Эмпирические исследования чикагцев

РОБЕРТ Э. ПАРК – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛИДЕР ЧИКАГСКОЙ ШКОЛЫ

Роберт Эзра Парк (1864-1944) – американский социолог.

Родился в Харвивилле, шт. Пенсильвания (часто в качестве места рождения указывается Рэд Уинг, шт. Миннесота, куда семья переехала после рождения сына). Сын бизнесмена.

Сначала учился в университете штата Миннесота; проучившись там всего год, перевелся в Мичиганский университет (окончил в 1897 г.), где познакомился с Дж. Дьюи.

1897-1898 гг. – работал газетным репортером: важность журналистского опыта этих лет для позднейших социологических интересов и воззрений Парка.

1898–99 гг. – учеба в Гарварде: изучал философию у Дж. Ройса и У. Джемса.

1899-1903 гг. – продолжение учебы в Германии (Берлин, Страсбург, Гейдельберг): слушал два лекционных курса Г. Зиммеля; учился у В. Виндельбанда, под руководством которого написал докторскую диссертацию «Толпа и публика» (опубликована на нем. яз. в 1904; на англ. яз. в 1972).

1903 г. – вернулся в США, преподавал философию в Гарварде.

1904 г. – оставил университетскую среду и вновь занялся журналистикой,

1905-13 гг. – секретарь негритянского общественного деятеля Букера Вашингтона; очерки о колониальной политике Бельгии в Конго («готическая социология», по С. Лаймену).

1914–34 гг. – преподавание на факультете социологии Чикагского университета (с 1923 г. полный профессор).

1925 г. – президент Американского социологического общества.

С 1936 г. работал в университете Фиска в Нэшвилле. Там же и умер.

Парк писал в основном статьи и очерки. Важнейшие из них вошли в состав 3-томного собрания сочинений (1952–1955). Единственная написанная им книга, кроме диссертации: «Иммигрантская пресса и ее контроль» (1922). Чрезвычайно большое значение имел написанный Парком в соавторстве с Бёрджессом учебник «Введение в науку социологию» (1921).

Парк как неординарная личность и очень необычный социолог: начал профессиональную социологическую карьеру в возрасте 50 лет, практиковал социологию как образ жизни, неискоренимый репортер и теоретик-зиммелианец в одном лице.

Чикагскую школу невозможно представить без эмпирических исследований, проведенных чикагскими социологами (преимущественно в 20-е годы и преимущественно в Чикаго). — Эти исследования, как правило, были сосредоточены на социальных проблемах города и были увязаны с практическими запросами и социальной политикой. — Реформаторский дух чикагских интеллектуалов. — Грантовая поддержка исследований.

Исследовательская программа Чикагской школы была обширной, а ее тематика — очень разноплановой. — Многие исследования заслужили статус классических.

Наиболее известные исследования:

Чарлз Джонсон, «Негр в Чикаго» (1922);

Нельс Андерсон, «Хобо» (1923);

Эрнест Р. Маурер, «Семейная дезорганизация» (1927);

Фредерик Милтон Трэшер, «Шайка» (1927);

Лайфорд Эдвардс, «Естественная история революции» (1927);

Эдвард Т. Хиллер, «Забастовка» (1928);

Рут Шонле Кэван, «Самоубийство» (1928);

Луис Вирт, «Гетто» (1928);

Харви У. Зорбо, «Золотой Берег и трущоба» (1929);

Клиффорд Шоу, Генри Д. Маккей, Фредерик Зорбо, Леонард Котрелл, «Ареалы делинквентности» (1929);

Джон Ландеско, «Организованная преступность в Чикаго» (1929);

Клиффорд Шоу, «Обирающий пьяных» (1930);

Клиффорд Шоу, «Естественная история делинквентной карьеры» (1930);

Клиффорд Шоу и Генри Маккей, «Социальные факторы подростковой делинквентности» (1931);

Э. Франклин Фрейзер, «Негритянская семья в Чикаго» (1931);

Пол Дж. Кресси, «Дансинг» (1932);

Полин Янг (Вислик), «Пилигримы Русского городка» (1932);

Уолтер Реклесс, «Порок в Чикаго» (1933);

Норман Хейнер, «Гостиничная жизнь» (1936).

Темы исследований: «коллективное поведение» (Ф.М. Трэшер, Л. Эдвардс, Э.Т. Хиллер), городские «ареалы» как социальные миры (Ч. Джонсон, Л. Вирт, Н. Андерсон, П. Янг, Х.У. Зорбо, К. Шоу, У. Реклесс, П. Кресси, Н. Хейнер), делинквентность и преступность (Ф.М. Трэшер, К. Шоу, Г. Маккей, Л. Котрелл, Дж. Ландеско, П. Дж. Кресси, У. Реклесс), проституция (У. Реклесс, П.Дж. Кресси), самоубийство (Р.Ш. Кэван), семья в городском обществе (Э.У. Бёрджесс, Э.Р. Маурер, П. Уоллин, Э.Ф.Фрейзер), трудовые миграции и бродяжничество (Н. Андерсон), роль прессы в современном обществе (Х.М. Хьюз) и др.

Методы исследований: Применялись как количественные (статистические) методы, в том числе картографирование социальных проблем, так и качественные методы. — Особенно велико значение последних: включенное наблюдение, life histories, интервью, анализ личных документов и т.д. — Примеры: включенное наблюдение (Н. Андерсон, Ф. Трэшер, Х. Зорбо, П. Кресси), life history (К. Шоу), анализ личных документов (Р. Кэван), личные беседы (Н. Андерсон, Дж. Ландеско).

Эти исследования были частями общей исследовательской программы. — Хотя тематика исследований во многом определялась личными интересами и склонностями студентов, они так или иначе вписывались в общую теоретическую «рамку», которую разрабатывал в основном Р.Э. Парк (роль предисловий Парка и Бёрджесса к публикациям их учеников, связь преподавания с исследовательской деятельностью); иначе говоря, эти исследования, при всех их различиях, могут быть увидены в одной теоретической перспективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: