История становления педагогической технологии

Само это слово - «технология» - пришло из технического мира и наиболее привычное отношение имеет к производственному процессу

Оно происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Понятие «технология» включает три составляющих части:

- Информационную (содержание – «что?») - основополагающие принципы системы - научность, доступность, перспективность, последовательность, связь с практикой и т.д.;

- Инструментальную (ресурсы – «чем?») - инструменты, необходимые для реализации проекта; их состав многообразен, от материально-технических до человеческих.

- Социальную (кадры – «кто?») - «реализаторы» (кадры и требования к ним).

Эти составляющие технологии тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, изменение одной из них требует соответственного изменения других.

В конце 50-х годов в США и Англии появилось специальное направление – педагогическая технология, призванное обеспечить решение поставленных выше вопросов. В 70-80-е годы оно получило распространение во всех развитых странах, в том числе и в СССР.

Термин «педагогическая технология» в отечественной педагогической науке появился недавно. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса. Первой ласточкой педагогической технологии в этом ее понимании явилось программированное обучение (70-80-е годы).

1.Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Выделим отличительные признаки понятия «педагогическая технология»:

· в основе педагогической технологии лежит конкретная методологическая позиция автора;

· функционирование технологии предполагает определенный порядок всех педагогических действий, обеспечивающих достижение планируемых результатов;

· реализация технологии предусматривает совместную деятельность педагога и обучающихся в учебном процессе.

· педагогическая технология должна быть посильной для осуществления любым педагогом в любом учебном заведении;

· психологическая сущность педагогической технологии – планирование учебного процесса «от ученика», то есть обучение должно быть психологически ориентировано, содержать определенные диагностические процедуры для измерения результатов деятельности.

Таким образом, в основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости образовательным процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения.

Практически все известные педагогические технологии можно поделить на следующие группы по идеям, которые лежат в основе их создания.

I группа – личностно-ориентированные технологии, главная установка которых – уникальность, целостность личности, Это технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые, клубные и другие.

II группа – это технологии управления познавательным процессом. В их основе – четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание. Это блочно-модульные, проблемно-модульные, развивающие, а также многие программированные, информационные технологии (Шаталов В.Ф., Эрдниев П.М., В.И. Занков, В.И. Давыдов, Кэролл и Блум).

III группа – технологии «свободного воспитания». В их основе лежит проектирование образовательного процесса «от ребенка», от его способностей, потребностей и мотивов. Задача педагога состоит в создании условий, среды, обеспечения для развития и обучения ребенка, доверие к его личному опыту, потенциальным возможностям.

IV группа – технологии, преодолевающие формализм школы. В их основе лежат идеи критики нормирования и формализма содержания обучения, режима дня, власти преподавателя, классной формы и т.п. Это дистанционное и концентрированное обучение, и др.

V группа – техногенные технологии, которые мало изучены: обучение во сне, гипнотическое обучение, медитации, аутотренинги и.др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: