Формы таможенного контроля

Понятие и общие положения таможенного контроля

Таможенный контроль является одной из важнейших сфер деятельности таможенных органов и одним из важнейших институтов таможенного права.

Таможенный контроль может быть определен как совокупность мер, акций и прочих действий, осуществляемых таможенными органами РФ в рамках своей компетенции в целях обеспечения неукоснительного соблюдения действующего российского законодательства в таможенной сфере, а также подписанных и ратифицированных Россией международных договоров в этой области.

Это наиболее общее определение таможенного контроля, который представляет собой явление очень объемное и многогранное. Сложность и важность этого института таможенного права подтверждаются огромным объемом нормативного правового материала, посвященного таможенному контролю.

В действующем Таможенном кодексе России таможенный контроль регулируется разделом IV, включающим в себя гл. 34—38, ст. 358—400. Кроме того, существует большое количество подзаконных актов (в основном указов Президента России), также регулирующих вопросы таможенного контроля.

Определяющее значение для института таможенного контроля имеет ст. 358 ТК РФ, устанавливающая следующие основные принципы проведения таможенного контроля.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из выборочного принципа (т.е. самостоятельно осуществляют выбор формы, в которой будет осуществляться контроль) и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

При выборе форм таможенного контроля используется система управления (т.е., недопущения, борьбы с возможностью) рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Другими словами, деятельность таможенных органов направлена на борьбу с возможностью совершения таможенного правонарушения, на недопущение условий, возможности для несоблюдения таможенного законодательства

Формы и порядок проведения таможенного контроля определяются гл. 35 (ст. 366—377) ТК РФ.

В соответствии со ст. 366 ТК РФ, в России используются следующие формы таможенного контроля:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

10) таможенная ревизия.

Проверка документов и сведений представляет собой контроль таможенными органами документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с требованиями действующего таможенного законодательства в целях установления подлинности этих документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, оперативных таможенных разработок, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации. При этом в ходе проведения таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах (ст. 367 ТК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: