Особенности автоматизации банковской деятельности

Автоматизированные банковские системы

Тема 2. Информационные системы банков и фондовых рынков

Большинство задач, которые возникают в ходе работы банка, достаточно легко поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных задач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость создания в каждом банке информационно-вычислительной сети, позволяющей обрабатывать возрастающие информационные потоки. Кроме того, именно банки имеют достаточные финансовые возможности для приобретения и эксплуатации самой современной техники. Новые технологии помогают банкам, инвестиционным и страховым компаниям изменить взаимоотношения с клиентами и найти новые средства для извлечения прибыли.

Схема функциональных бизнес-процессов типовой АБС представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.1. Функциональная схема типовой АБС

В качестве примеров передовых технологий, используемых в банковской деятельности, можно назвать базы данных на основе модели «клиент-сервер» (характерно использование ОС Unix и БД Oracle); средства межсетевого взаимодействия для межбанковских расчетов; службы расчетов, полностью ориентированные на так называемые виртуальные банки; банковские экспертно-аналитические системы, использующие принципы искусственного интеллекта.

Среди основных возможностей современной АБС, базирующейся на использовании сетевых технологий, следует выделить:

§ системы электронной почты;

§ БД на основе модели «клиент-сервер»;

§ программное обеспечение межсетевого взаимодействия для организации межбанковских расчетов;

§ средства удаленного доступа к сетевым ресурсам для работы с сетями банкоматов.

Современные АБС, как правило, создаются по модульному принципу. Широко используются мощные компьютеры, объединяющие несколько локальных вычислительных сетей. Часто применяется межсетевой обмен и удаленный доступ к ресурсам центрального офиса банка для выполнения операций электронных платежей. Банковские системы должны иметь средства адаптации к конкретным условиям эксплуатации. Для поддержания оперативной работы банка АБС должна функционировать в режиме реального времени.

На мировом ИТ-рынке существует много проверенных в процессе эксплуатации АБС. Следует отметить, что основной задачей, стоящей перед ИТ-службой зарубежного банка, является выбор оптимального решения и поддержка работоспособности приобретенной системы. В нашей стране большинство банков пошло по пути создания собственных систем. Такой подход имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам следует отнести: небольшие финансовые вложения на первых этапах проектирования, возможность непрерывной модернизации собственной разработки. Недостатки такого подхода также очевидны: необходимость содержания штата разработчиков, неизбежное отставание от современных тенденций в ИТ. Наиболее популярны сегодня смешанные решения, при которых часть модулей АБС разрабатывается ИТ-отделом банка, а часть покупается у известных производителей.

Перечислим основные функции АБС, которые обычно реализуются в виде независимых модулей единой системы:

1. автоматизация ежедневных банковских операций, ведение бухгалтерского учета и составление сводных отчетов;

2. системы коммуникаций с филиалами и иногородними отделениями;

3. системы автоматизированного взаимодействия с клиентами (системы «банк-клиент»);

4. аналитические системы, включающие анализ деятельности банка и выбор оптимального в данной ситуации решения;

5. автоматизация розничных операций: применение кредитных карточек и использование банкоматов;

6. системы межбанковских расчетов;

7. системы автоматизации работы банка на рынке ценных бумаг;

8. информационно-справочные системы, которые дают возможность мгновенного получения информации, отражающей финансовую ситуацию.

Одной из главных управленческих задач банка является выбор наилучшего решения из предлагаемых на рынке вариантов АБС или определение стратегии разработки (модернизации) существующей АБС. Рассмотрим некоторые критерии такого выбора. Прежде всего, требования к сложной банковской системе существенно зависят от объема операций, проводимых банком. Итак, для выбора наиболее удачного ИТ-решения необходимо учитывать:

9. Стоимость АБС. Следует обратить внимание на выбор вычислительной платформы, сетевого оборудования и программного обеспечения. Существенна также стоимость обслуживания и сопровождения системы.

10. Возможность масштабирования. В случае расширения финансовой деятельности банка стоимость модернизации при неудачном выборе резко возрастает. Необходимо, чтобы выбранная вычислительная платформа допускала постепенное наращивание ресурсов в тех частях системы, где это потребуется.

11. Использование существующих ресурсов. От эффективности использования имеющихся компьютеров, сетей и каналов связи существенно зависят и затраты на построение АБС.

12. Наличие системы защиты информации. Безопасность данных является одним из главных требований к АБС. При этом должна быть предусмотрена как устойчивость работы при неправильных действиях персонала, так и специализированные подсистемы защиты от преднамеренного взлома АБС с корыстными целями. Система защиты и безопасности информации предполагает наличие:

12.1. средств физического ограничения доступа к компьютерам (идентификационные карточки, съемные блокирующие устройства и др.);

12.2. возможности предоставления полномочий, привилегий и прав доступа к АБС на уровне отдельного пользователя (сотрудника или клиента банка);

12.3. средств централизованного обнаружения несанкционированных попыток проникнуть к ресурсам АБС, дающие возможность своевременно принять соответствующие меры;

12.4. защиты данных при их передаче по каналам связи (особенно это актуально при использовании открытых каналов связи, например, сети Internet). Здесь возможно применение цифровой электронной подписи и других криптографических методов.

13. Надежность системы. Отказы отдельных элементов АБС не должны приводить к ее полному выходу из строя. Кроме того, необходимо обеспечить высокую устойчивость ее работы в условиях дестабилизирующих факторов (помех на линиях связи или ошибочных действий персонала банка).

14. Наличие средств восстановления при сбоях. В АБС должны быть предусмотрены средства для прогноза, фиксации и локализации различных нештатных ситуаций и отказов оборудования, таких как: повреждений и перегрузок каналов связи, перегрузок устройств внешней памяти, нарушения целостности БД и др.

15. Возможность адаптации к изменениям финансового законодательства или структуры банка.

16. Возможность работы в режиме реального времени. Системы типа on-line становятся все более распространенными при создании АБС. Автоматизация банковской деятельности требует больших инвестиций, но преимущества от внедрения новых информационных технологий в большинстве случаев полностью окупают затраты.

17. Наличие дополнительных функциональных возможностей. Например, в современных АБС реализован автоматизированный ввод финансовой информации на основе оптического распознавания образов.

В качестве примеров современных АБС можно привести системы: Diasoft Bank 4x4, RS-Bank 4, IB System, “Ва-Банк”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: