Регулирование владения зависимым населением

Введен единый срок перехода крестьян – неделя до и неделя после Юрьева дня. + уплата пожилого, если прожил 4 года и больше, если меньше - доли пожилого.

Учтены интересы южных феодалов.

Введение Юрьева дня для конца XV века – прогрессивная мера.

Упорядочен порядок поступления в холопы, которые должны были сдерживать рост этой группы населения.

На момент принятия судебника большинство западноевропейских стран еще не имели единого свода законов.

В юридической практике начала 16 века наряду с Судебников использовалась Русская Правда и записанные нормы церковного суда.

5. Взаимоотношения светской власти и церкви

С 60-х годов XIII века митрополит получал ханскую грамоту об освобождении церкви от пошлин и повинностей. Духовенство оказалось в двойственном положении. Нужно было молиться за хана (царя). Но в то же время церковь с ее единым учением, богослужебной практикой и организацией была фактом психологического единства русских.

С 1299 года митрополит перебрался из Киева во Владимир.

После смерти в 1326 году митрополита Петра в Москве митрополичья кафедра стала в Москве. Петр был канонизирован, и Москва получила своего святого.

После грека Феогноста был утвержден на митрополичий престол русский митрополит Алексей. Он был сторонником теократического государства, хотя и вмешивался в противостояние Москвы и других княжеств.

Авторитет константинопольского патриарха и греческой церкви пошатнулся после Флорентийской унии 1439 года и падения Константинополя в 1453 году.

Первым русским автокефальным (т.е. самостоятельным) митрополитом стал рязанский епископ Иона, поддержавший Василия 2 в феодальной войне. В 1448 году московский великий князь сам назначил его митрополитом без утверждения патриархом → растущая зависимость митрополитов от светской власти.

→ Ионе не удалось сохранить власть над литовской частью владимирской митрополии.

В 1459 году впервые появился документ, который говорит о русской православной церкви именно как о Московской.

Иона сам назначил своим преемником ростовского архиепископа Феодосия.

Считая себя более усердными, чем греки, во внешнем исполнении обрядов, русские митрополиты старались доказать превосходство русского православия.

Вскоре был составлен трактат о законности установившегося порядка. Основные идеи:

1) русское православие выше греческого;

2) русский народ призван занять первенствующее положение в православном мире;

3) русский государь должен заступить в православном мире место византийского императора.

В конце XV века разгорелось соперничество церковной и светской власти по вопросу о церковных имуществах, прежде всего, землях. Многочисленные войны требовали раздач поместий, а земель для раздач у князя было мало. Монастырские же владения росли.

1503 год – церковный собор обсуждал вопрос об имуществах церкви + порядке в монастырях. Столкновение нестяжателей (Нил Сорский) и Иосифлян (Иосиф Волоцкий). Царь на стороне первых, но победили иосифляне. Великий князь был вынужден пойти на уступки воинствующим церковникам, но сохранил свое главенствующее положение над ними.

В XIV–XV веках в городах стали появляться ереси. Это секты, отклоняющиеся от догматов и организованных форм господствующей церкви. В борьбе с ними митрополиты и великие князья были едины.

XIV век. Новгород. Стригольники. Горожане отвергли таинства, церковную иерархию, монашество. Отстаивали идеал первоначального христианства, право мирян на проповедь, доступность «Книжного учения». В 1375 году подверглись казням и гонениям. Но в Пскове были их последователи. После разрыва Москвы с Константинополем они доказывали, что московское духовенство теперь безблагодатно. Отрицали воскресение мертвых.

Новгород – 2-я половина XV века жидовствующие. Новгородско-московские ересь. Якобы имели учителей «жидовина», приезжавшего в Новгород. Низшее городское духовенство. Схожи во взглядах со стригольниками. Отрицали троичность бога. Не признавали святость икон. Требовали возвращения церкви к идеализированной простоте апостольских времен. Вера считалась областью внутреннего убеждения. Христос – простым учителем веры. Движение поддерживало политическую централизацию, поэтому на первых порах светская власть их не трогала.
В Москву ересь занесли в 1480 году переселенцы из Новгорода.

→ Московский кружок еретиков во главе с Федором Курициным, посольским дьяком Ивана 3. В этот кружок входила и Елена Волошанка. В Московский входили в основном светские феодалы, связанные с великокняжеской властью. Отрицание монашества. Московские еретики высказывали мысли о свободе воли, непосредственно связанные с грамотностью человека.
С начала Иван 3 покровительствовал еретикам. Возможно, что этим он хотел шантажировать официальную церковь.

Фон – ожидание христианским миром в конце 15 века конца света. → экзальтация священников и скептическое отношение к наступлению конца света еретиков.

Новгородско-московская ересь развивала идеи, которые в конечном счете могли привести к реформации церкви → собор 1490 г с требованием жечь еретиков. Но великий князь приказал только сослать их в отдаленные монастыри.

Гонения на еретиков способствовали государственному перевороту.

После соглашения Ивана 3 с иосифлянами в 1504 году состоялся церковный собор для суда над еретиками. Теперь великий князь дал согласие на их казнь за отступничество от веры и церковных законов. Сожгли в клетке на льду реки. Возможно, что на решение Ивана 3 повлияло сочувствие еретикам опальной теперь Елены Волошанки.

Торжество церковной и светской власти над ересью было связано с тем, что широкой социальной базы для реформаторства церкви на Руси не было (мало городов торгово-ремесленного населения, мало грамотного населения) + отношение к религии не как к слову Божию, а как к обряду.

1502 год – Иван 3 наложил опалу на внука великого князя Дмитрия и его матери великой княгини Елены. Запретил молебны за здравие опальных. Государь не позаботился о том, чтобы подыскать серьезные поводы для заточения в тюрьму коронованного великого князя Дмитрия. В летописи записано «…за некое прегрешение» (т.е. в 15 лет коронован, в 19 – свергнут).

Иностранцам объясняли, что внук непослушен деду.

Пожаловал великим княжением Василия. Акт о низложении миропомазанного Дмитрия был преподнесен как акт спасения истинной веры от еретиков. Сын еретички не мог возглавлять святое государство.

В 1505 году Елена умерла. Василий виделся с внуком перед смертью, но в завещании Дмитрий не упомянут. Сразу после выхода от деда был брошен в темницу, в железа. Умерщвлен в 1509 году уже при Василии 3. То ли уморен голодом, то ли задохнулся от дыма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: