Принципы управленческого учета

Сущность и содержание управленческого учета

Переход к рыночной экономике требует от организаций значительного увеличения объема информации, возникающей как внутри предприятия, так и за его пределами. Со стороны внешних организаций также возникает определенный интерес либо к деятельности этого предприятия, либо к результатам его деятельности.

Увеличивается объем информации о спросе на выпускаемую продукцию, возможностях сбыта продукции при определенных условиях и требованиях, материально-техническом обеспечении производства этой продукции, об основном производстве, тех­нической подготовке производства, о затратах на производство и эффективности выпуска определенных изделий и т.п.

Собственников предприятия, поставщиков, покупателей, кредиторов, налоговые органы, акционеров интересует другая информация: об изменении доли собственного капитала, эф­фективности инвестиций, доходах и эффективности использо­вания ресурсов и т.п.

В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная информация. По большинству предприятий информационные потребности приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать.

Экономическая информация представляет собой такой вид информации, которая последовательно и полно отражает про­изводственно-хозяйственную деятельность предприятия. Эко­номическая информация подразделяется на следующие виды: плановую, нормативно-справочную и учетную.

Плановая информация содержит данные для выбора дейст­вий, которые могут быть предприняты в будущем. Основное содержание планово-экономической информации составляет технико-экономическое и оперативно-производственное пла­нирование. Планом может быть охвачена деятельность любого структурного подразделения и предприятия в целом.

Важной частью технико-экономического планирования являет­ся составление смет (бюджетов) для предприятия в целом на конкретный период времени (год). Главной целью сметы, кото­рая ставится администрацией при разработке, — это координа­ция отдельных планов структурных подразделений, обеспече­ние их согласованности.

В связи с тем, что конечным результатом деятельности предприятия в целом и его обособленных структурных подраз­делений являются готовая продукция или продукция разной степени готовности либо виды услуг, работ, для выпуска кото­рых организовано данное предприятие или структурное под­разделение, согласованность смет должна быть осуществлена через объект планирования: продукт, издержки по производст­ву этого продукта, его эффективность.

Оперативно-производственное планированиесодержит плано­вые работы по уточнению, детализации и конкретизации пока­зателей производственной программы по предприятию, отдель­ным подразделениям, рабочим местам на короткие периоды времени (от месяца до часа). Отличительной особенностью оперативно-производственного планирования как завершаю­щего этапа всей системы планирования является то, что оно сочетает детальную разработку плана с экономическими норма­тивами предприятия и непосредственно контролирует сбалан­сированностью выполнение производственной программы.

Разработка планов не гарантирует их исполнения. Каждый руководитель подразделения должен принимать определенные меры для этого. Каждый менеджер обязан наблюдать за ходом выполнения плана, вмешиваться при обнаружении каких-либо отклонений, при необходимости менять прежние планы, учи­тывая новые условия.

Определение понятия двух частей внутрипроизводственного планирования позволяет утверждать, что в рамках одного пред­приятия их цели и задачи совпадают. Основу обеих частей пла­нирования должны составлять одни и те же показатели и эко­номические нормативы.

Нормативно-справочная информация является связующим звеном между остальными видами экономической информации. Состав нормативно-справочной информации определяется ти­пом производства, номенклатурой и сложностью выпускаемых изделий, технологией и организацией производства, внутри­производственным разделением труда, уровнем развития внут­ренних хозяйственных связей. Эти признаки являются осново­полагающими в применении методов технико-экономического и оперативно-производственного планирования, учета произ­водства, методов учета затрат на производство и калькулирова­ния себестоимости продукции.

Учетная информация, как и другие виды экономической информации, имеет общие черты, принципы и объекты с нор­мативно-справочным и планово-экономическим видами. Учет­ная информационная система имеет следующие стадии: сбор, изменение первичных данных, регистрация, передача в вычис­лительные центры или аппарат управления для обработки, об­работка данных для оперативного управления, накапливание и группировка данных по потокам и определенным принципам, формирование сводной информации и производство расчетов, используемых в аналитическом и синтетическом учете, состав­ление внутренней и внешней отчетности.

В процессе деятельности на предприятии возникает большой объем оперативной информации. Например, мастеру необходимо знать, на каком участке или в какой бригаде произошли сбои про­изводства, сколько продукции выпущено цехом, сколько обрабо­тано деталей на его производственном участке, сколько начислено заработной платы, а каждому работающему интересно знать, сколько заработной платы начислено ему.

Заведующий складом должен знать о наличии складских за­пасов: не только сумму, но и количество по каждому наимено­ванию для того, чтобы вовремя заказать новую партию и т.п.

Первичная информация обеспечивает исходными данными финансовый и управленческий учет.

Финансовый учет готовит информацию для внутренних и внешних пользователей, используя при этом общие для всех предприятий правила ведения.

Большой объем первичной информации не позволяет ме­неджерам полностью ее осмыслить, проанализировать и ис­пользовать в своей работе. Менеджеры должны использовать краткие обзоры и другую сгруппированную информацию для выполнения своих обязанностей. Учетная информация, специ­ально подготовленная для руководителей разных уровней управления, называется управленческой учетной информацией.

Управленческий учет использует оперативную (первичную) информацию независимо от ее количественного измерения, например, отзывы покупателей о качестве продукции. Однако большая часть первичной информации не удовлетворяет запро­сам

руководителей. Так, главного конструктора не занимают вопросы о том, сколько заработал сегодня или неделю назад какой-либо рабочий механического цеха. Он заинтересован в итоговых данных: полностью или нет удовлетворена его заявка на материалы, какая сумма выделена бюджетом предприятия на работы, связанные с изменением конструкции изделия или ос­воением новых продуктов.

Следовательно, в работе менеджеры используют как детали­зированную, так и итоговую информацию.

Управленческий учет - это установленная организацией систе­ма сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.

Процесс сбора информации о хозяйственной деятельности орга­низации заключается в определении, классификации, оценке и измерении хозяйственных операций и других экономически зна­чимых событий с целью последующего их отражения в системе управленческого учета.

Под регистрацией понимают упорядоченное и последователь­ное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах.

Обобщение информации представляет собой анализ, подготовку и интерпретацию информации. В процессе анализа информации определяют состав информации, представляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь различных показателей деятельно­сти организации, зависимость показателей от экономически значи­мых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации ин­формации предусматривает представление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей по необхо­димости аналитические и прогнозные заключения.

Подготовленная информация представляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.

Основная целью управленческого учета — предоставление ру­ководителям и специалистам организации и структурных подраз­делений плановой, фактической и прогнозной информации о де­ятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений.

Основные пользователи информации управленческого учета -высшее руководство организации, руководители структурных под­разделений и специалисты.

Высшее руководство формирует стратегические цели управле­ния организацией. Для достижения этих целей оно получает:

• интегрированные управленческие отчеты о результатах произ­водственной, финансовой и инвестиционной деятельности орга­низации и ее основных структурных подразделений за прошед­ший отчетный период и на конкретный период;

• материалы анализа влияния внутренних и внешних факторов на результаты деятельности организации и ее основных струк­турных подразделений;

• плановые и прогнозные показатели на предстоящий период. Руководители структурных подразделений формируют оператив­ную стратегию реализации долгосрочных целей развития органи­зации. Они получают управленческие отчеты о деятельности под-

разделении на конкретный момент, результаты их аналитической обработки, плановую и прогнозную информацию о подразделении, а также информацию о смежных подразделениях и контрагентах.

Специалисты получают информацию в пределах своей компе­тенции о деятельности организации и ее структурных подразде­лений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, ока­зывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности.

Основными задачами управленческого учета являются:

• учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и предоставление информации по ним менеджерам;

• учет затрат и доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, технологическим решениям и другим позициям;

• исчисление различных показателей фактической себестоимос­ти продукции (работ, услуг) и отклонений их от нормативных и плановых показателей (полной производственной себестои­мости, неполной производственной себестоимости, полной се­бестоимости реализованной продукции, себестоимости реали­зованной продукции по зонам реализации и т.п.);

• определение финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, но-

. вым технологическим решениям, реализованным изделиям, вы­полненным работам и услугам и другим позициям;

• контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, ее структурных подразделений и других центров ответственности;

• планирование финансово-хозяйственной деятельности органи­зации в целом, ее структурных подразделений и других цент­ров ответственности;

• прогнозирование и оценка прогноза (предоставление заключе­ния о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для це­лей планирования);

• составление управленческой отчетности и представление ее управленческому персоналу и специалистам для управления производством и принятия решений на перспективу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: