Контроль. Приведенный в действие план должен периодически подвергаться анализу, чтобы можно было вовремя вносить коррективы

Определение объема и структуры ресурсов, необходимых для осуществления стратегии. Может использоваться т.н. анализ разрывов, когда потребность в ресурсах сравнивается с имеющимися ресурсами и анализируются разрывы. Затем разрабатываются обеспечивающие планы.

6. Реализация стратегии: распределение ресурсов, доведение планов до исполнителей, разработка бюджетов, процедур, политики.

  1. Матричные методы разработки инновационной стратегии

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

1. Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

2. Оборонительная (как отклик на поведение конкурентов)– направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

3. Имитационная – используется фирмами, которые не являются ведущими в выпуске на рынок нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

Согласно современной экономической науке, в каждый конкретный период времени конкурентоспособная фирма вынуждена работать над товаром, относящимся к трем поколениям – уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному). Фирма должна тщательно отслеживать отечественные и мировые тенденции развития науки и техники и искать новые идей для инноваций.

Матрица «Рыночная – Технологическая позиция»»

Направления выбора инновационной стратегии с учетом рыночной позиции (контролируемая доля рынка и динамика его развития, доступ к источникам финансирования и сырья, позиции лидера или последователя в отраслевой конкурентной борьбе) показаны на схеме:

 
 


Направления выбора инновационной стратегии

После выбора стратегии приступают к генерированию инновационных идей и замыслов.

Лекция 2. Бизнес-планирование как часть инновационного проектирования1. Бизнес-план и правила его разработки2. Содержание основных разделов бизнес-плана 1. Бизнес-план и правила его разработки.

Бизнес-план - это плановый документ. Процесс разработки бизнес-плана - один из видов планирования.

Лучше планировать для себя, не важно насколько плохо, чем быть планируемым другими, не важно насколько хорошо. Планирование - это процесс творческого осмысления будущего Вашего бизнеса.

Бизнес-план - обязательно письменный документ, суммирующий деловые возможности и перспективы и разъясняющий, как эти возможности могут быть реализованы имеющейся командой управленцев (менеджеров).

Основным документом, регулирующим порядок разработки и содержание бизнес-плана являются «Методические рекомендации Минэкономики РБ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ».Бизнес-план проекта разрабатывается в следующих случаях:- при поиске инвесторов, которые могут стать соучастниками проекта; - при обосновании потребности в кредитных ресурсах;- при формировании предложения по созданию совместного и иностранного предприятия;- при обосновании целесообразности оказания государственной поддержки;- как форма стратегического или текущего плана предприятия; Основанием для разработки бизнес-плана является приказ (распоряжение), изданный руководителем предприятия, которым определяются:- разработчик бизнес-плана (предприятие - инициатор проекта или привлеченные организации);- руководитель группы, которая будет заниматься разработкой бизнес-плана;- состав группы и распределение обязанностей между ними; - смета затрат на проведение работ.Правила, которых следует придерживаться при разработке бизнес-плана:
  1. личное участие руководителя предприятия в разработке бизнес-плана. Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов - совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Включаясь в эту работу лично, Вы как бы моделируете свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел и себя
  2. Оптимальный размер бизнес-плана – не более 35 – 40 стр. Во-первых, излишняя объемность бизнес-плана затрудняет понимание сути излагаемых в нем идей, а во-вторых, данный бизнес-план вряд ли будут внимательно читать.
  3. Не загромождайте его схемами и рисунками. Используйте только те из них, без которых трудно понять содержание бизнес-плана. Внешний вид плана не должен быть самоцелью, главное - доступность понимания его содержания.
  4. Бизнес-план должен иметь титульный лист. Оглавление бизнес-плана должно помещаться на 1 странице.
  5. При разработке производственной и финансово-экономической частей бизнес-плана использовать методы имитационного моделирования и дисконтирования
  6. для проектов с господдержкой необходимо выполнять расчеты платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот
  7. Горизонт расчета должен охватывать срок возврата заемных средств плюс 1 год или количество лет, в течение которых проект выходит на проектную мощность +1 год. Шаг отображения информации в таблицах – 1 год.
  8. Нумерация лет в расчетах начинается либо с 0-ого года (если на первом году предусмотрены только вложения средств в проект, но еще нет отдачи (прибыли или дохода)) либо с первого года
  9. расчеты бизнес-плана проекта, для реализации которого требуются СКВ, проводят в двух вариантах - условных единицах (у.е.) и белорусских рублях.
2. Содержание основных разделов бизнес-плана В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, текст основных разделов бизнес-плана, приложения.

Бизнес-план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из следующих основных разделов

1. Резюме. Это решающая часть бизнес-плана. Для многих бизнес-планов это единственный раздел, который будет прочитан потенциальным инвестором. Объем – 1-2 страницы. В резюме инвестор должен найти ответы на вопросы: кто, что, почему, когда, где, как?

2. Характеристика предприятия и стратегия его развития. Для вновь создаваемых предприятий необходимо указать местоположение, какие виды бизнеса распространены в регионе, наличие транспортных путей и проч.

3. Описание продукции (услуги) включает: - область применения; - основные характеристики, новизна; - соответствие стандартам качества; - контроль качества; - наличие патентов, лицензий, сертификатов; 4. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга. Стратегия маркетинга включает:а) общую стратегию (диверсификации, сегментации и проч) б) сопутствующие:- стратегия ценообразования включает выбор методики ценообразования, определение уровня цены; определение структуры цены (давальч. сырье – 2 структуры цены). В результате определяется под влиянием каких факторов будет изменяться цена. Возможные варианты: (ориентация на качество – цена зависит от показателей качества; ориентация на рыночные условия – цена зависит от спроса и предложения, цен конкурентов, доли рынка, сбытовой политики; ориентация на стабилизацию цен – предполагает устойчивость их уровня:- ориентация на обеспечение требуемого уровня рентабельности – снижение издержек, улучшение технологии.- стратегия сбыта (нацеленная на увеличение доли рынка, расширение существующего, продвижение на новые рынки и т.д.). - рекламная стратегия. 5. "Производственный план" включает расчет - программы производства и реализации продукции; - производственных мощностей и их загрузки; - с/с производства и сбыта продукции. 6. "Организационный план" включает перечень организационных мероприятий, которые должны быть реализованы при выполнении проекта. Дается краткая характеристика-резюме руководителям предприятия и главным специалистам (квалификация, опыт, уровень образования) 7. "План реализации проекта" Приводится календарный график реализации проекта, который представляет собой план согласованных по времени и ресурсам мероприятий. 8. "Инвестиционный план" включает расчет:- Инвестиционные издержки определяются как сумма основного капитала (капитальные затраты), чистого оборотного капитала и затрат на приобретение нематериальных активов- Сводные данные по источникам финансирования проекта (собственных, заемных и государственных средств, прямых инвестиций и т.д.)- Осуществляется расчет погашения долговых обязательств по долгосрочным и краткосрочным кредитам, бюджетным ссудам и проч 9. "Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности". К основным таблицам по прогнозированию финансово-хозяйственной деятельности предприятия относятся: расчет чистой прибыли от реализации продукции; расчет потока денежных средств; проектно-балансовая ведомость. 10. "Показатели эффективности проекта". Они рассчитываются в системе дисконтирования:- чистый дисконтированный доход (ЧДД);- индекс доходности (ИД); - внутренняя норма доходности (ВНД); - норма прибыли- срок окупаемости и возврата инвестиций.Производится их корректировка на уровень инфляции 11. "Юридический план". Описывается организационно-правовая форма будущего предприятия, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия, особенности внешнеэкономической деятельности. 12. "Информация о разработчике бизнес-плана". Дается общее описание и характеристика привлеченных к разработке бизнес-плана организаций.

Тема 2 Производственный раздел бизнес-плана инновационного проекта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: