Местные органы власти и управления. Советское правительство понимало, что необходимо прекратить войну, но демобилизовать всех сразу не было возможности (иначе германские войска могли вторгнуться

Создание новой армии.

Советское правительство понимало, что необходимо прекратить войну, но демобилизовать всех сразу не было возможности (иначе германские войска могли вторгнуться в глубь России). Были приняты меры по реформированию старой армии, прежде всего, по демократизации армии (Декреты «О выборном начале в армии», «Об уравнении в чинах»). Упразднялись все чины и звания, отменялись знаки отличия, все военные получали звание «Солдат революционной армии». Вся власть в воинских частях передавалась солдатским комитетам и Советам. Вводился принцип выборности командиров, распускались офицерские собрания. 15 января 1918 г. СНК принял декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии». Армия комплектовалась на добровольной основе (народ устал от войны) из наиболее сознательных элементов трудящихся классов. Но уже весной обстановка обострилась, началась иностранная военная интервенция. Принцип добровольности комплектования армии был отменен декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 г., вводится всеобщая обязательная воинская повинность. Граждане в возрасте от 18 до 40 лет были взяты на учет, но с оружием в руках защищали революцию только трудящиеся, нетрудовые элементы отправляли иные воинские обязанности. Был отменен также принцип выборности командиров, введен принцип назначения командных кадров.

Сразу после победы Октябрьского восстания начался процесс слома прежнего и создание нового аппарата власти на местах. II Всероссийский съезд Советов объявил о ликвидации должностей комиссаров Временного правительства и о переходе власти на местах к Советам. С октября 1917 г. по февраль 1918 г. Советская власть была установлена в 90 крупных городах. Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. упразднялись все сословия и сословные деления граждан, а также сословные организации и учреждения. Но советское государство избирательно подошло к земским и городским органам самоуправления: активно выступавших против Советской власти упраздняли, лояльных временно сохраняли, пока местные Советы не создали своего аппарата. Этот процесс завершился к августу 1918 г.

Следует заметить, что на местах нередко пытались копировать центральный аппарат (во многих губерниях, а то и уездах создавали свои Совнаркомы, например, Совнарком Пермского уезда и д.т.). Причем, они не подчинялись вышестоящим Советам. Но уже к середине 1918 г. местные «Совнаркомы» были преобразованы в местные Советы. На места была разослана инструкция «О правах и обязанностях Советов», где разъяснялось, что Советы самостоятельны в решении местных вопросов, но должны действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов.

Вывод по вопросу:

Итак, после победы октябрьского восстания II Всероссийский съезд Советов 26 октября взял власть в свои руки. На съезде были избраны: ВЦИК (высший орган власти в перерывах между съездами), СНК (правительство для управления страной), Съезд провозгласил единовластие Советов на местах. Россия стала республикой советов. А теперь переходим к следующему вопросу.

2. Национально-государственное строительство.

Распад Российской империи начался после февральской революции. Инерция распада нарастала в течение всего 1917 г. Кстати, до февраля 1917 г. сильных сепаратистских движений в России не было. Из 160 депутатов IV Госдумы от национальных районов 150 поддерживали идею «единой и неделимой России».

В конце 1917 г. региональные политические группировки начали декларировать государственную независимость. Возникли республики Армения, Азербайджан, Грузия, Эстония, Латвия, Литва, Украина, Белоруссия, Башкирская автономия и др. Смена власти в октябре 1917 г. еще больше способствовала сепаратизму.

Основы национально-государственной политики Советского государства были сформированы в Декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г. Основные принципы советской национальной политики были следующие:

1. Равенство и суверенность народов России.

2. Право народов на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3. Отмена всех национальных и религиозных привилегий и ограничений.

4. Свободное развитие национальных меньшинств.

Правом отделения воспользовалась, прежде всего, Финляндия. В декабре 1917 г. Советское государство признало ее независимость. Советское правительство признало и состоявшееся при Временном правительстве отделение Польши. Учреждение РСФСР было провозглашено 25 октября 1917 г., но при этом понятие «федеративная республика» не было разъяснено. В декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа уже сказано определеннее: «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик».

Впервые вопрос о федерации советских республик был поставлен на III съезде Советов. Съезд решил дать каждой нации право на своих полномочных съездах рассмотреть вопрос о возможности участия в новой федерации. III съезд Советов принял постановление «О федеральных учреждениях Российской Федерации», в котором закреплялась система органов федеральной власти: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК.

Строительство советской федерации шло путем создания автономных единиц внутри РСФСР. Формой автономии в то время была республика. В первой половине 1918 г. были созданы Туркестанская, Таврическая, Донская, Кубано-Черноморская, Терская республики. Возникли они в рамках прежних административно-территориальных единиц. Четкого правового статуса этих республик не было. Большая часть из них перестала существовать в результате захвата территорий интервентами и белогвардейцами. После освобождения они не восстанавливались. Позднее, уже после гражданской войны, все республики создавались по национально-территориальному принципу, т.е. каждый член федерации имел определенную территорию, компактно населенную той или иной национальностью.

Для проведения национальной политики был создан народный комиссариат по делам национальностей (его возглавлял И.В. Сталин). Наркомат по делам национальностей испытывал сильное давление и справа, и слева. Справа требовали расширения прав автономий, а старые большевики обвиняли наркомнац в том, что он «создает национальности» и разжигает национальные чувства, которых объективно нет. Вообще надо отметить, что дискуссии по национально-государственному строительству велись интенсивно, накал страстей был очень велик. Левые эсеры (а также видный работник наркомата юстиции М. Рейснер) предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства. Национально-государственное разделение они считали буржуазным пережитком. Субъектами федерации должны были стать общины-коммуны, объединенные в областные федеративные республики. Эти субъекты федерации должны были иметь самые широкие права по управлению своей территорией, т.е. такой вариант означал децентрализацию государственного управления, с чем не согласны были большевики. Большевики стояли за более крепкую государственность, они в этом споре победили.

Итак, сделаем вывод: Российская империя начала распадаться еще до октября 1917 г. Смена власти в октябре 1917 г. еще больше способствовала сепаратизму. В первой половине 1918 г. автономные единицы внутри РСФСР возникли по административно-территориальному принципу, позже субъекты федерации создавались по национально-территориальному принципу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: