Свойства информационных технологий
1. Целесообразность. Внедрение ИТ не является самоцелью. ИТ реализуется с целью повышения эффективности производства (или иной деятельности) путем автоматизации тех бизнес-процессов, в которых большую роль играет надежность, своевременность и полнота информации.
2. Реализация во времени. ИТ должна соответствовать новым потребностям организации, реагировать на изменения бизнес-процессов и учитывать новые возможности технических средств и программного обеспечения. Поэтому после внедрения ИТ, как правило, происходит ее постоянное развитие (модификация, изменение структуры, включение новых компонентов).
Бизнес-процесс - система последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности (операций), достигающих значимых для организации результатов. Примеры бизнес-процессов: закупка сырья, набор студентов, верстка номера газеты, принятие закона.
1. Системная полнота (целостность процесса). Процесс включает все элементы, обеспечивающие завершенность действий человека в достижении поставленной цели.
|
|
2. Регулярность процесса и высокая степень расчлененности его на однозначные фазы (стадии, этапы). Однозначность фаз позволяет применять средние величины при их характеристике, а значит, осуществить стандартизацию и унификацию.
Одним из простых и традиционных показателей является коэффициент рентабельности инвестиций (ROI):
ROI =(Прибыль + (Цена продажи – Цена приобретения)) 100%
Цена приобретения
Здесь прибыль — доходы, полученные за время владения активом; цена приобретения — цена, по которой был приобретен актив; цена продажи — цена, по которой был продан (или может быть продан) актив по окончании срока владения.
Однако инвестиции в ИТ имеют свою специфику:
- «прибыль» от внедрения ИТ заключается в удовлетворении информационной потребности сотрудников организации, которую не легко выразить в денежном эквиваленте;
- эффект от внедрения ИТ является долгосрочным, а ROI «предполагает» конечный срок между приобретением и продажей, ограниченный горизонтом проекта.
В настоящее время одной из наиболее популярных методик оценки инвестиций в ИТ является TVO (Total Value of Opportunity — Ценность возможностей для бизнеса). Посредством этой методики оцениваются преимущества, получаемые от внедрения новой ИТ для бизнеса компании в целом.
Некоторые аспекты TVO опираются на другую популярную методику — TCO (Total Cost of Ownership — Совокупная стоимость владения ИТ), которая предназначена для определения затрат на ИТ.
Зачастую организации учитывают только прямые затраты на приобретение программного обеспечения, в то время как косвенные затраты, связанные с сопровождением и поддержкой (составляющие до 60% от прямых), игнорируются. Методика TCO позволяет оценить совокупные затраты на ИТ, анализировать их и управлять этими затратами для достижения наилучшей отдачи от ИТ в организации.
|
|
Как правило, большую ценность имеет не столько сам показатель TCO, сколько возможность сравнения его с показателями организаций аналогичного профиля (в том числе, с лидерами рынка), а также сравнение показателей TCO для различных вариантов автоматизации компании, что позволяет выбрать наиболее эффективные из них. При этом сравнивать показатели TCO имеет смысл для сопоставимых между собой областей применения ИТ в организации – в рамках единой модели. Примером такой модели является модель TCO для распределенных вычислений, которая описывает применение ИТ (прежде всего, для задач управления) в гражданской организации, большое число сотрудников которой работают за персональными компьютерами со стандартными офисными приложениями (текстовый редактор, электронная таблица, электронная почта и т.д.) и, возможно, некоторыми специализированными (ERP, CRM). В этой модели выделяется пять категорий затрат, из которых три относятся к прямым и две — к косвенным.
Прямые затраты:
— затраты на покупку и обновление аппаратного и программного обеспечения, включая затраты на амортизацию, запасные части и расходные материалы;
— затраты на управление и поддержку (ИТ-операции), включая оплату труда персонала, и все вопросы, связанные с планированием и управлением инфраструктурой;
— административные расходы: затраты на внутренний и внешний персонал, который занимается административными и финансовыми вопросами, закупками, выполняет контрольные функции; обучение ИТ-персонала, обучение конечных пользователей.
Косвенные затраты:
— затраты, связанные с работой конечных пользователей (решение технических проблем своими силами, самостоятельное обучение и настройка систем, управление файлами и т.д.);
— потери, связанные с недоступностью систем, когда пользователи не могут выполнять свои непосредственные служебные обязанности.
В состав типового проекта по оценке TCO входят такие работы, как:
— сбор и консолидация данных по затратам на ИТ;
— анализ затрат на ИТ;
— моделирование ситуаций информационного развития компании;
— расчет затрат и выгод от внедрения технических средств;
— анализ возврата инвестиций в ИТ;
— сравнение показателей ИТ организации с показателями аналогичных компаний;
— оценка работы персонала ИТ-службы;
— оценка влияния новых ИТ на деятельность персонала организации в целом;
— разработка рекомендаций по оптимизации TCO.
Т.о., TCO выступает в качестве одного из инструментов при выборе перспективной ИТ-архитектуры.
Методика TVO заключается в последовательном выполнении следующих этапов
1. Четкая формулировка названия и целей проекта. Описание проекта (объемом не более одного абзаца) должно содержать общие бизнес-цели инициативы и основную роль технологий в их достижении. На этом же этапе определяется тип инвестиций. В методике выделяются 4 возможных типа инвестиций:
— трансформация инфраструктуры;
— обновление инфраструктуры;
— улучшения в процессах;
— эксперименты.
2. Выбор метрики для оценки отдачи от ИТ-проекта с точки зрения получения бизнес-преимуществ. Преимущества для бизнеса могут быть перечислены в рамках некоторой модели взаимосвязанных сгруппированных показателей. В частности, может использоваться модель BPF (Business Performance Framework, Модель эффективности бизнеса), разработанная компанией Gartner. Она включает наборы показателей (метрики), покрывающие основные области деятельности организации, такие как эффективность продаж, удовлетворение клиентов и т.д.
|
|
3. Идентификация функциональных возможностей, которые несут в себе ИТ, внедряемые в рамках проекта. Именно они и являются основной причиной, по которой организация инвестирует в технологии. Они делятся на четыре класса:
— базовые — ИТ-сервисы, обязательные для организации (гибкость, расширяемость, масштабируемость, надежность, доступность, требуемая производительность, возможность наращивания производительности, совместимость с имеющейся инфраструктурой, безопасность и защита частных данных, удобство обслуживания);
— операционная поддержка и возможности снижения TCO — возможности, связанные, в основном, с деятельностью самих ИТ-подразделений (стандартизация платформ, стандартизация поставщиков, стандартизация приложений, консолидация систем, уменьшение стоимости ИТ-процессов, ускорение ИТ-процессов, эффективность работы ИТ-персонала, стандартизация и интеграция ИТ-процессов);
— прямые улучшения бизнеса — преимущества, которые напрямую получают бизнес-подразделения (уменьшение стоимости бизнес-процессов, ускорение бизнес-процессов, эффективность работы сотрудников, функциональные улучшения, требуемые изменения в структуре бизнес-процессов, обеспечение соблюдения требований законодательства и стандартов в области ведения бизнеса);
— управление знаниями и информацией – достижение преимуществ за счет более эффективного использования информации (улучшение доступа, повышение точности информации, улучшения с точки зрения своевременности предоставления информации, улучшения в навигации и синтезе информации, улучшения в способах распространения информации и совместной работе, профилирование и персонализация информации, улучшения в принятии решений или рекомендаций).
4. Оценка влияния возможностей технологий на метрики, определенные на шаге 2.
5. Оценка финансовой составляющей проекта, определяемой с учетом совокупной стоимости владения (TCO), включая скрытые и косвенные затраты.
|
|
6. Оценка возможностей предприятия с точки зрения конвертирования технологических преимуществ от реализации проекта в ценности для основного бизнеса. Для этого используется анализ соответствия проекта возможностям и стратегиям организации в пяти областях (по каждой из них определяется средневзвешенная балльная экспертная оценка):
— стратегическое соответствие: соответствие стратегии инвестиций в области ИТ с точки зрения реализации бизнес-целей и задач организации;
— влияние на бизнес-процессы: влияние на требующиеся для организации изменения в бизнес-процессах, интеграции цепочек поставщиков и других аналогичных аспектов;
— архитектура: интеграция, масштабируемость, гибкость БД, ОС, приложений и сетей, которые организация имеет или хотела бы иметь в будущем;
— прямая отдача: традиционно понимаемые преимущества от реализации проекта (например, возврат инвестиций);
— риски: оценка рисков для данных проектов с точки зрения неудачи или недостижения целей.
7. Оценка косвенных выгод и неопределенностей (рисков), связанных с влиянием реализуемых решений на другие проекты в будущем.
В итоге, совокупная оценка проекта определяется не только чисто финансовым показателем ROI и TCO, но и набором имеющих непосредственную связь с бизнесом показателей модели и средней балльной оценкой.
Помимо эффективности, являющейся глобальным критерием оценки ИТ, используются локальные критерии, характеризующие отдельные аспекты применения ИТ в организации. К ним относятся функциональная полнота и показатель своевременности переработки информации.
Функциональная полнота (F) — отношение областей автоматизированной обработки информации (Qa) к области обработки информации (Qи) для функционирования всей системы управления:
F=Qа/Qи
Показатель своевременности переработки информации (Ксв) определяется числом значений показателей, разработанных в рамках информационной технологии в течение определенного времени (t), и значений показателей, полученных за пределами планового срока их представления (Δt):
Kсв = (t - Δt) / t
Качественной характеристикой ИТ являются показатели их надежности.
Надежность — метрическая величина, которая определяет способность системы сохранять заданные свойства поведения при наличии внешних и внутренних воздействий, т.е. а) быть устойчивой в смысле функционирования, б) быть помехозащищенной в смысле сохранности элементов и структуры от механических воздействий.
Надежность обычно рассчитывается по формуле:
K = to / (to + tв),
где tо — среднее время между отказами, tв — среднее время восстановления.