Школа количественных методов и теории социальных систем

Школа организационного поведения

Вскоре зародилось движение за человеческие отношения.как реакция на недостатки классического подхода. Школу человеческих отношений иногда называют неоклассической школой (1930—1950 гг.).

Основные представители - ученые— Мари Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо. Абрахамом Маслоу

Они определил менеджмент как «обеспе­чение выполнения работы с помощью других лиц».

Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы

Сторонники этого направления критически относились к формальной организации и выдвигали так называемую «неформальную структуру управления». Они основывались на том, что для людей, работающих совместно, характерно объединение в груп­пы по интересам вокруг наиболее авторитетного неформального лидера, не связанного с формальной (официальной) структу­рой (по назначенным должностям).

Согласно концепции данной школы мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, явля­ются в основном не экономические силы,, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвен­но удовлетворены с помощью денег.

Исследователи психологичес­кой школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности ра­ботников должен возрастать, что будет вести к увеличению про­изводительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эф­фективные действия непосредственных начальников, консуль­тации с работниками и предоставление им более широких воз­можностей общения на работе.

Основоположники этой школы раз­работали методы работы с неформальными лидерами и группами. Таким образом заложили основу социальной психологии.

Наиболее поздний период развития данного направления менеджмента – поведенческое (бихевиористского) направление

Представители - Мак-Грегора и Фредерика Герцберга

Все вышеперечисленные школы и подходы к управлению имели общий недо­статок — однобокость. Каждая из них ориентировалась только на одну сторону управления: либо на человека, либо на производ­ство. Попытка объединения достижений этих школ сделана в конце 50-х — начале 60-х годов в возникшей теории «социальных систем», в количественном подходе к управлению.

Основная позиция школы заключалаьт в том, чтолюбая организация (предприятие, фирма и т.д.) представляет сотрудничающую коалицию людей, объеди­ненных одними интересами, т.е. «систему с общими интереса­ми». Они считали, что формальная и неформальная структуры дополняют друг друга. Несмотря на высокий теоретический уровень, эта школа плохо реализовалась на практике.

Логическим продолжением системных исследований яви­лась разработка ситуационного подхода. В центре внимания этого подхода — конкретная ситуация. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных и конкрет­ных обстоятельств, взаимосвязанное рассмотрение которых по­зволяет решать возникшие проблемы.

Сторонники этого на­правления считали, что в управлении все решают способнос­ти, опыт, знание и поведение конкретного менеджера в конк­ретной ситуации. Большое значение опыту и способностям менеджера придавали и сторонники поведенческого направле­ния. По их мнению, поведение человека загадочно, непредска­зуемо и поэтому в управлении главное подобрать менеджеров от природы способных руководить, основная задача правиль­но подобрать и расставить руководителей. Следовательно, при­мерно с середины 90-х годов в центре внимания оказались раз­работки по лидерству.

Основной вывод сводится к тому, что нет идеального подхо­да, каждое из направлений научной мысли имеет свои недо­статки и достижения, которые могут и должны быть использо­ваны в практике менеджера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: