Сущность, содержание, основные задачи и функции бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Сплошное отражение – отражение без пропусков всех изменений, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
Непрерывное отражение – отражение изо дня в день во времени всех изменений, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
Документальное отражение – отражение на основе документов всех изменений, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
К ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от форм собственности предъявляют одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами:
|
|
Организация ведет б/у своей финансово-хозяйственной деятельности путем двойной записи на взаимосвязанных счетах б/у, включенных в рабочий план счетов Предприятия, утвержденным на основе Плана счетов бухгалтерского учета.
Бухучет имущества, обязательств и хоз.операций ведется в валюте РФ; документирование их - на русском языке.
В течение отчетного периода учетная политика Предприятия не может меняться.
В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции (оказание услуг, выполнение работ) учитываются отдельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями Предприятия.
Собственное имущество учитывается отдельно от имущества других юр. лиц, находящегося у данной организации.
Бухгалтерский учет ведется непрерывно в течение всего времени существования организации.
Ответственность за правильность организации и ведения бухгалтерский учет на предприятии несут руководители организации.
Задачи бухучета:
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации), так и внешним (инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности); Внутренние пользователи – лица, занятые в аппарате управления, учредители, собственники имущества, менеджеры, которым необходима информация для осуществления планирования, контроля, и оценки деловых операций;
|
|
Внешние – сторонние потребители информации с прямым или косвенным финансовым интересом:
- лица, не работающие в организации, прямо заинтересованные в успешной ее деятельности (акционеры, инвесторы, кредиторы, покупатели)
- лица, непосредственно не принимающие участия в работе организации, но имеющие косвенный интерес (налоговые органы, государственные органы управления, страховые компании, банки при выдаче кредита и т.п.)
- лица, не имеющие финансового интереса, кроме делового сотрудничества (аудиторские фирмы, органы статистики, арбитраж и т.п.)
-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Бухучет как наука состоит из трех самостоятельных частей:
Теория бухучета – наука, изучающая теоретические, методологические и практические рекомендации по организации системы бухгалтерского учета в целом.
Финансовый учет – система сбора учетной информации, которая обеспечивает оформление и регистрацию хоз. операций, и составление бухгалтерской отчетности.
Управленческий учет (составная часть бухучета) – предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней. Главная цель – обеспечить в полном объеме необходимой информацией менеджеров. Управленческий учет обобщает плановую (нормативную) и прогнозную информацию. Он более полно отражает учетные процедуры наблюдения, измерения и регистрации.
В системе управленческого учета информация об издержках производства группируется и учитывается по:
- видам затрат (номенклатура продукции, работ, услуг);
- месту возникновения затрат (структурные подразделения, цеха и т.п.);
- носителям затрат (видам продукции, услуг, предназначенных для продажи на рынке).
Бухгалтерский учет осуществляется специальной службой организации – бухгалтерией. Он является сплошным и непрерывным во времени, строго документирован, используются специфические приемы и способы обработки учетных данных, организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.
В системе управления хозяйственной деятельностью организации бухгалтерский учет выполняет ряд функций:
- контрольная функция. Работники бухгалтерии, аудиторских фирм, налоговых служб осуществляют контроль за сохранностью и движением имущества организаций, а также правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных отношений. С помощью бухгалтерского учета осуществляются 3 вида контроля – предварительный, текущий и последующий.
- информационная функция. Данные бухучета являются основным источником информации, используемой на разных уровнях управления.
обеспечение сохранности имущества – функция, имеющая особое значение в условиях рыночных отношений и наличия различных форм собственности. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета и определенных предпосылок:
- наличия специализированных складских помещений, оснащенных средствами оргтехники
- совершенствования самой системы учета, использования экономических ресурсов, применения обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений
|
|
- использования современных средств автоматизации для сбора, обработки и передачи информации.
- функция обратной связи означает, что бухучет формирует и передает информацию обратной связи, т.е. информацию о фактических параметрах развития объекта управления. Основными компонентами информационной системы обратной связи, применительно к бухгалтерскому учету, являются в качестве ввода –неупорядоченные данные, процесса – обработка данных, вывода- упорядоченная информация. Бухгалтерский учет с точки зрения системы управления представляет собой часть информационной системы обратной связи, ее основу. Он призван обеспечивать все уровни управления предприятия информацией о фактическом состоянии управляемого объекта, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров.
- аналитическая функция. Позволяет изучить перспективы развития организации, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятельности.
Финансовый учет – система сбора учетной информации, которая обеспечивает оформление и регистрацию хоз. операций, и составление бухгалтерской отчетности. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями (инвесторами, кредиторами, банками, налоговыми и финансовыми органами и т.д.). Финансовый учет охватывает значительную часть бухучета, аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах организации – нематериальных активах, ОС, арендованном имуществе, финансовых вложениях, оборотных активах и обязательствах организации, денежных средствах и капитале, фондах и резервах, прибыли и убытках.
Управленческий учет (составная часть бухучета) – предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней. Главная цель – обеспечить в полном объеме необходимой информацией менеджеров. Сведения управленческого учета являются коммерческой тайной и закрыты для внешних пользователей. Управленческий учет обобщает плановую (нормативную) и прогнозную информацию. Он более полно отражает учетные процедуры наблюдения, измерения и регистрации.
|
|
Отличительные признаки | Управленческий учет | Финансовый учет | |
1. | Степень регламентации | Ведение учета – внутреннее дело предприятия | Правила ведения регламентируются государством |
2. | Точность информации | Часто используются приблизительные данные | Информация только точная. В ней отражаются совершенные операции |
3. | Масштабы информации | Содержится информация об отдельных видах продукции, работ, услуг, результатах деятельности, как отдельных структурных подразделений, так и организации в целом | Обобщает информацию о деятельности всего предприятия |
4. | Цель учета | Ориентирован оперативно обеспечить сбор и обработку информации для планирования, управления, контроля за текущей производственной деятельностью | Ведется с целью составления финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей. Когда составлены финансовые отчеты, цель считается достигнутой. |
5. | Основные правила | Организуется исходя из целей и задач управляющих, служит интересам предприятия. Управленческий аппарат может следовать любым внутренним правилам учета в зависимости от их полезности. | Ведется в общепринятом порядке на основе норм и стандартов бухучета. Это позволяет внешним пользователям сравнивать и сопоставлять данные учета |
7. | Структура учета | Оперирует тремя видами объектов: доходы, издержки, активы. Базисное равенство отсутствует | Имеется базисное равенство: А=О+ СК |
8. | Время соотношения | Охватывает информацию о свершившихся фактах и обращенную к будущему. | Отражает информацию о свершившихся хозяйственных операциях/ |
9. | Используемые измерители | Все виды: денежные, натуральные, трудовые | Денежные единицы |
10. | Периодичность составления отчетности | По мере необходимости | По квартально – промежуточная отчетность, годовая- полная |
11. | Группировка затрат | По объектам учета затрат в разрезе статей затрат. Группировка призвана дать ответ на вопрос: на что израсходованы ресурсы и где? | По экономическим элементам. Группировка призвана дать ответ на вопрос: что затрачено на производство в отчетном периоде? |
12. | Методы ведения учета | Основные элементы - счета и двойная запись. Документация и инвентаризация используются, но не всегда. | Основные элементы - счета и двойная запись, документация и инвентаризация. |
13. | Степень открытости информации | Информация закрытая. Является коммерческой тайной предприятия, не подлежит публикации | Информация открытая, публичная и не представляет коммерческой тайны |
14. | Ответственность за правильность ведения учета | Дисциплинарная (замечание, выговор и т.д.) | За нарушения предусмотрены штрафы. |
В системе управленческого учета информация об издержках производства группируется и учитывается по:
- видам затрат (номенклатура продукции, работ, услуг);
- месту возникновения затрат (структурные подразделения, цеха и т.п.);
- носителям затрат (видам продукции, услуг, предназначенных для продажи на рынке).