Социальный генезис «я»: концепция социализации мида

Человек не рождается с уже готовым Я. — Я постепенно формируется у него в процессе вхождения в общество, и о формировании его можно говорить лишь постольку, поскольку он становится членом общества. — Формирование и развитие Я происходит в процессе взаимодействия человека с социальным окружением («значимыми другими»).

Взаимодействуя с другими, человек (ребенок) научается принимать установки других, т.е. осваивает различные роли других. — Это кумулятивный процесс: чем шире круг лиц, с которыми человек взаимодействует, тем шире репертуар «ролей», встраивающихся в его Я. — В Я эти роли (установки) интегрируются: соотносятся и связываются друг с другом так, что человек оказывается способным эффективно включаться в различные ролевые комбинации, т.е. участвовать в разных социальных взаимодействиях.

Логику процесса социализации Мид описывает примерно таким образом:

· основой для усвоения ролей других является процесс имитации: ребенок подражает другим, неосмысленно воспроизводит их поведенческие экспрессии;

· play (спонтанная игра): осмысленное проигрывание роли другого, не требующее иных участников: происходит принятие роли другого (с интериоризацией соответствующей установки); на этой стадии усваиваются разрозненные роли других, без связывания их друг с другом;

· game (организованная игра, игра по правилам): проигрывание определенной роли во взаимодействии с другими, исполняющими другие роли: на этой стадии происходит интеграция установок, связанных сразу со множеством взаимосвязанных ролей, т.е. усвоение «установки обобщенного (генерализованного) другого».

Эта схема может быть прочитана двумя способами:

(1) если воспринять ее буквально, то в процессе социализации важная роль принадлежит играм: если поначалу значимым способом вхождения в социальный мир служат обычные ролевые игры (например, «дочки–матери»), то в дальнейшем на первый план выходят коллективные игры (например, бейсбол), в которых ребенок учится исполнять уже не обособленные роли, а роли, деятельно соединенные с другими ролями;

(2) можно воспринять эту схему и как метафору, наглядно показывающую общую логику вхождения в социальный мир: тогда «организованные игры» будут обозначать процессы взаимодействия в тех или иных группах (семья, дружеская компания и т.д.), включение в которые происходит посредством регулярного участия в них, ведущего к интегрированию соответствующих наборов установок в ментальном аппарате социализирующегося.

Установка «обобщенного другого» трактуется Мидом как генерализованная «установка сообщества»: включение в разные сообщества (круги взаимодействий) терминологически обозначается как усвоение разных генерализованных установок. — Чем шире диапазон социального участия человека, тем более генерализованные социальные установки он усваивает. — Каждое расширение социального участия требует интегрирования нового опыта в уже организованную систему установок; этот процесс не протекает легко. — Предельно широкой генерализованной установкой является установка всего человечества как максимально широкого сообщества, в котором человек может участвовать.

Концепция «множественного Я»: Мид трактует Я как «множественное» и связывает это с множественностью исполняемых человеком ролей и, соответственно, принимаемых им «перспектив» (принцип относительности, релятивизм). — Ср.: концепция У. Джемса. — Собственно, «множественность перспектив» для Мида и есть «социальность».

Дж. Г. Мид: социальность — это «способность быть несколькими вещами сразу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: