Особенности современной ДСК

Приведем несколько примеров. Одно из микроисследований, в котором принимали участие 268 детей старшего дошкольного возраста, было посвящено изучению детских представлений о семье.

Как показал анализ ответов детей, восприятие необходимости семьи определяется ими по-разному: 43% детей главным в семье считают появление и рождение ребенка; 49% — избежание чувства одиночества и стремление жить вместе с человеком, который нравится: "Чтобы не быть одному", "Чтобы не расставаться", "Чтобы не потеряться друг от друга", "Чтобы быть вместе". И только 8% детей расценивают создание семьи как удовлетворение собственной, личной выгоды: "Чтобы не ходить в армию", "Чтобы муж деньги носил", "Чтобы не готовить, чтоб жена готовила".

Определяя понятие "семья", дети использовали такие характеристики, как взаимопомощь, дружба, любовь, совместное проживание. По общему мнению дошкольников, семья — это "когда мама, папа и ребенок живут вместе дружно, любят друг друга и помогают". 80% детей считают, что человек не может жить без семьи; все опрошенные без исключения хотят в будущем иметь семью и детей, причем 30% — мечтают иметь много детей.

Анализ ответов детей на вопрос "Зачем нужны в семье дети?" позволил выделить следующие мотивы. На первом месте (68%) — удовлетворение эмоциональных потребностей родителей: "Чтобы веселее было", "Чтобы не скучно было", "Чтобы веселили родителей", "Чтобы маме радость была".

На втором — общественный мотив и продолжение рода (27% детей): "Чтобы выросли и женились", "Чтобы было больше людей", "Родили, чтобы дальше детей", "Выросли и работали", "Чтобы помочь старым людям".

Третий мотив (5% детей) связан с наличием социальных стереотипов, т.е. "быть как все", "чтобы семья полная была".

Таким образом, современные дети ориентированы на традиционную модель счастливой семьи, в которой обязательно есть дети. С одной стороны, радует, что дети связывают понятия "семья" и "ребенок" и осознают необходимость продолжения человеческого рода. С другой — не может не настораживать тот факт, что современный ребенок воспринимает свою центральную позицию в семье как данность, что соответствует созданной обществом детоцентрической модели. Родители и педагоги мало рассказывают детям о роли и значимости ребенка в семье: ведь с ребенком связаны не только возможность избежать одиночества и средство избавления от скуки, но и необходимость ухода за ним, ответственность за его здоровье, безопасность и т.д. Поэтому педагогам и родителям необходимо расширять представления детей о многоаспектное™ социальных ролей, выполняемых каждым членом семейного сообщества.

В контексте другого микроисследования мы собрали информацию об отношении дошкольников к миру взрослых и к миру школьников.

На вопрос "Кем лучше быть?" 40% детей ответили — взрослым, мотивируя это тем, что можно завести семью, съездить куда-либо, а самое главное — овладеть? профессией. 100 % детей средней группы! и 50% детей подготовительной группы | хотят быть взрослыми. Дети, которые отвечали, что не хотят быть взрослыми, мотивировали это так: "Не хочу в армию", "На работу рано вставать", "Работать надо".

Предпочитаемые источники информации...

Книги

В качестве любимых книг дети называли русские народные и волшебные сказки, сказки про животных, а также сказки III. Перро, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм (зарубежные сказки дети любят и знают не меньше, чем отечественные). Дети называли также произведения русских, советских и зарубежных авторов, которые читали еще их родители («Винни-Пух», «Приключения Буратино», «Приключения Незнайки», «Карлсон», «Снежная Королева», «Кот в сапогах» и др.).

Популярны у дошкольников и комиксы, детские энциклопедии, книги про животных, научно-популярная, историческая литература.

Итак, на первом месте стоят сказки (70% детей среднего возраста и 60% старшего); на втором месте - научно-популярная литература, энциклопедии, книги про животных и динозавров; на третьем месте книги-журналы по мотивам мультфильмов типа «Человек-паук».

Итак, любимым жанром детей остаются сказки. К старшем дошкольному возрасту увеличивается интерес к научно-познавательной литературе, но, к сожалению, предпочитаемыми становятся комиксы и книги-журналы, которые не имеют ни познавательной, ни развивающей ценности. Настораживает то, что дети практически не знакомые книгами современных авторов.

Чтобы узнать, каких литературных героев дети предпочитают, им был задан вопрос «На кого из сказочных героев ты хочешь быть похожим?». Среди любимых были названы почти все главные герои читаемых детьми книг (Мальвина, Белоснежка, Василиса Прекрасная, обезьянка Анфиса, Винни-Пух, Иван-царевич, кот Матроскин, и т.д.).

Некоторые дети называли персонажей мультфильмов и телефильмов, например Бэтмена, Человека-паука. В целом, как оказалось, детей привлекают только такие качества, как сила и красота (доброта, к сожалению, их не привлекает).

Телевидение

Многие дети с интересом смотрят разные телепередачи, и им нравится об этом говорить. В качестве предпочитаемых остаются мультфильмы, в основном зарубежные (отечественных дети почти не знают).

Кроме мультфильмов они любят смотреть развлекательные передачи, чаще те, которые ориентированы на взрослых («Поле чудес», «Слабое звено», «Большая стирка» и др.). Телефильмы,
^которые привлекают детей, также фильмы для взрослых типа «Улицы разбитых фонарей».

Обращает на себя внимание то, что дети почти не называли передач познавательного плана: возможности телевидения не используются родителями для образования детей. К сожалению, телевидение не рассматривается как средство, дающее прекрасные возможности для знакомства с достижениями мировой и отечественной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: