Понятие дизайн-концепции одежды. Подходы к ее разработке

Лекция 5. Разработка дизайн-концепции

  1. Методы проектирования в дизайне одежды
  2. Комбинаторные методы проектирования в дизайне

Термин «дизайн» появился в нашей стране относительно недавно. До этого проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой».

До сих пор ведутся дискуссии о самом содержании дизайна, его целях и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти считает, что цель дизайна - создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации.

Иного мнения придерживается другой теоретик дизайна Т Мальдонадо. Он утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий.

Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть потребность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами. Поэтому ценность вещи охватывает два начала - пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое.

  1. Понятие дизайн-концепции одежды

Дизайн — творческая проектная деятельность, целью которой является создание гармоничной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Творческая концепция - основная идея, ценностное, смысловое содержание проекта.

Дизайнеры новички часто допускают одну и ту же ошибку – создают серию разрозненных моделей, не имеющих единой концепции

Концептуальность - общая творческая установка, составляющая суть проектной культуры.

Состоятельная творческая концепция:

а) отражает индивидуальное мировоззрение автора

б) связана с основными тенденциями развития культуры и общества в целом.

в) отражает важные проблемы, которые волнуют человека и общество в ту или иную эпоху

г) призывает вносить свой вклад в решение их проблем

Особенности тех или иных концепций в дизайне связаны с основными подходами к проектированию:

1. Ценностный подход рассматривает проектирование как деятельность по созданию ряда объективных и субъективных ценностей, связанных с образом жизни, как индивидуума, так и общества и соответственно с типом личности, социальными и личностными ценностными нормативами, в том числе эстетическими. (поэтому концепции зачатую основываются на особом восприятии цвета, формы и проч)

2. Системный подход рассматривает объект дизайнерского проектирования как систему взаимно связанных материально-функциональных и социокультурных элементов. Системный подход требует установления четких функциональных связей между средой, её элементами (вещами) и процессами, протекающими в ней с участием человека (общества). Результатом такого подхода к проектированию является построение системного объекта;

3. Средовой подход рассматривает предметно-пространственную среду как результат освоения человеком его жизненного окружения. Деятельность и поведение человека принимаются в качестве центра и определяющего фактора, связывающего отдельные элементы среды воедино.

Концепции, существующие в дизайне одежды, как правило, и и связанны с общими тенденциями изменения образа жизни.

Специфика дизайна одежды заключается в том, что:

1. Несмотря на то, что концепции, существующие в дизайне одежды находятся в русле основных проблем дизайна своего времени, но эти общие тенденции воплощаются в очень большом разнообразии авторских концепций (разные дизайнеры по-разному относятся к функции вещи, являются сторонниками разных концепций гардероба, прибегают к разным способам формообразования, предназначают свою одежду людям, ведущим разный образ жизни, и т.п.)

2. Концепции находят свое воплощение прежде всего в визуальной форме. Традиции сезонного ритма смены моды привели к тому, что основной формой реализации творческой концепции в дизайне одежды является демонстрация моделей - модный показ. Концептуальность проявляется не только в самих моделях одежды (хотя это самое важное), но и в создании определенного образа (прическа, грим, манера движения), музыкальном оформлении и месте проведения показа.

В XX в. можно было говорить о двух «глобальных» концепциях в проектировании:

- функционализме, определявшем развитие дизайна в первой половине XX в.

- постмодернизме («новом дизайне», «антифункционализме»), который появился в эпоху постмодерна - в последней трети XX в.

Основными принципами функционализма были:

- функциональность,

- целесообразность

- универсальность форм.

Его основные установки:

- простота вместо сложности,

- обыкновенное вместо необыкновенного,

- долговечное вместо модного,

- функциональное вместо эмоционального,

- разумное вместо эффектного.

- апология научно-технического прогресса,

- механицизм,

- тяготение к авторитарным проектно-идеологическим доктринам,

- абстрактно-типологическое моделирование потребителя продуктов дизайна.

Эти черты присущи творческой концепции Коко Шанель.

Отличительные черты постмодернизма:

- гуманитарно-экологически ориентированное сознание,

- формирование «средового подхода» в дизайне.

- свобода творческого самовыражения (и дизайнера, и потребителя);

- «проектный реализм», что означает способность дизайнера меняться вслед за изменением реальности и появлением новых потребностей

- концептуальный, типологический и жанровый плюрализм (разнообразие). Это связано с тем, что у разных социальных групп и подгрупп разные системы ценностей, а значит, и разные взгляды на цели вещей, разные эстетические запросы

- индивидуализация образа. В качестве доказательства можно привести высказывания известных модельеров. Так, например, знаменитый итальянский модельер Дж. Армани ведет войну с «рабством костюма», приближая то время, когда человек «сам сможет выбрать свой стиль, пусть даже с элементами эклектики, но сугубо субъективный. Нельзя навязывать какие-то правила или диктат». Великий французский кутюрье И.Сен-Лоран сказал, что «мода - это не униформа. В нее надо непременно вносить нечто свое индивидуальное. Она не должна доминировать над личностью, а, наоборот, подчеркивать ее особенности».

Современный дизайн признает право каждого человека на воплощение его как индивидуальности и, следовательно, право каждого человека на выбор индивидуального стиля жизни и манеры поведения, на реализацию своих собственных эстетических предпочтений, которые ранее могли оцениваться как проявление «плохого вкуса». Тенденция к индивидуализации образа остается актуальной и в дизайне одежды

- радикальный эстетический эклектизм.

Современная мода представляет собой не одно модное направление, а много «мод» для разных групп потребителей, множество стилевых направлений существующих друг с другом и удовлетворяющие разнообразные эстетические запросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: