Тоспособность

Правоспособность — это предусмотренная нор­мами права способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Правоспо­собность физических лиц возникает в момент их рождения и прекращается смертью. Российским за­конодательством не предусматривается возможность лишения граждан правоспособности. Правоспособ­ность юридических лиц возникает с момента их госу­дарственной регистрации.

Дееспособностью называется предусмотренная нормами права способность субъекта права собст­венными действиями приобретать и осуществ­лять права, а также исполнять обязанности. Содержание и объем дееспособности зависят от воз­раста, состояния здоровья и законопослушности субъекта. Полная дееспособность физических лиц по российскому гражданскому законодательству насту­пает с 18 лет. Кроме того, полная гражданская дее­способность возникает и у лиц, вступивших в брак до 18 лет. Несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособ­ным органами опеки и попечительства (с согласия за­конных представителей подростка) или судом (при отсутствии такого согласия), если он работает по тру­довому договору или занимается предприниматель­ской деятельностью. Указанный порядок называется в гражданском законодательстве эмансипацией.

Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет ограничена: они могут совершать сделки только с письменного согласия своих законных пред-авителей. Без их одобрения несовершеннолетние могут распоряжаться собственным заработком, сти­пендией и другими доходами, осуществлять авторие права, вносить вклады в кредитные учрежде­ния. Правда, при наличии достаточных оснований суд по ходатайству законных представителей несо­вершеннолетнего может лишить последнего права са­мостоятельно распоряжаться своими доходами.

Трудовая дееспособность возникает с 15 лет, одна­ко российское законодательство о труде допускает возможность приема на работу учащихся образова­тельных учреждений с 14 лет для выполнения легко­го труда в свободное от учебы время с согласия роди­телей, усыновителей или попечителей.

Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, могут совершать мелкие бытовые сделки и сделки, на­правленные на безвозмездное получение выгоды и не требующие нотариального удостоверения (получение подарков), самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными их законными представителями.

Деликтоспособность представляет собой способ­ность лица понимать значение своих действий, ру­ководить ими, а также нести ответственность за допущенное правонарушение (деликт). Фактиче­ски деликтоспособность представляет собой дееспо­собность лиц в правоотношениях, возникающих в связи с совершением правонарушений. Деликтоспособность также зависит от возраста и состояния хики субъекта.

Вторым элементом состава правоотношений явля­ется его объект. Объектом правоотношения называ­ют те материальные, духовные и иные социальные блага и ценности, по поводу которых возникло пра­воотношение.

Содержание правоотношения образуют субъектив­ные юридические права и юридические обязанности участников правоотношения. Субъективное юриди­ческое право представляет собой меру возможного поведения лица, обеспеченную исполнением юриди­ческих обязанностей другими лицами и гарантируе­мую государством. Под юридической обязанностью понимается мера должного поведения лица, соответ­ствующая нормам права и обеспеченная возможно­стью государственного принуждения.

  1. Правосознание и правовая культура

Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (научное, эмпирическое и др.) и формы. По­следние классифицируются по характеру обществен­ных отношений на религиозное, этическое, эстетиче­ское, политическое сознание. Особое место занимает

правовое сознание.

Правосознаниеформа общественного созна­ния, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и о регу­лируемом им поведении. Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм обществен­ного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на форми­рование правовых идей и убеждений, однако оно ха­рактеризуется рядом существенных особенностей:

1 В правосознании отражаются только те явления окружающей действительности, которые непосредственно связаны с правом. Объектами правосознания могут быть нормативно-правовые акты и процесс их создания, реализация правовых норм в правоотноше­ниях, правоприменительная практика, действия правоохранительных органов и т. д.

2. Осознание правовых явлений жизни общества происходит, как правило, посредством юридических понятий и категорий (например, преступление, нака­зание, юридическая ответственность).

3. Правосознание формируется многими поко-ениями людей и характеризуется преемственно­стью.

Структура правосознания включает в себя два эле­мента: правовую психологию и правовую идеологию. 1. Правовая психологиясистема правовых чувств, эмоций, настроений, иллюзий, привычек, вы­ражающих отношение граждан как к действующе­му праву, так и к желаемым правовым явлениям. Одним словом, правовая психология представляет со­бой эмоциональное восприятие людьми правовых яв­лений (например, чувство уверенности в справедли­вости закона, прочности правопорядка, нетерпимое отношение к правонарушителям). На основе психоло­гических элементов формируются идеологические.

2. Правовая идеологияэто систематизиро­ванное, научно обоснованное, теоретизированное отражение правовых явлений (правовые знания, по­нятия, категории, принципы, убеждения, идеи, оценки перспектив развития права). Правовая иде­ология формируется путем более глубокого, рацио­нального осмысления правовой действительности, а иногда и путем научного обобщения политико-право­вого развития общества. Однако правовая психоло­гия в структуре правосознания имеет первичный ха­рактер, поскольку правовые чувства и эмоции зачас­тую возникают ранее правовых идей.

По субъектам правосознание может быть индиви­дуальным, групповым и общественным. Под группо-

вым правосознанием понимают отношение к праву различных групп и коллективов. Общественное пра­восознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства право­вой действительности того или иного общества. В ре­зультате усвоения и активной переработки на основе личного опыта системы ценностей группового и об­щественного правосознания складывается индивиду­альное правосознание отдельного человека.

В зависимости от уровня, глубины отражения пра­вовой действительности правосознание делится на обыденное, профессиональное и научное.

Обыденное (эмпирическое) правосознание склады­вается стихийно, под влиянием конкретных жизнен­ных условий людей, их личного опыта и правового образования. Обыденное правосознание отражает не­посредственно воспринимаемые конкретные право­вые явления. Оно обычно индивидуально, хотя быва­ет и групповым, и общественным, отражая массовые представления людей о праве.

Профессиональным правосознанием обладают юристы, специалисты-практики. Оно характеризует­ся тем, что идеологические и психологические эле­менты гармонично сочетаются в нем с умениями и навыками познавать право и применять его при ана­лизе и решении конкретных юридических вопросов. Профессиональное правосознание реализуется в ре­шении конкретных юридических дел.

На основе глубокого и специального исследования правовой действительности, выявления закономер­ностей ее развития, сопровождающегося правовыми обобщениями, формируется научное (теоретическое) правосознание. Его содержание — правовая идеоло­гия, форма выражения — нормативно-правовые ак­ты, юридическая наука. Этот уровень является непо­средственным источником правотворчества.

С правосознанием тесно связана правовая культура, представляющая собой, однако, более широкое явление, будучи неотъемлемой частью общей культу­ры человека и общества. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые ценности, все, что создано людьми и их коллективами в право­вой сфере (законодательство, правовая наука, систе­ма правоохранительных и судебных органов, режим законности и т. д.)- Правовая культура в узком смыс­ле — это определенный уровень правосознания, включающий в себя знание действующего законода­тельства, правильное его понимание, соблюдение, ис­полнение, использование, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Выс­ший уровень правовой культуры — социально-право­вая активность, использование правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка. Чело­век, обладающий таким уровнем правовой культуры, не является посторонним наблюдателем, созерцате­лем общественных процессов, активно включаясь в решение социальных проблем.

Правовая культура включает в себя знание и по­нимание права, развитие правового мышления, юри­дических установок, идей, убеждений, представле­ний и взглядов, т. е. отражает уровень зрелости пра­восознания. Поэтому в структуру правовой культуры входят и психологические элементы (правовая пси­хология), и идеологические элементы (правовая иде­ология), и поведенческие элементы (юридически зна­чимое поведение).

Правовую культуру в зависимости от ее носителей можно разделить на индивидуальную и обществен­ную. Последняя характеризует качественное состоя­ние правовой жизни общества. Уровень правовой культуры общества зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня правотворче­ской культуры, от правоприменительной, правоохра­нительной деятельности, от степени совершенства всей системы правовых актов. Большое влияние на уровень правовой культуры общества оказывает пра-

вовая культура государственных организаций и слу­жащих.

Высокий уровень правовой культуры общества яв­ляется важнейшей предпосылкой режима законнос­ти и правопорядка, гарантией демократии, условием формирования гражданского общества и правового государства.

Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое вос­питание — целеустремленное и систематическое воз­действие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения.

Выделяют следующие формы правового воспита­ния:

а) самовоспитание и самообразование (чтение юри­дической литературы, знакомство с текстами норма­тивно-правовых актов и др.);

б) формирование правосознания и правовой куль­туры в семье;

в) распространение правовых знаний через средст­ва массовой информации, публикации научно-попу­лярных, научных, нормативных материалов, переда­чи радио и телевидения на правовую тематику;

г) преподавание юридических дисциплин в сред­них общеобразовательных учреждениях;

д) профессиональная юридическая подготовка в средних специальных (колледжи, лицеи, гимназии и пр.) и высших учебных заведениях;

е) популяризация правовых знаний учеными-юристами (чтение публичных лекций, выпуск книг и

брошюр);

ж) система юридической учебы (курсы повыше­ния квалификации, подготовки и переподготовки кадров) должностных лиц органов государственной власти и управления (особенно правоохранительных органов).

Однако не менее важна для правового воспитания и юридическая практика. Если жизненный опыт человека расходится с официальными просвети­тельскими установками, то приоритет неизбежно будет за жизненным опытом. Правовая воспитан­ность общества в более значительной степени зависит от качества законодательства, практики и форм пра­воприменения, состояния судебной защиты прав и свобод человека, уровня раскрываемости преступле­ний, вообще от общей упорядоченности правовой сферы, чем от усилий правовой пропаганды.

  1. Правонарушения

Относительно права поведение людей может быть юридически нейтральным (безразличным) и юридиче­ски значимым. Юридически нейтральное поведение не регулируется правом и не влечет за собой юридиче­ских последствий. Юридически значимое поведение регулируется правом и может как соответствовать правовым нормам, так и не соответствовать им. В пер­вом случае речь идет о правомерном поведении, во вто­ром — о правонарушении. Правомерное поведениеэто законопослушное поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Правонарушение же представляет собой разновидность противоправно­го, антисоциального поведения.

Правонарушением называется противоправное, виновное деяние деликтоспособных лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

Правонарушение характеризуется рядом призна­ков:

1. Правонарушение есть акт поведения, выражаю­щийся в действии или бездействии. Мысли, интел­лектуальная деятельность человека, его желания, если они не воплотились в поступках, не могут счи­таться правонарушением.

2. Правонарушение — это противоправное деяние, т. е. такое деяние, которое запрещено нормами пра­ва. Противоправность имеет место и при неисполне­нии юридической обязанности. То, что правом не за­прещено, не является правонарушением (например, неиспользование лицом своих субъективных прав, если такое использование поставлено в зависимость от личного желания или усмотрения лица).

3. Правонарушение всегда наносит обществу определенный вред и потому в той или иной степени опасно.

4. Не всякое противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом, может быть признано правона­рушением, а только то, которое совершено по вине этого лица.

5. Правонарушение может быть совершено только деликтоспособным лицом.

6. Правонарушение теснейшим образом связано с юридической ответственностью. Последняя наступа­ет тогда, когда есть состав правонарушения, т. е. не­обходимые и достаточные признаки для наступления юридической ответственности.

Правонарушение следует отличать от аморального проступка. Социальные ценности общества охраня­ются не только правом, но и моралью. Мораль и право не противопоставляются друг другу: аморальным яв­ляется все то, что опасно для общества в самом широ­ком смысле этого слова. Отличие правонарушения от аморального проступка проводится прежде всего по признаку противоправности: правонарушение посяга­ет на общественные отношения, находящиеся под ох­раной закона. Если правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения, то нарушение моральных норм предполагает моральное осуждение со стороны других лиц. К тому же степень общественной опасности аморального проступка зна­чительно ниже опасности правонарушения.

В повседневной юридической практике часто ис­пользуется понятие «состав правонарушения», кото­рое служит обоснованием для привлечения лица к ответственности. Состав правонарушенияэто со­вокупность установленных законом признаков, ха­рактеризующих конкретное общественно опасное деяние как правонарушение. В составе правонаруше­ния выделяют объект, субъект, объективную и субъ­ективную стороны правонарушения.

Объект правонарушения — это охраняемые пра­вом явления окружающего мира или общественные отношения, на которые направлено противоправное деяние. Объектом правонарушения могут выступать социальные и личностные ценности, которым проти­воправным деянием наносится ущерб.

Субъект правонарушения — это лицо, совершив­шее правонарушение. Субъектами правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. Объективную сторону правонарушения образуют те элементы противоправного, общественно опасного деяния, которые характеризуют правонарушение как определенный акт волевого поведения (действие или бездействие, вредоносный результат деяния, причинная связь между деянием и результатом, а также место, время, орудие, способ и обстановка со­вершения правонарушения).

Субъективную сторону правонарушения образуют цель, мотив, вина. Мотив представляет собой то по­буждение, которым руководствуется лицо во время совершения правонарушения. Цель — это представ­ление субъекта о результате совершаемого правона­рушения. Под виной понимают психическое отноше­ние субъекта к своему противоправному поведению и его последствиям. Различают две формы вины — умысел и неосторожность. При умышленных право­нарушениях лицо сознает общественно опасный ха­рактер своего действия или бездействия, предвидит его общественно опасные последствия, желает или

сознательно допускает их наступление. Неосторож­ное правонарушение характеризуется тем, что лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездейст­вия, но легкомысленно рассчитывает на их предотв­ращение либо вообще не сознает общественную опас­ность своего деяния, не предвидит наступления вред­ных последствий, хотя должно и могло бы их сознавать и предвидеть.

Установление соответствия деяния всем элемен­там состава правонарушения называется квалифика­цией правонарушения. Деяние может быть квалифи­цировано в качестве правонарушения только в том случае, если имеются все элементы его состава.

Все правонарушения подразделяются на преступ­ления и проступки. Преступлением называется об­щественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), причиняющее существенный вред охраняемым уго­ловным законом общественным отношениям или создающее угрозу причинения такого вреда. Просту­пок представляет собой менее опасное противоправ­ное деяние. В зависимости от характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций проступки делятся на:

а) административные проступки — правонаруше­ния, посягающие главным образом на порядок госу­дарственного управления (нарушение правил дорож­ного движения, противопожарной безопасности и др.);

б) дисциплинарные проступки — противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дис­циплины;

в) гражданские правонарушения (деликты) -правонарушения, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и др.

  1. Юридическая ответственность и ее виды

Юридической ответственностью называются не­благоприятные последствия личного, имущественно­го и специального характера, налагаемые государ­ством на правонарушителя в установленной зако­ном процессуальной форме. Нормативным основанием юридической ответственности является правовая нор­ма, предусматривающая ответственность за опреде­ленный вид деяний. Фактической основой привлече­ния лица к юридической ответственности служит со­вершение им правонарушения. Без правонарушения нет и юридической ответственности. Необходимо и из­дание правоприменительного акта (например, приго­вора суда) о привлечении лица, совершившего право­нарушение, к юридической ответственности.

Юридическая ответственность обладает следу­ющими отличительными признаками:

а) имеет ретроспективный характер, т. е. пред­ставляет собой реакцию государства на уже совер­шенное в прошлом правонарушение;

б) устанавливается государством в нормах права, а точнее, в их санкциях и обеспечивается его принуди­тельной силой;

в) налагается компетентными государственными органами в ходе правоприменительной деятельности в строго определенных законом процедурных формах;

г) заключается в неблагоприятных для правонару­шителя последствиях личного, имущественного и иного плана, которые он обязан претерпевать незави­симо от своего желания или нежелания.

Основной и наиболее общей целью юридической ответственности является защита прав и свобод чело­века, обеспечения в обществе законности и правопо­рядка. Данная цель обусловливает функции юриди­ческой ответственности, к которым относятся:

а) функция возмездия за совершенное правонару­шение (карательная функция), которая имеет своей

целью наказание виновного в совершении правонару­шения, воздаяние ему за содеянное;

б) правовосстановительная функция, имеющая целью компенсацию причиненного правонарушите­лем морального или материального вреда, восстанов­ление нарушенного права;

в) предупредительная (превентивная) функция, заключающаяся как в предупреждении совершения новых правонарушений конкретным правонаруши­телем (частная превенция), так и в предупреждении всего общества о невыгодности и наказуемости про­тивоправных деяний (общая превенция);

г) воспитательная функция, целью которой явля­ется воспитание всего общества в духе уважения к праву и перевоспитание правонарушителей.

Достижению указанной цели служат следующие основные принципы осуществления юридической от­ветственности:

1. Юридическая ответственность налагается на правонарушителя только за поступки: человек не мо­жет быть привлечен к ответственности за мысли, если они не высказаны.

2. Юридическая ответственность неотвратима: любое правонарушение влечет за собой юридическую

ответственность.

3. Юридическая ответственность налагается толь­ко компетентным органом, на основе закона и в соот­ветствии с установленной процедурой.

4. За противоправный поступок несет ответствен­ность только тот, кто его совершил. За одно и то же правонарушение юридическая ответственность на­ступает только один раз.

5. Наказание за совершенное правонарушение должно соответствовать содеянному.

6. Привлечение к юридической ответственности возможно только при условии вины правонарушите­ля. Безвинное привлечение к ответственности, называемое объективным вменением, законом запреща­ется.

В зависимости от характера совершенного правона­рушения выделяют следующие виды юридической от­ветственности: гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную, административную и уголовную.

Гражданско-правовая ответственность — это вид юридической ответственности, представляющий со­бой способ принудительного воздействия на наруши­теля гражданских прав, который выражается в несе­нии им обременительных обязанностей имуществен­ного характера с целью восстановить имущественное положение потерпевшего. Главная особенность граж­данско-правовой ответственности состоит в том, что она носит имущественный характер и направлена на компенсацию причиненных кредитору убытков, т. е. наступает прежде всего перед кредитором, а не пе­ред государством. Кроме того, санкции, применяе­мые в рамках гражданско-правовой ответственности, предусматриваются не только законодательством, но и договором. Основанием гражданско-правовой от­ветственности является неисполнение или ненад­лежащее исполнение одной из сторон своих обя­зательств, предусмотренных договором, или иное причинение вреда в результате противоправного дей­ствия, не связанного с нарушением договора. Поэто­му различают два вида гражданско-правовой ответ­ственности — договорную и внедоговорную.

Договорная гражданско-правовая ответственность наступает для участников какого-либо гражданского договора в случае его неисполнения или несоблюде­ния (например, неоплата поставленных товаров). Различают две основные формы договорной ответ­ственности: возмещение убытков и уплата неустой­ки. Под убытками понимаются: а) расходы, связан­ные с восстановлением нарушенного права кредито­ра, утратой или повреждением его имущества (реальный ущерб); б) неполученные доходы, которые

кредитор получил бы, если бы его право не было на­рушено (упущенная выгода). Неустойка представля­ет собой заранее установленную денежную сумму, которую в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения договора должник обязан заплатить кредитору.

Внедоговорная гражданско-правовая ответствен­ность наступает при причинении вреда жизни, здо­ровью человека или имуществу организации (на­пример, причинение вреда в результате ДТП, не­счастного случая на производстве и др.). В этом случае ответственность наступает в форме возмеще­ния убытков.

Независимо от возмещения имущественного вреда гражданин, которому причинили физический или нравственный ущерб, имеет право на компенсацию морального вреда. Компенсация осуществляется в денежной форме, и ее размер определяется судом.

Материальная ответственностьэто вид юридической ответственности, состоящей в обя­занности одной из сторон трудового договора (ра­ботника или работодателя) возместить мате­риальный ущерб, причиненный другой стороне в результате виновного, противоправного неисполне­ния своих трудовых обязанностей. Материальная ответственность работника наступает только за дей­ствительный (реальный) ущерб (упущенная работо­дателем выгода работником не возмещается) и может быть ограниченной или полной. При ограниченной материальной ответственности работник возмещает работодателю сумму в размере действительного ущерба, но не более среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность, равная раз­меру причиненного ущерба и не зависящая от полу­чаемой работником зарплаты, наступает только в случаях прямо указанных в Трудовом кодексе РФ: за недостачу ценностей, вверенных работнику на ос­новании специального письменного договора или поученных по разовому документу; за ущерб, причиненный работником, находившимся в состоянии лкогольного, наркотического или токсического опьянения; за ущерб, причиненный в результате пре-тупных действий работника, установленных приго­вором суда, и в некоторых других случаях.

Существует три способа взыскания причиненного ущерба:

— добровольный (со стороны работника, причинившего ущерб);

— по распоряжению работодателя путем удержа­ния из зарплаты работника, если сумма ущерба не превышает среднемесячного заработка. Работодатель должен издать приказ об этом не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причененного ущерба;

— в судебном порядке (если работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, сумма которого превышает среднемесячную зарплату ви­новного).

Материальная ответственность работодателя за причиненный работнику ущерб возникает в связи с противоправным лишением работника возможности осуществлять трудовую функцию и получать зара­ботную плату, обусловленные трудовым договором (например, в случае незаконного увольнения, задер­жки выплаты зарплаты и выдачи работнику трудо­вой книжки). Работодатель возмещает ущерб в пол­ном объеме. Моральный ущерб возмещается в разме­ре, определенном соглашением сторон или судом.

Дисциплинарная ответственностьвид юри­дической ответственности, наступающий за со­вершение дисциплинарных проступков и выражаю­щийся в объявлении нарушителю трудовой дисцип­лины властью администрации дисциплинарного взыскания. Различают общую и специальную дис­циплинарную ответственность. Общая дисциплинар-гвенность может быть возложена на каж

дого работника, совершившего дисциплинарный проступок. Применяемые в данном случае меры дис­циплинарного взыскания установлены трудовым за­конодательством и не могут быть изменены по воле администрации. К ним относятся: замечание, выго­вор, увольнение по соответствующим основаниям, предусмотренным законом. Специальная дисципли­нарная ответственность связана с исключительными условиями труда отдельных работников (например, судьи) и значимостью выполняемых ими трудовых обязанностей. Специальной дисциплинарной ответ­ственности соответствует определенная группа взы­сканий, которая устанавливается федеральными за­конами, уставами и положениями о дисциплине и может применяться к работникам отдельных катего­рий.

Дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня обнаружения про­ступка, но не позднее 6 месяцев со дня его соверше­ния. Перед объявлением взыскания, которое должно быть оформлено приказом по организации, от на­рушителя должно быть затребовано письменное объ­яснение. За каждое нарушение дисциплины труда может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Если в течение года со дня применения мер дисциплинарной ответственности работник не получит нового взыскания, то он считается не под­вергавшимся дисциплинарному взысканию. Дисцип­линарное взыскание может быть снято работодате­лем и ранее этого срока.

Административная ответственность пред­ставляет собой вид юридической ответственнос­ти, наступающей за совершение административ­ного правонарушения (проступка). Основанием для привлечения к административной ответственности служит уже сам факт виновного нарушения лицом правил установленных государством, независимо от наличия или отсутствия вредных последствий совершенного правонарушения. Система административ­ных наказаний закреплена в Кодексе об администра­тивных правонарушениях и включает в себя преду­преждение; административный штраф; возмездное изъятие и конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения; ли­шение специального права, предоставленного физи­ческому лицу; административный арест; админи­стративное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалифи­кацию. Применение мер административной ответ­ственности не влечет за собой судимости для право­нарушителя.

Уголовная ответственностьэто вид юриди­ческой ответственности, налагаемый судом на ли­цо, совершившее преступление. Мерой уголовной от­ветственности является наказание, которое представ­ляет собой меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключаю­щуюся в предусмотренных уголовным законом ли­шении или ограничении прав и свобод этого лица.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужден­ного и предупреждения совершения новых преступ­лений. В Уголовном кодексе виды наказаний пере­числены в определенной последовательности в соот­ветствии со степенью их тяжести: штраф, лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью, лишение специ­ального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные рабо­ты, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, ограничение свобо­ды, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, по­жизненное лишение свободы, смертная казнь.

9. Права и свободы человека

Понятие прав человека — одно из самых дискус­сионных в юридической науке. Наиболее общее опре­деление исходит из естественно-правовой теории. Со­гласно ей, права человекаэто права, присущие самой природе человека, без которых он не мо­жет существовать как биосоциодуховное сущест­во. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством. Их нельзя передать, отобрать или лик­видировать. Государство может лишь закрепить, га­рантировать их или ограничить. Сторонники же по­зитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которые оно дарует сво­им гражданам.В повседневной практике часто используется сле­дующее определение: права человекаэто фор­мально-определенная, юридически гарантированная мера возможного поведения человека в государст­венно-организованном обществе.

Теория прав человека основана на безоговорочном признании за ним права на достоинство и права на свободу. Достоинством называется признание об­ществом социальной ценности и уникальности конкретного человека, значимости каждой личнос­ти как частицы человеческого сообщества. Досто­инство человека — источник его прав и свобод. Под свободой понимается самостоятельность социаль­ных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собствен­ный выбор и действовать в соответствии со свои­ми интересами и целями. Однако абсолютно свобод­ным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Права и свободы одного заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.

Признание за человеком свободы и достоинства, с одной стороны, способствует уважительному отноше­нию к каждому индивиду, с другой — признанию за ним соответствующих возможностей.

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обя­занностей. Юридические обязанностиэто уста­новленные и гарантированные государством требо­вания к поведению человека, официальная мера его должного поведения. Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой.

Существует несколько классификаций прав чело­века. Наиболее распространенной является класси­фикация в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономи­ческие, социальные и культурные права человека.

Гражданские (личные) праваэто права, при­надлежащие человеку как биосоциальному существу. К ним относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на граж­данство (а следовательно, на защиту государства), сво­бода совести, равенство перед законом и судом, пре­зумпция невиновности, свобода выбора места житель­ства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, другие права.

Политические праваправа, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны. К ним относятся избирательные пра­ва, т.е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в орга­ны государственной власти.

К экономическим правам, под которыми понима­ются узаконенные возможности свободного распо­ряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, относятся: право быть

собственником (т. е. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом), право наследо­вания, право на свободное занятие предприниматель­ской деятельностью, право на труд, свободный выбор профессии и рода занятий, на отдых, на удовлетвори­тельное вознаграждение за труд (не ниже минималь­ного размера оплаты труда, установленного зако­ном), на защиту от безработицы и др.

Государство закрепляет и защищает социальные права гражданправа на благосостояние и до­стойный уровень жизни: право на социальное обес­печение по возрасту, в случае болезни, инвалиднос­ти, потери кормильца, для воспитания детей, право на жилище, право на медицинскую помощь (бесплат­ную в государственных учреждениях здравоохране­ния), право на защиту материнства и детства, право на образование, право на благоприятную окружа­ющую среду.

Культурные праваэто права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности: пра­во на участие в культурной жизни, на доступ к куль­турным ценностям, свободу творчества, право на куль­турную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.).

По времени возникновения различают три так на­зываемых поколения прав человека. К первому поко­лению относят гражданские и политические права (иногда они называются негативными, так как для их соблюдения государству не нужно предпринимать активные действия). Второе поколение включает в себя социальные и экономические права, закрепле­ние которых в конституциях и законах наиболее раз­витых стран относится к началу XX в. Их часто на­зывают мнимыми, поскольку при их реализации приходится ущемлять права первого поколения (например,

право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства). Третье поколение называют правами народов. Представление о них утвержда­ется в юридической науке и международно-правовой практике во второй половине XX в. Важнейшими из них являются: право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого го­сударства, право на достойное существование и право на развитие народа.

По способу существования и отражения различа­ют естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные права, устанавливаемые государством.

По кругу субъектов права делятся на индивиду­альные (права, принадлежащие отдельным лицам) и коллективные (права, принадлежащие группе лиц, существующих как общность: инвалиды, потребите­ли, несовершеннолетние, беженцы).

Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных на­правлений сотрудничества различных государств. Представления мирового сообщества о правах и сво­бодах человека отражены во Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.), в междуна­родных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г., в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также в ряде региональных документов.

Всеобщая декларация прав человека впервые от­разила понятие о связи и взаимообусловленности все­го комплекса прав и свобод человека. Она стала свое­образным кодексом поведения государств в области прав человека, основой для составления националь­ных актов о правах человека, юридической базой для заключения новых международных договоров и пак­тов о правах человека. Декларация — это своеобраз­ный регулятор отношений, между государствами, не­исполнение ее норм роняет престиж государства в глазах мирового сообщества.

Велико значение и международных пактов 1966 г. Оно заключается в том, что впервые:

а) государства взяли на себя юридические обяза­тельства перед международным сообществом содей­ствовать осуществлению прав своих граждан;

б) государства наделили международные органы правом контроля за выполнением принятых на себя обязательств;

в) жертвы нарушений прав человека получили возможность обращаться за помощью в органы, не подведомственные притесняющим их властям.

В отличие от вышеназванных документов цен­ность Европейской конвенции состоит не в каталоге прав и свобод человека, которые она зафиксировала, а в создании механизма их имплементации, под кото­рой понимают фактическую реализацию международ­ных обязательств на внутригосударственном уров­не путем трансформации международных правовых норм в национальное законодательство.

10. Конституция в иерархии нормативных актов

Ведущее место в системе законодательства государ­ства занимает конституция (от лат. constitutio — уста­новление, учреждение, устройство). Конституцияэто основной закон государства и общества, регули­рующий важнейшие стороны их внутренней органи­зации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологи­ческим по своему характеру документом. Поэтому ее содержание закрепляет соотношение социально-клас­совых сил в обществе, сложившееся к моменту приня­тия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция:

а) является актом основополагающего характера (конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государствен­ен власти, т. е. фактически «учреждает» государ­ство);

б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные за­коны, основываясь на принципах конституции, раз­вивают ее нормы);

в) обладает высшей юридической силой (все теку­щее законодательство должно по крайней мере не противоречить конституционным положениям, а са­ми законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавли­вается конституцией);

г) отличается стабильностью, ибо закрепляет са­мые основы государственного строя;

д) характеризуется особым (затрудненным в срав­нении с остальными законами) порядком принятия и изменения.

Первая писаная конституция была принята в США в 1787 г. (кстати, она с небольшими измене­ниями действует до сих пор). История знает различ­ные способы принятия конституций: конституцион­ным собранием, или конвентом (США), учредитель­ным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1889 г.). Последний способ, называемый октроированием, ха­рактерен для абсолютных монархий. В Англии су­ществует неписаная конституция, состоящая факти-нескольких тысяч некодифицированных

Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и усло-ния ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Первая глава закрепляет основы конституци­онного строя, вторая глава — права и свободы чело-

века и гражданина, третья глава — федеративное устройство государства, четвертая глава — правовой статус Президента, пятая глава — правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава — порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава — принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной влас­ти, восьмая глава — основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел содержит заключительные и переход­ные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.

Предложения о поправках и пересмотре положе­ний Конституции могут вносить Президент РФ, па­латы Федерального Собрания, Правительство РФ, за­конодательные органы власти субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Фе­дерации или депутатов Государственной Думы. По­ложения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пе­ресмотрены Федеральным Собранием. Такое реше­ние может быть принято лишь Конституционным Собранием, которое созывается в соответствии со спе­циальным федеральным конституционным законом в том случае, если предложение о внесении поправок в эти главы поддерживается 3/5 голосов от общего со­става Государственной Думы и Совета Федерации. Конституционное Собрание либо подтверждает неиз­менность действующей Конституции, либо разраба­тывает проект новой. Во втором случае Конституци­онное Собрание либо само принимает проект новой Конституции (2/з голосов от общего числа членов), либо выносит его на референдум.

Поправки к главам 3—8 Конституции принима­ются Федеральным Собранием. Для их одобрения не­обходимо не менее 2/з от общего числа голосов депу­татов Государственной Думы и не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в тече­ние 14 дней подписать и обнародовать эти измене­ния, однако в законную силу они вступают лишь пос­ле их одобрения органами законодательной власти не менее 2/з субъектов РФ.

Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении консти­туционно-правового статуса субъекта Федерации.

В системе российского законодательства особое место занимают федеральные конституционные зако­ны, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в ка­кой-либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс пред­ставляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно-правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В пер­вой излагаются основополагающие для данной отрас­ли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй со-держатся непосредственно действующие правовые нормы.

Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъ-ектах Федерации актом основополагающего значе-

ния являются уставы. В соответствии с ними в рам­ках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодатель­ству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федера­ции и ее субъекта).

  1. Основы конституционного строя РФ

Конституционный стройэто система обще­ственных отношений в стране, в которой соблюда­ется порядок, установленный нормами конститу­ции. Иными словами, это общественный порядок, су­ществующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя опре­деляют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политиче­ской), принципы организации государственной влас­ти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ консти­туционного строя России является первая глава Конституции.

Основы конституционно­го строя Статьи Конституции Содержание
1. Народовластие Ст. 1, ч. 1. Ст. 3 Россия — демократическое госу дарство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверените­та). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее само­стоятельно и независимо от ка­ких-либо сил. Народ осуществ­ляет свою власть: а) непосредст­венно, б) через органы государ­ственной власти, в) через органы местного самоуправления
2. Федерализм Ст. 1, ч. 1. Ст. 5 Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, про­живающих на территории РФ. Созданы различные формы на­циональной государственности народов РФ. Федерализм означа­ет и децентрализацию власти, лишает центральные органы мо­нополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную са­мостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов раз­граничиваются Конституцией
3. Правовое государство Ст. 1,ч.1 Верховенство права над государ­ством: государство и все его ор­ганы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы
4. Разделение Ст. 10 Это принцип организации влас­ти в правовом демократическом государстве. Единая государ-твенная власть разделена на ри ветви — законодательную, исполнительную и судебную, 'азграничиваются предметы ве­дения как по горизонтали (меж­ду органами власти одного уров­ня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъек­тов). Разделение властей предпо­лагает взаимное равновесие между ними через систему сдер-жек и противовесов
5. Приоритет прав человека Ст. 2 Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общест­ва. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.
6. Российская Федерация — социальное государство Ст. 7 Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минималь ный размер оплаты труда, обеспечивается государственная под держка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.
7. Суверенитет Ст. 4 Суверенитет — неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ н всей территории страны. Конституция и федеральное законо­дательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.
8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости. Ст. 8, ст. 9, ч. 2 Закрепляется многообразие форм собственности и их равная оxpaнa: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.
9. Политичекое многообразие (плюраизм) Ст. 13, ч.3-5 В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.
10. Идеологический плюрализм Ст. 13, ч. 1—2 В РФ признается идеологическое многообразие, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной
11. Светский характер государства Ст. 14 Церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена как государственная. Все религиозные объединения равны между собой
  1. Гражданин и государство

Нормативным выражением основ взаимоотно­шений гражданина и государства в том или ином обществе является правовой статус личности, под ко­торым понимают законодательно установленные и взятые в единстве права, свободы и обязанности человека. Основы правового статуса человека и гражда­нина устанавливаются конституциями государств, а затем конкретизируются и гарантируются многочис­ленными законами и другими нормативно-правовы­ми актами.

Конституция Российской Федерации закрепляет общие принципы правового статуса личности. К ним относятся:

а) признание и гарантированность государством прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

б) равноправие и равенство граждан, запрещение дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад­лежности;

в) неотчуждаемость основных прав и свобод чело­века;

г) непосредственное действие прав и свобод чело­века;

д) возможность ограничения прав и свобод челове­ка в условиях чрезвычайного положения в соответст­вии с законом, кроме оговоренных Конституцией (права на жизнь, на достоинство личности, на защи­ту от пыток и насилия, на неприкосновенность част­ной жизни, на личную и семейную тайны, на защиту своей чести и доброго имени, на свободу совести и ве­роисповедания, на свободное использование имуще­ства, на жилище, на соблюдение процессуальных прав в уголовном судопроизводстве);

е) запрет на незаконное ограничение конституци­онных прав и свобод;

ж) государственная (в том числе и судебная) защи­та прав и свобод человека.

Ряд ученых включает в правовой статус личности гражданство и общую правоспособность физических лиц, что вызывает возражения других специалистов, полагающих, что эти элементы следует считать лишь предпосылками правового статуса.

Гражданством называется устойчивая право-вая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. На территории государства могут проживать различные категории физических лиц:

а) граждане государства — лица, имеющие доку­ментальное подтверждение их принадлежности к гражданству данного государства;

б) иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие граж­данство (подданство) иностранного государства;

в) лица без гражданства (апатриды) — лица, не яв­ляющиеся гражданами данного государства и не имеющие доказательства наличия гражданства ино­странного государства.

Основным нормативно-правовым актом, регули­рующим наряду с Конституцией вопросы гражданст­ва Российской Федерации, является принятый в 2002 г. Федеральный закон «О гражданстве РФ».

Общими принципами российского гражданства являются:

а) принцип единого гражданства на всей террито­рии РФ;

б) принцип равного гражданства для всех граждан РФ независимо от оснований приобретения граждан­ства;

в) принцип постоянного гражданства, означаю­щий сохранение гражданства лицами, находящими­ся за пределами РФ;

г) недопустимость лишения гражданства РФ одно­сторонним решением государства;

д) защита и покровительство граждан РФ со сторо­ны государства;

е) недопустимость выдачи граждан РФ другим госу­дарствам;

ж) разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства), но таких лиц государство рассматривает только как граждан РФ;

з) предоставление гражданам РФ возможности из­менить собственное гражданство.

Законом «О гражданстве РФ» устанавливаются следующие основания приобретения гражданства:

1. Приобретение гражданства по рождению:

а) ребенок, оба родителя или единственный роди­тель которого на момент его рождения состоят в гра­жданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;

б) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой яв­лялся лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвест­но, является гражданином РФ независимо от места рождения;

в) при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гра­жданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, ребенок приобретает гражданство РФ;

г) находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является граждани­ном РФ, если родители не объявятся в течение 6 ме­сяцев со дня его рождения;

д) ребенок, родившийся на территории РФ У роди­телей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства;

е) ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.

г. Прием в гражданство РФ; иностранные гражда­не и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратить-ся с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем

порядке при условии, если указанные граждане и ли­ца:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно;

б) обязуются соблюдать Конституцию и законода­тельство РФ;

в) имеют законный источник средств к существо­ванию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д) владеют русским языком.

Пятилетний срок проживания на территории РФ может быть сокращен до одного года в случае:

а) рождения лица на территории РСФСР и нали­чия у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояния в браке с гражданином РФ не менее 3 лет;

в) наличия у нетрудоспособного лица дееспособ­ных детей, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ;

г) наличия у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладания лицом про­фессией либо квалификацией, представляющими ин­терес для РФ;

д) предоставления лицу политического убежища на территории РФ;

е) признания лица беженцем.

В упрощенном порядке (без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ) в гражданство РФ принимаются иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладаю­щие дееспособностью, если они:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя — гражданина РФ;

б) имели гражданство СССР, проживали и прожи­вают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

3. Восстановление в гражданстве РФ распростра­няется на иностранных граждан и лиц без граждан­ства, ранее имевших гражданство РФ. Однако они должны соответствовать условиям, предъявляемым при приеме в гражданство в общем порядке. Обяза­тельный срок непрерывного проживания на террито­рии РФ таких лиц сокращается до 3 лет.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ;

б) в течение 5 лет, предшествующих подаче заяв­ления, законно выдворялись за пределы РФ;

в) использовали подложные документы или сооб­щили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на терри­тории РФ или за ее пределами;

е) преследуются в уголовном порядке компетент­ными органами РФ или иностранных государств за совершения преступления;

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лише­ния свободы за действия, преследуемые в соответст­вии с федеральным законом;

з) не имеют законного источника средств к суще­ствованию на день обращения с заявлением о приеме в гражданство или в течение 5 лет непрерывного про­живания на территории РФ.

4. Иные основания приобретения гражданства (на­пример, при приобретении гражданства РФ обоими родителями их дети также становятся гражданами РФ).

При изменении Государственной границы РФ ли­ца, проживающие на территории, которая вошла в состав РФ, имеют право на выбор гражданства РФ (оптацию) в порядке и в сроки, установленные соот­ветствующим международным договором РФ.

Российское законодательство предусматривает на­ряду с основаниями приобретения гражданства РФ также и основания его прекращения. В качестве та­ких оснований закон устанавливает:

1. Выход из гражданства, который может иметь место по добровольному ходатайству гражданина РФ. Выход из гражданства не допускается, если гра­жданин РФ:

а) имеет не выполненное перед РФ обязательство,

установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами РФ в каче­стве обвиняемого по уголовному делу либо в отноше­нии его имеется вступивший в законную силу и под­лежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его при­обретения.

2. Иные основания (например, при прекращении гражданства РФ обоих родителей гражданство РФ их Детей прекращается при условии, что они не станут лицами без гражданства).

При изменении государственной принадлежности (выходе из состава РФ) территории постоянного про­живания гражданина РФ последний может (в соот­ветствии с условиями международного договора) вы­брать иное гражданство.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы граж­данства РФ относятся к компетенции Президента РФ Важную роль в принятии решений по вопросам гражданства играют министерства иностранных и внутренних дел РФ.

13. Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия

Конституция РФ закрепляет основные принципы функционирования системы органов власти страны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собра­ние, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ и суды.

Главой государства является Президент Россий­ской Федерации, которого Конституция ставит на первое место среди федеральных государственных органов. Пост Президента в Российской Федерации был учрежден в соответствии с решением референду­ма в апреле 1991 г. Президент РФ наделен огромны­ми полномочиями, которые он осуществляет само­стоятельно и независимо от других органов власти. Глава государства не несет политической ответствен­ности перед парламентом.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека. В установленном Кон­ституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государ­ственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти. В связи с этим Президент наде­лен следующими полномочиями:

— отменять постановления и распоряжения Пра­вительства, другие акты органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам;

— приостанавливать действие актов органов ис­полнительной власти субъектов РФ в случае противо­речия этих актов Конституции РФ и федеральным законам или нарушения прав и свобод человека;

— обращаться в Конституционный Суд РФ с за­просом о соответствии федеральных законов, норма-

тивных актов, принятых федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ Конституции РФ;

— использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государ­ственной власти РФ и ее субъектов.

Президент фактически выступает арбитром между различными ветвями власти, не будучи включен ни в одну из подсистем государственных органов (законодательную, исполнительную и судебную).

Президент избирается на 4 года гражданами Рос­сийской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Федеральным законом «О выборах Президента Рос­сийской Федерации» подробно определяется порядок избрания главы государства.

Выборы назначаются Советом Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты группой избирателей (не менее 100 человек), избирательными объединениями и избира­тельными блоками. Для регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией необходимо собрать не менее 1 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не бо­лее 70 тыс. подписей.

Избранным считается кандидат, который полу­чил более половины голосов избирателей, приняв­ших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов по результатам первого тура голосо­вания не был избран Пр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: