Право Золотой Орды

Суд.

Судебная власть в Золотой Орде не была отделена от административной. Суд осуществлялся всеми управителями областей и войсковых частей. Высший суд находился в руках хана. Существовал и специальный судебный орган – диван-яргу. Судили по древним обычаям, по нормам обычного права. С введением мусульманской религии появилась должность мусульманских судей – кади. Они рассматривали, прежде всего, дела, связанные с нарушением Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. Для судебной системы Золотой Орды в целом характерен судебный и административный произвол, внесудебная расправа. К обвиняемым применялись жестокие пытки. Во время суда имели место поединки, испытания водой или огнем. В монголо- татарском государстве мы видим особую жестокость наказаний.

Вывод: Основой государственности Золотой Орды была ее военная организация!

1. Военное и гражданское управление тесно переплетались между собой.

2. Местное четко не отделено от центрального.

Слабая из-за недостатков источников изученность права Золотой Орды ограничивает возможность его обстоятельного изложения.

1. Источником права в Орде являлась прежде всего Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам. Некоторые авторы считают, что Яса не была записана и сохранялась в устных преданиях. Другие указывают, что Яса состояла из 33 фрагментов и 13 изречений хана, которые дошли до нас не как единый писаный акт, а в различных источниках. В любом случае в основе Ясы находились обычаи, действовавшие у монголов на стадии разложения родоплеменного строя и складывания классового общества. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Кроме правовых установлений Яса содержала различные наставления Чингисхана для его наследников, в том числе и нравоучительного свойства. Яса отличалась беспримерной жесткостью наказаний не только за преступления, но и за проступки.

2. Другим источником права в Золотой Орде были нормы обычного права кочевых народов.

3. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников.

4. Еще одним источником права являлись различные постановления ханской власти, ярлыки, грамоты управителям и другие документы, сведения о которых частично дошли до нашего времени.

В архаичном монголо-татарском раннефеодальном праве правовые нормы не отличались от норм нравственных, религиозных. Так, по Ясе под страхом наказания запрещалось перепрыгивать через огонь, обмакивать руку в текущую воду, стирать одежду и т.д.

Из гражданско-правовых норм известен ряд правил о наследовании и семейно-брачных отношениях. При разделе имущества старший сын получал больше имущества, чем другие. Однако родительский очаг, будь то бедная юрта или даже целый улус, после смерти отца оставались младшему сыну.

Пока сыновья не становились взрослыми, имуществом управляла после смерти мужа старшая жена. Вообще в кочевом хозяйстве роль женщины была значительной – на ней лежало все домашнее хозяйство, на время похода мужа она оставалась управительницей хозяйства. При заключении браков невесты приносили приданое по достатку своего рода, а жених давал выкуп. Сыновья от старших и от младших жен, от законных жен и наложниц пользовались примерно одинаковыми правами лишь с некоторыми преимуществами сыновей от старших жен. Видимо это было связано с многоженством и особой заботой об увеличении числа воинов.

Положение детей характеризовалось безусловным повиновением родителям, прежде всего, отцу. Известны случаи продажи детей для спасения семьи от голода. Дочери правом наследования не пользовались, они получали лишь свою долю приданого.

Уголовные нормы не разграничивали преступления и гражданские правонарушения. За все предусматривались суровые наказания. Уголовное право отличалось исключительной жестокостью. Смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, ложь перед старшими в суде. За бегство с поля боя одного воина казнили весь десяток. Известны были и такие преступления, как убийство, грабеж, воровство. Во всех этих случаях виновные, как правило, подлежали смертной казни. За украденную лошадь потерпевшему надо было отдать 10 лошадей. Если у него их не было, то он расплачивался своими детьми, а при отсутствии детей повелевалось «зарезать его как овцу». Смертная казнь применялась также за преднамеренную ложь, колдовство, порчу. Смертная казнь, как правило, производилась публично, способами, характерными для кочевого образа жизни: посредством удавливания на веревке, привязывания к коням и разрывания на части и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: