Производство. Эффект масштаба. Закон убывающей предельной производимости

Лекция 4. Производство и фирма. Издержки, доход, прибыль.

Положение равновесия потребителя

Равновесие потребителя наступает тогда, когда у него от­сутствуют стимулы изменять потребительский набор благ. Это значит, что в данном состоянии достигается максимально возможный резуль­тат, т.е. максимальная полезность, наибольшее удовлетворение потребностей.

Равновесие потребителя может изменяться под влиянием измене­ния цен. Вместе с тем эффект цены распадается на два отдельных эф­фекта: эффект дохода и эффект замещения или субституции. Первый заключается в том, что с падением пены товара при неизменном номи­нальном доходе возрастает реальный доход потребителя, повышающий возможности потребления данного товара. Второй эффект проявляется в том, что с уменьшением цены товара появляются возможности замещать им в потреблении более дорогие товары – субституты. Однако в случае с нормальным товаром и с товаром низшего качества эти эффекты могут действовать по-разному.

Итоговый результат зависит от того, какой из эффектов будет болеесильным и более значимым для потребителя.

Теоретически можно представить такой случай, когда эффект до­хода будет настолько сильным, что общее потребление данного товара сократится в результате падения цен.

Описанный парадокс носит название парадокса Гиффена (в честь английского экономиста XIX в.), а товары, на которые он распростра­няется, называют товарами Гиффена.

Товар Гиффена — это товар, занимающий большое место в бюд­жете малоимущих потребителей, спрос на который при прочий равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

За исключением товаров Гиффена, для всей товарной массы действует общее правило, согласно которому потребление товара и соответ­ственно спрос на него падают, если цены на него увеличиваются, и уве­личивается, если цены падают.

Таким образом, определить поведение потребителя на рынке мож­но, используя теорию предельной полезности и метод кривых безразличия.

1. Производство. Эффект масштаба. Закон убывающей предельной производимости.

2. Фирма. Издержки производства и их виды.

3. Доход и прибыль фирмы.

Производство это процесс изготовления материальных благ или процесс использования рабочей силы, оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления необходимых товаров и выполнения услуг.

В производстве продукта человек воздействует на объекты природы, придает им форму, пригодную для удовлетворения материальных потребностей. Как уже отмечено, производство — это переработка ве­ществ природы для непосредственного потребления или для дальнейшего производства. Такая функция производства сохраняется при любой его социальной форме.

Для того чтобы начать процесс производства, необходимо иметь факторы (ресурсы) производства.

B экономической теории под фактором производства понимается особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результаты производства.

Маржиналистская теория традиционно выделяет четыре группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.

Земля рассматривается как естественный фактор. Она не является результатом человеческой деятельности. К этой группе элементов (факторов) производства относят и природные богатства, залежи ис­копаемых, которые применимы в производственном процессе. В эту категорию включаются пахотные земли, леса и т.д.

Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, используемых в производстве товаров и услуг. Это инструменты, машины, оборудование, складские помещения, транспортные коммуни­кации, средства связи и т.д. Их техническое состояние постоянно совер­шенствуется и оказывает решающее влияние на общую результативность производственного процесса и его эффективную целесообразность.

Труд — это целесообразная деятельность человека, с помощью ко­торой он преобразует природу и приспосабливает ее для удовлетворе­ния своих потребностей. Всякий труд имеет целью произвести ка­кой-либо результат.

Труд представлен интеллектуальной и физической деятельностью, направленной на изготовление благ и оказание услуг. Совокупность способностей личности, обусловленная образованием, профессиона­льным обучением, навыками, здоровьем, образует человеческий капитал. Чем квалифицированней труд человека, тем выше его капитал, а соответственно и доход по этому капиталу (оплата труда). Инвестици­онные вложения в человеческий капитал в настоящее время являются самыми эффективными и быстро окупаются для общества.

Предпринимательская деятельность — специфический фактор про­изводства. Она предполагает использование инициативы, смекалки и риска в организации производства. Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночной экономики, и хотя понятие «предпринима­тель» в экономике появилось в XVIII в. (Р. Кантильон — английский экономист, впервые внес в экономику это понятие), только в текущем столетии оно стало рассматриваться как фактор производства.

Приведенные классификации факторов производства не являются застывшими, навсегда данными. В экономической теории постинду­стриального общества в качестве факторов производства выделяются информационный и экологический.

Оба они тесно связаны с достижениями современной науки, кото­рая сама по себе тоже выступает в качестве самостоятельного фактора, так как оказывает решающее воздействие на уровень эффективности производства, процесс подготовки квалифицированной рабочей силы и повышения уровня и возможностей человеческого капитала.

Информация обеспечивает систематизацию знаний, материализо­ванных в систему механизмов, машин, оборудования, моделей менед­жмента и маркетинга.

Все большее значение в современном производстве занимает эко­логический фактор производства, который выступает либо в качестве импульса экономического роста, или ограничения его возможностей в связи с вредностью, загазованностью, загрязнением и т.д.

Подводя итог анализу факторов, отметим, что производство воз­можно только при введении в производственный процесс всех фак­торов.

Взаимозаменяемость факторов производства.

Следует заметить, что факторы обладают взаимозаменяемостью. Она обусловлена разнообразными потребительскими свойствами про­дукта. В результате возможно любое производство продукта или блага при использовании различных факторов в разнообразных сочетаниях и разнообразных пропорциях.

В реальной жизни в пределах используемой технологии пред­приниматель стремится найти наилучшее сочетание факторов производства (труд, земля, капитал), с тем чтобы достичь наибольшего выхода продукции. Отношение между любым набором факторов Производства и максимально возможным объемом продукции, про­изводимой из этого набора факторов, характеризует производствен­ную функцию.

Производственная функция — технологическая зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции.

Она всегда строится для определенной технологической структуры. Производственная функция может использоваться для определения минимального количества затрат, необходимого для производства любого данного объема товаров.

Если весь набор факторов производства и ресурсов представив как затраты труда, материалов и капитала, производственная функция может быть описана следующим образом:

Q = F(L, К, M),

где Q — максимальный объем продукции, производимый при данной технологии и данном соотношении труда — L; капитала — К; материа­лов — М.

Производственная функция характеризует зависимость физического объема производства от использования факторов производства не только по отношению к отдельной фирме, но и пропорцию между этими величинами в масштабах общества.

Модификацией производственной функции является изокванта.

Изокванта — кривая, геометрическое место точек, соответствую­щих всем вариантам производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции.

График, на котором представлен набор изоквант, называется кар­той изоквант.

При анализе хозяйственной деятельности используются также изокосты.

Изокосты — это линии равных издержек, в которых затраты на факторы производства ограничены бюджетными возможностями предпринимателя.

Графически изокосты могут быть изображены следующим образом.

При бюджете предпринимателя 20 ден. ел. строятся соответствующие линии бюджетных ограничений.

Наложение графиков изокванты на изокосты обеспечивает приня­тие гибкого решения при минимуме производственных издержек (точ­ка Б).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: