Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения спроса под воздействием того или иного фактора. Степень реакции спроса на эти факторы поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса. Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цене данного товара, цене других товаров, доходов потребителей и т.д.), определяющих спрос.
Рассмотрим сначала коэффициент эластичности спроса по цене — показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены. Он определяется как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены.
Процентное изменение Q
= -------------------------------------,
Процентное изменение P
где — коэффициент эластичности по цене; Q — количество товара, на которое предъявлен спрос; Р — рыночная цена товара.
Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%.
Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:
|
|
• неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1% на каждый 1% снижения его цены — означает сильную реакцию и характеризуется понятием эластичного спроса;
• увеличение приобретаемого товара больше чем 1% на каждый 1% снижения его цены — означает сильную реакцию и характеризуется понятием эластичного спроса:
• приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствие снижения его цены в два раза — означает единичную эластичность спроса.
Реакция объема спроса на изменение доходов покупателей определяется эластичностью спроса по доходу.
Процентное изменение объема спроса (Q)
= --------------------------------------------------------,
Процентное изменение дохода (R)
где — коэффициент эластичности спроса по доходу; R — доход.
Предметы роскоши имеют эластичность спроса по доходу больше единицы, предметы первой необходимости имеют эластичность спроса по доходу меньше единицы.