Неокантианство — философское течение в Германии, развивавшее учение Канта

КАНТ (Kant) Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и естествоиспытатель,

КАНТ (Kant) Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начи­нается немецкая трансцендентально-критическая фило­софия. Вся жизнь К. была связана с городом Кенигсбер­гом, где он родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770), профессором (1770-1796) и был похоронен. В интеллектуальной биографии К. традици­онно различают два периода. Первый из них — "докритический" — охватывает время с 1776 — даты написа­ния первой работы (трактат "Мысли об истинной оцен­ке живых сил") — до конца 1760-х. В сочинениях этого периода еще не выработан характерный для последую­щего времени философского творчества К. принцип критики. В центре философских интересов К. этого вре­мени вопросы философии природы и особенно космо­логии — происхождение и развитие солнечной системы, история Земли, перспективы ее развития и т.д. Сочине­ния этого периода (главным из них является "Всеобщая естественная история и теория неба", 1755) пронизаны гносеологическим оптимизмом, уверенностью в спо­собность постигнуть то, что обычно представлялось не­доступным познанию. Эпиграфом к творчеству этого периода могли бы стать слова самого же К.: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир...". Философия так на­зываемого критического периода может быть датирова­на 1770 — годом написания диссертации на тему: "О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира

НЕОКАНТИАНСТВО — философское течение в Германии, развивавшее учение Канта в духе последова­тельного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально-критической методологии. Появи­лось в 1860-е в обстановке глубокого кризиса спекуля­тивно-идеалистических систем Шеллинга и Гегеля, а также вульгарного материализма, оказавшихся методо­логически беспомощными в деле философского осмыс­ления результатов быстро развивавшейся науки того времени. В поисках наиболее основательной и надеж­ной философской традиции разработки логико-гносео­логических и методологических проблем ученые и фи­лософы обращаются к учению Канта, которое объек­тивно отличалось своим крайне выгодным местом и ро­лью в европейском и особенно немецком духовном раз­витии. Философия Канта была непосредственно ориен­тирована на математическое естествознание своего вре­мени и в качестве главной своей цели считала обосно­вание научного знания и поиски возможных условий его существования. Более того, Кант как бы предшест­вовал тому ходу развития, которое завело немецкую философию в тупики спекулятивного системотворчества. Появлению Н. во многом способствовали публика­ции работ Фишера и Э. Целлера, а сам лозунг "Назад к Канту!" был сформулирован в 1865 О. Либманом, опуб­ликовавшим книгу под названием "Кант и эпигоны", каждая из глав которой заканчивалась словами: "Нужно поэтому возвратиться назад к Канту". Определенную роль в возникновении Н. сыграли также новейшие ис­следования по физиологии внешних чувств, представ­ленные трудами И. Мюллера и Г. Гельмгольца. Один из первых неокантианцев, Ф.А. Ланге, формулируя про­граммные задачи этого течения, считал центральной из них — противопоставить распространявшемуся в то время среди естествоиспытателей материализму крити­ческий идеализм Канта, соответствующим образом пе­реработанный и дополненный результатами физиологи­ческих исследований. Начинается тщательная и кро­потливая работа по изучению кантовского наследия, по­являются новые издания его сочинений, пишутся по­дробные комментарии к его главному труду — "Крити­ка чистого разума", а с 1897 по инициативе X. Файхингера начинает издаваться специальный журнал "Kant Studien". Постепенно Н. становится одним из господст­вующих философских учений в университетах Герма­нии и Франции, а оттуда проникает и в Россию, демон­стрируя тем самым своеобразную реализацию фило­софской традиции в новых социально- ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 — 1831) — немецкий философ, создатель философской системы, являющейся не только завершающим звеном в развитии немецкой трансцендентально-критической философии

качестве метода достижения пози­тивного знания, а не как самого это знания, и следую­щий отсюда отказ от притязаний онтологии на статус

философской дисциплины; 2) признание наличия обус­ловливающих познание априорных форм; 3) ограниче­ние самого познания сферой опыта и т.д., — Н. никогда не было однородным философским направлением. С первых дней своего возникновения оно представляло собой скорее ряд течений, пытавшихся развить отдель­ные положения философии Канта. И хотя все они ста­вили в качестве главной одну и ту же цель — обоснова­ние научного знания и культуры в целом с помощью ре­формированной кантовской гносеологии, можно гово­рить о существовании нескольких принципиально от­личных друг от друга интерпретаций ортодоксального Канта, а следовательно, и о различных направлениях внутри самого Н.: а) физиологическом, непосредствен­но связанном с именами Гельмгольца и Ланге, рассмот­ревшими кантовское положение об априорных формах сознания на основе достижении физиологии внешних органов чувств и превративших эту априорность в единство психофизиологической организации познаю­щего субъекта; б) реалистическом (А. Риль, О. Кюльпе), сохранившем кантовскую "вещь в себе" в качестве необходимой предпосылки познавательного процесса (в виде основания материала ощущений) и рассматри­вающем рассудок только как оформляющий, но не со­здающий сами предметы; в силу этого данное направ­ление оказалось наиболее близким к традиционным взглядам своего предшественника; в) психологическом. складывавшемся внутри Н. в начале 20 в. (Л. Нельсон) и обосновывавшем значимость априорных форм позна­ния с помощью психологических методов интроспек­ции; характерной особенностью этого направления явилась также своеобразная интерпретация субъекта познания в качестве эмпирического, а не трансценден­тального; г) трансцендентально-логическом и д) транс­цендентально-психологическом, представленных соот­ветственно Марбургской и Баденской (Фрейбургской) школами Н.


[1] Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля.// Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1.,М. «Мысль», 1975. С. 39.

[2] Аристотель. Метафизика. Аристотель. Сочинения в четырех томах. М. «Мысль», 1975. VI, 1, с. 108

[3]Аристотель. Метафизика. // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1.,М. «Мысль», 1975. С.182.

[4] См. Очерки по истории философии. Учебное пособие для студентов технических ВУЗов. СПб., ИТМО, 2000. С.27.

[5] См. Очерки по истории философии. С.27.

[6]Аристотель. Метафизика. С..316.12.9.

[7] Аристотель Никомахова этика. https://wapedia.mobi/ru/

[8] См. Наука Аристотеля. https://www.philosoff.ru/rus/philosophy/history/antique

[9] См. Рассел Б. История западной философии. https://www.gumer.info/bogoslov

[10]Аристотель Физика. https://wapedia.mobi/ru/

[11] Йонас Г. Гностицизм. СПб., 1998. С.58.

[12] Йонас Г. Гностицизм. СПб., 1998. С.234.

1См. напр.: Торчинов Е.А. Гносис и гностицизм // Йонас Г. Гностицизм. СПб., 1998. С.4.

[13] Рассел Д.Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции. СПб., 2001. С.27.

[14] Очерки по истории философии. Учебное пособие для студентов технических вузов. СПб, 200.

[15] См. Кузанский Н. «Об ученом незнании». https://www.theosophy.ru/lib/de_docta.htm

[16] Цит по. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. https://www.philosophy.ru/library/gaid/02/2.html

[17] Цит по. Гайденко. Указ соч.

[18] Следует различать понятия онтического и онтологического. Хайдеггер называет познание сущего онтическим познанием, а то, посредством чего оно становится возможным — онтологическим познанием (пред–пониманием бытия сущего). См. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В. М., 1997. С.11- 12.

[19] См Деррида. Ж. Насилие и метафизика. Перевод. Ямпольской Л.В. С.441. // Эмманюэль Левинас. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.

[20] Соколова Л.Ю. Трансцендентализм во французской религиозной феноменологии. // Россия-Запад-Восток: компаративные проблемы современной антропологии. 2004. https:// www. webmaster@anthropology.ru

[21] Соколова Л.Ю. Трансцендентализм во французской религиозной феноменологии. // Россия-Запад-Восток: компаративные проблемы современной антропологии. 2004. https:// www. webmaster@anthropology.ru

[22] Гуссерль определяет феноменологию как «трансцендентальную» философию, которая представляет мир как универсальный горизонт показывающихся сущностей. См. Алиева Ч. Э. Феноменология: Э. Гуссерль и М. Хайдеггер. // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новции. Материалы научной конференции. Серия «Symposium», Вып. 7, СПб., Санкт-Петербургское Философской Общество, 2001.https:// www. webmaster@anthropology.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: