Лекция 10. СССР в годы Великой Отечественной войны

Форсированный экспорт нефти, леса, зерновых (прежде всего, хлеба).

Индустриализация

Итоги коллективизации.

1) Существенное уменьшение с/х производства зерна и поголовья скота.

2) Голод 1933 г., вызванный стремлением советского руководства сместить США и Канаду с зернового рынка. От голода умерло от 3 до 5 млн. человек.

3) Коллективизация позволила провести форсированную индустриализацию СССР, что в конечном итоге станет одним из факторов победы в Великой Отечественной войне.

И.В.Сталин сказал следующее: «Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!».

Каналы для финансирования индустриализации:

2) Другим источником индустриализации стала экономия в потребительской сфере за счет введения карточной системы в 1929 г. и нормирования потребления населения.

3) Мобилизация государством сбережений и ценностей населения. Для этих целей был создан Торгсин (1931 г.) - Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами, которое в реальности выкачивало деньги из советских граждан. В точках Торгсина продавали товары повышенного спроса, но цены на них были в 3 раза выше экспортных. Их преимущественно реализовывали за валюту и драгоценности.

4) Монополия на алкоголь. Он был дешевым, повсеместным. Попытки ограничения его продажи жестко карались. В первую пятилетку произошел резкий скачок алкоголизма. За счет этого выкачивались ресурсы у населения.

5) Население обязывалось приобретать внутренние государственные займы. По словам Сталина. Займы – добровольно-принудительная практика. Как только человек получал заработную плату, так сразу он отдавал ее часть на займ.

6) Установление непомерно высокого налога с оборота на товары пищевой и легкой промышленности, товары ежедневного спроса.

Таким образом, большая часть средств на индустриализацию получена за счет внутренних ресурсов.

Курс на индустриализацию был провозглашен в декабре 1925 г. на XIV съезде ЦК КПСС. На съезде была поставлена задача превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну производящую их. Однако реально индустриализация началась в 1927 г. с реконструкции старых промышленных предприятий и закладки 500 новых заводов. Наметился переход к отраслевой системе управления, укреплялось единоначалие и централизация в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции.

В Советском Союзе разрабатывали план в форме цифровых задач. Советские экономисты пришли к выводу, что пятилетнее планирование является наиболее оптимальной формой. До ВОВ Советский Союз успел выполнить две пятилетки и приступил к третьей.

Первая пятилетка (1928-1933). Ее главная задача заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. В соответствии с этим началось сооружение предприятий металлургии, тракторо-, автомобиле авиастроения. В первые два года пятилетки, пока не иссякли резервы нэпа, промышленность развивалась в соответствии с плановыми заданиями и даже превышала их. В начале 30-х годов темпы ее роста значительно упали, и строительство части предприятий пришлось заморозить. Власть объявила о завершении пятилетки в 4 года и 3 месяца, но по отдельным видам продукции пятилетку выполнить не удалось.

Второй пятилетний план (1933-1937 гг.) сохранил тенденцию на приоритетное развитие тяжелой индустрии в ущерб отраслям легкой промышленности. Задания плана по сравнению с предыдущей пятилеткой выглядели более реалистичными и умеренными. За годы второй пятилетки были сооружены 4,5 тыс. крупных промышленных предприятий.

Масштабы промышленного строительства заражали энтузиазмом многих советских людей. Среди квалифицированных рабочих возникло стахановское движение. Стахановское движение пришло на смену ударничеству. В августе 1935 г. на одной из Донбасских шахт Алексей Стаханов в 14 раз превзошел норму добычи угля. Во всех отраслях появились подражатели Стаханову: Петр Иванович Кривонос водил самые тяжелые и длинные ж/д составы; ткачихи Виноградовы Мария и Евдокия обслуживали за смену больше всего ткацких станков (за сотню); Кузнец Александр Харитонович Бусыгин – зачинатель стахановского движения в машиностроении (Московский автозавод), токарь московского автозавода Иван Гудов.

Стремление к установлению рекордов имело и оборотную сторону. Недостаточная подготовленность вновь назначенных хозяйственных руководителей и неумение большинства рабочих освоить новую технику порой приводили к ее порче и к дезорганизации производства.

Главные усилия в третьей пятилетке (1938-1942) были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность страны. Однако из-за войны выполнить ее не удалось. На Урале, в Сибири, Средней Азии ускоренными темпами развивалась топливно-энергетическая база. Большое значение имело создание "второго Баку" нового нефтедобывающего района между Волгой и Уралом. Был расширен и модернизирован Магнитогорский металлургический комбинат, завершено строительство Нижнетагильского. Были созданы так называемые "заводы-дублеры" (филиалы заводов Европейской части СССР) на Урале, в Западной Сибири и Средней Азии в районах вне пределов досягаемости авиации вероятного противника.

Особое внимание уделялось строительству авиационных, танковых и других оборонных заводов, переводу многих предприятий тяжелой и легкой промышленности на производство военной продукции. Вместе с тем политика в области вооружений имела отстающий от фашистской Германии характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: