иными факторами. В странах с нестабильной политической ситуацией особое значение для форми­рования субкультур приобретают возрастные отли­чия: различные поколения являются носителями разных, а порой и противоположных систем полити­ческих ценностей.

Успешное и устойчивое функционирование поли­тической системы общества требует постоянного ус­воения новыми поколениями граждан политического опыта, накопленного обществом и выраженного в культурных традициях. Процесс усвоения лично­стью социально-политических знаний, норм, ценнос­тей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы, называют по­литической социализацией. Она обеспечивает пере­дачу политических знаний, накопление политиче­ского опыта, формирование традиций политической жизни, а также развитие и совершенствование поли­тической культуры. В процессе политической соци­ализации личности выделяют несколько этапов:

1-й этап — детство и ранние юношеские годы, ког­да ребенок формирует свои первоначальные полити­ческие взгляды и усваивает образцы политического

поведения;

2-й этап — период обучения в старших классах школы и вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, ког-да происходит превращение человека в гражданина становление полноценного субъекта политической жизни;

4-й этап — вся последующая жизнь человека, ког­да он постоянно совершенствует и развивает свою по­литическую культуру.

Встречается и иная периодизация процесса поли­тической социализации личности (в соответствии со степенью самостоятельности политического учас­тия): первичная и вторичная социализация. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полу­ченных ранее ценностных установок.

Политическая социализация происходит как объ­ективно, в силу включенности человека в обществен­ные отношения, так и целенаправленно. На разных ее этапах своеобразными «агентами» политической социализации выступают семья, различные образо­вательные учреждения, производственные коллек­тивы, политические партии и движения, государ­ственные органы, средства массовой информации. В результате политической социализации человек принимает на себя определенную политическую роль, под которой понимается нормативно одобрен­ный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное положение.

В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов поли­тических ролей:

1) рядовой член общества, не оказывающий ника­кого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики;

2) человек, состоящий в общественной организа­ции или в движении, косвенно включенный в поли­тическую деятельность, если это вытекает из его ро­ли рядового члена политической организации;

3) гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической орга­низации, целенаправленно и по своей воле включен­ный в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;

4) профессиональный политик, для которого по­литическая деятельность не только является глав­ным занятием и источником существования, но и со­ставляет смысл жизни;

5) политический лидер — человек, способный из­менять ход политических событий и направленность политических процессов.

Характер политического поведения личности по­ложен в основу классификации политических ролей польским политологом В. Вятром:

1) активисты — активно участвуют в политике, хорошо информированы о ней, стремятся к власти;

2) компетентные наблюдатели — не стремятся по­лучить властные полномочия, но знают и умеют ана­лизировать политические процессы, играют роль экспертов;

3) компетентные игроки — хорошо разбираются в политике, но ищут в ней преимущественно отрица­тельные стороны, являясь оппозиционерами по при­званию;

4) пассивные граждане — наиболее распростра­ненный тип. Они осведомлены о политической жиз­ни в самых общих чертах, но относятся к политике равнодушно, крайне нерегулярно принимая участие в политических акциях;

5) аполитичные (отчужденные) граждане — сознательно не приемлют политическую деятельность и стараются отгородиться от политики, считая ее делом грязным и безнравственным.

Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в поли­тике: полностью бессознательное (например, поведе­ние человека в толпе), полусознательное (политиче­ский конформизм — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей со­циальной среды, даже в случаях расхождения с ней во мнениях) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей способность изменить свою роль и положение).

На политическое поведение личности влияют био­логические (возраст, пол, здоровье), психологиче­ские (темперамент, воля, тип мышления), социаль­ные (материальное положение, происхождение, вос­питание, социальный и профессиональный статус) факторы. Венчает систему факторов политического поведения мировоззрение человека.

Раздел VIII


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: