Ос Взаимод-е Правительства РФ с Фед. Собранием 93

Ос Основные полномочия Правительства РФ 92

В соотв. со ст.10 КРФ гос власть в РФ осущ. при разделении на З/дат, исполнит и судебную. П.РФ относится к исполнительной ветви власти.

Общие полномочия Пр-ва РФ: организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осущ-ет регулирование в соц.-эк. сфере; обеспечивает единство системы исполнит. власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. П. по соглашению с органами исп. власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конст. РФ, ФКЗ «О прав-ве» и фед. законам. Пр-во осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.

Конституционные полномочия П.РФ перечислены в ст. 114 КРФ (а) разрабатывает и представляет ГосДуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГосДуме отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осущ-ет управление федеральной собст-ю; д) осущ-ет меры по обеспечению обороны страны, гос-ной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собст-ти и обществ. порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конст. РФ, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации).

Пр-ву РФ принадлежит право законодат. инициативы в Фед. Собрании. П.РФ дает письмен. заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобожд-и от их уплаты, о выпуске гос. займов, об измен-и финансовых обязат-в гос-ва и на законопроекты, предусм-щие расходы, покрываемые за счет федеральн. бюджета. Заключение П.РФ напр-ся субъекту права законодательной инициативы и в ГосДуму в срок до 1 месяца со дня поступления закон-та в П.РФ. П. может направлять в палаты ФС офиц-ные отзывы о рассматриваемых палатами фед. законах и законопроектах. Официальные отзывы П. подлежат обязат-му оглашению или распростр-ю при рассмотрении фед. законов и зак-тов на заседаниях Сов.Феда или ГосДумы. Члены П. вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат ФС, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат. Для представления в палатах ФС внесенного П-вом законопроекта назначается официальный предст-ль Пр-ва. Для защиты позиций П. по заключениям, поправкам и офиц-ным отзывам поручением Председ-ля Пр-ва или одного из его замов может быть направлен спец. предст-ль, полномочия которого определяются в поручении. Представители П. присутствуют на заседаниях палат ФС при рассмотрении ФЗ и зак-тов, где им предост-ся слово в соответствии с регламентами палат. П. представляет ГосДуме федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении фед. бюджета за прошедший финансовый год представляется ГосДуме Пр-вом одновременно с проектом фед. бюджета на следующий финанс. год. Председатель Пр-ва вправе поставить перед ГосДумой вопрос о доверии Пр-ву. В этом случае ГосДума вправе либо выразить Пр-ву доверие, либо отказать в доверии Пр-ву. Члены П. обязаны по приглашению палат ФС присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов СовФеда и депутатов ГосДумы в порядке, определенном регл-тами палат. Комитеты и комиссии палат ФС вправе направлять письменные обращения по предметам своего ведения членам П. и руководителям федеральных органов исполнительной власти.

94-Ос Взаимодействие Пр-ва РФ с Президентом РФ. 94

Довольно сложно выглядят взаимоотношения Пр-ва РФ с Президентом РФ, который формально как бы не входит ни в одну из трех властей, а по существу, имея ряд конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, в эту власть входит. Более того, Президент РФ назначает (с согласия ГД) и единолично смещает Председателя Пр-ва, назначает и смещает всех членов Пр-ва РФ и руководителей других федеральных органов исполнительной власти, напрямую руководит рядом министерств (обороны, иностранных дел и др.). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Пр-ва РФ, его указы по своей юридической силе выше постановлений Пр-ва РФ. Совершенно очевидно, что Пр-во РФ несет ответственность перед Президентом РФ, только ему подотчетно и ему подконтрольно. Не признавать этого - значит идти вопреки правовой логике и делать Правительство РФ полностью безответственным, поскольку Конституцией РФ не предусмотрена его ответственность перед Федеральным Собранием.

Анализ полномочий Президента РФ и Пр-ва РФ дает все основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Пр-ва или Правительство РФ в целом. Поэтому, когда утверждают, что Пр-во РФ является высшим органом исполнительной власти, то необходимо принимать во внимание известную условность такого утверждения. Оно может рассматриваться как высший орган исполнительной власти в том смысле, что является единственным коллегиальным органом, имеющим конституционную компетенцию в сфере исполнительной власти и право руководить всеми органами исполнительной власти. В ФКЗ "О Правительстве РФ" поэтому говорится, что Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ. Но следует учитывать, что Пр-во РФ функционирует, имея над собой Президента РФ, указания которого для Правительства обязательны, и надо отметить, что в указах Президента весьма часто встречаются положения, означающие прямое руководящее участие в организации и деятельности Пр-ва РФ.

Такое соотношение между властью Президента РФ и Пр-ва РФ вовсе не означает, что Пр-во РФ обезличено и является только тенью Президента РФ. В пределах своей компетенции, установленной КРФ и законами, оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Пр-тво РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти и обеспечивает их согласованную деятельность. Оно издаёт свои правовые акты, не испрашивая разрешения или согласия Президента РФ, самостоятельно строит свои отношения с Федеральным Собранием и судебной властью, с органами государственной власти субъектов РФ.

95-Ос Взаимодейст-е Правит-ва РФ с 95органами правосудий и прокурорского надзора.

В соотв. с ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" Пр-во разрабатывает проект федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с председателями КС, Верховного Суда, ВАС, генеральным директором Судебного департамента при ВС РФ и с Советом судей РФ. Представители указ. судебных органов участвуют в обсуждении проекта федерального бюджета в части финансирования судов с целью устранения разногласий. При наличии неустраненных разногласий Пр-во прилагает к проекту федерального бюджета предложения соответствующих судов, Судебного департамента при Верховном Суде, Совета судей со своим заключением.

В случае признания Конст. Судом РФ федеральных законов или их отдельных положений неконституционными Пр-во в пределах своих полномочий принимает меры по обеспечению должного правового регулирования общественных отношений, которые затрагиваются решением Конст Суда РФ. В случае признания соответствующими судами актов Пр-ва или их отдельных положений не соответствующими КРФ, федеральным КЗ, федеральным законам и указам Президента РФ Пр-во принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Решения судов незамедлительно доводятся Правительством до сведения всех органов и организаций, которым рассылались соответствующие акты Правительства.

В случае обращения Пр-ва в суд для разрешения возникшего спора соответствующим федеральным органам исполн. власти (в зависимости от характера заявленных требований) поручается представительство интересов Пр-ва в суде.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Констит. Суде РФ" представителями Пр-ва в Конст. Суде могут быть Председатель Пр-ва, а также лица, назначаемые решениями Пр-ва или поручениями Председателя Пр-ва из числа адвокатов или лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности. Эти лица согласовывают позицию с Председателем Пр-ва или по его поручению - с одним из его заместителей, а при необх. - с Мин. юстиции РФ. Представители Пр-ва при необходимости координируют свои действия с полномочным представителем Президента РФ в Конст. Суде. Важнейшей функцией правительства РФ, установленной Федеральным конституционным законом, является обеспечение исполнения судебных решений.

Прокурор вправе приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращаться в суд. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.

96-Ос Начало и оконч. полномочий Правит-ва РФ. 96

Формирование Пр-ва РФ начинается с назначения его Председателя - с согласия ГД. КРФ обязывает Президента РФ соблюсти определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Пр-ва РФ. Это сделано явно с целью, чтобы ни при каких условиях в течение долгого времени страна не оставалась без Пр-ва или имела только исполняющего обязанности Председателя Правительства. Предусмотрены три основных случая с установлением соответствующих сроков внесения кандидатуры в ГД:

1) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента (избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов);

2) не позднее двухнедельного срока после отставки Пр-ва;

3) в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

По поводу назначения главы Пр-ва между Президентом РФ и ГД могут возникать разногласия. Их преодоление регламентируется КРФ в весьма жестких формах. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Пр-ва РФ Гос Думой Президент РФ назначает Председателя Пр-ва РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. Конституция РФ не указывает, должен ли Президент РФ после отклонения первой кандидатуры вносить во второй раз другую кандидатуру. и в третий раз - третью кандидатуру (т. е. каждый раз новых лиц) или он вправе трижды предлагать одно и то же лицо После назначения Председателя формирование Правительства РФ: Председатель предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает.

КРФ не устанавливает срока полномочий Пр-ва РФ. Но оно обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Т.е.,: новый Президент - новое Правительство, что косвенно устанавливает максимальный срок полномочий состава Пр-ва в четыре года.

Закрепляя право ГД давать согласие (или отказывать в нем) на назначение Председателя Правительства РФ, КРФ в то же время не предусматривает такого права в отношении освобождения от должности главы Пр-ва. Из этого умолчания вытекает безусловное право Президента РФ освобождать Председателя Пр-ва, не обращаясь за согласием на это в ГД, но немедленно уведомляя об этом палаты. Логическое объяснение такого положения следует искать в том, что Президент РФ несет ответственность перед народом за деятельность исполнительной власти и потому должен иметь возможность оперативно принять решение об освобождении от должности такого руководителя Правительства, действия которого не соответствуют политическому курсу Президента РФ.

97-Ос Конст. принципы организации 97органов правосудия в РФ.

КРФ закрепляет четкое правило: правосудие в РФ осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118). Следовательно, только суды, учреждаемые законом на основе К., и привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представители народа (арбитражные, присяжные заседатели) вправе рассматривать уголовные, гражданские и иные дела, выносить приговоры и решения, обеспеченные государственным принуждением.

Согласно К РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в РФ осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного.

КРФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается КРФ и ФКЗ. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме ФКЗ. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на террит. субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

ФКЗ "О судебн. с-ме РФ" закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем:

• установления судебной системы РФ К-цией РФ и ФК законом;

• соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

• применения всеми судами К-ции РФ, федеральных КЗ, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субРФ;

• признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

• законодательного закрепления единства статуса судей;

• финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

ФКЗ допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.

В КРФ установлен строгий запрет на создание чрезвы

98-Ос Конст. суд: порядок формир.. стр-ра, 98цели и задачи.

Конст. Суд был создан в РФ в 1991 г. (до этого - Комитет конституционного надзора СССР). КРФ (ст. 125) учреждает Конст Суд РФ в с-ме судебной власти, четко определяя (в отличие от других высших судов) его состав, компетенцию, юридическую силу решений. Полномочия Конст Суда регламентируются в ряде других статей КРФ: ст. 100 (о посланиях Конст Суда Федеральному Собранию), ст. 104 (о праве законодательной инициативы), ч. 2 ст. 82 (о присутствии судей Конст Суда при принесении присяги Президентом РФ). Конст Суд РФ обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возможность осуществления Судом своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в КРФ. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 КРФ.

Судьей Конст Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет Предложения о кандидатах на должности судей Конст Суда могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конст Суда. Судья приносит присягу, текст которой установлен законом.

Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей.

К числу принципов конституционного судопроизводства Закон относит независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. Судьи Конст Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только КРФ и ФКЗ.

Компетенция КонстСуда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:

1) проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);

2) разрешение споров о компетенции;

3) толкование Конституции РФ;

4) дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

99-Ос Основные полномочия Конст. суда РФ 99

Компетенция Конст Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:

1) проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов); правом на обращение в Конст Суд с запросом о проверке конституционности нормативных актов органов ГВ и договоров между ними обладают только те органы, которые указаны в К.: Президент РФ, Совет Федерации, ГД, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов ГД, Пр-во РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы з-дательной и исполнительной власти субъектов РФ.По итогам рассмотрения дела Конст. Суд принимает решение о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими или не соотв. КРФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: