На КЭС производится один вид продукции - электроэнергия, поэтому при калькуляции себестоимости все затраты по электростанции полностью относятся на электроэнергию, переданную с шин электростанции в сеть.
В составе затрат, относимых на себестоимость энергии, выделяются постоянные затраты, не зависящие от объема производства продукции (И пост.) и переменные, зависящие от объема производимой продукции (И перем.):
,
К постоянным затратам относятся: амортизационные отчисления, затраты на оплату труда, социальные отчисления и часть прочих затрат. Все материальные затраты относятся к переменным затратам.
В смете затрат КЭС наибольший удельный вес (60-70%) приходится на переменные затраты — материальные и в первую очередь топливные, которые рассчитываются, как:
(руб./год),
где В КЭС ‒ годовой расход топлива на КЭС в отчетном периоде, определяемый по результатам бухгалтерского и технического учета, т н.т/год;
ц топл ‒ цена топлива, руб./т н.т.;
aпот ‒ коэффициент потерь топлива при транспорте и складировании.
При планировании топливные затраты определяются, исходя из нормативного удельного расхода на кВт∙ч и передаваемой с шин КЭС в сеть электроэнергии.
(руб./год),
где – нормативный удельный расход топлива на переданный с шин КЭС в сеть киловатт-час, г у.т./кВт∙ч;
N у – установленная мощность КЭС, кВт;
h y – число часов использования установленной мощности КЭС в плановом периоде, ч/год;
Ц топл – цена топлива франко-станция назначения, руб./т у.т.;
– нормативный коэффициент потерь топлива.
Соответственно топливная составляющая себестоимости переданного в сеть с шин станции кВт∙ч определяется:
(руб./кВт∙ч).
Отсюда следует, что если годовые топливные затраты (И топл.) зависят от объема производства энергии, то топливная составляющая себестоимости (с топл.) не зависит от объема выработки, являясь функцией цены топлива и удельного нормативного расхода топлива на кВт∙ч.
Основными условиями снижения топливной составляющей себестоимости являются:
а) снижение удельного расхода топлива на производство энергии;
б) использование более дешевого топлива. Однако такое топливо имеет, как правило, более низкие качественные показатели, что влечет за собой увеличение потерь при сжигании топлива и увеличение удельного расхода топлива. Снижения цены топлива можно достичь в результате проведения на конкурсной основе тендерных торгов на поставку топлива;
г) сокращение потерь топлива при транспортировке до топливного склада, при складировании и хранении.
Затраты на оплату труда с социальными начислениями определяются в соответствии с численностью каждой категории работников, тарифными ставками, выплатами компенсирующего и стимулирующего характера и ставки ЕСН. При этом численность рабочих рассчитывается по нормам обслуживания по числу рабочих мест и смен, а численность специалистов и служащих – на основе штатного расписания.
В энергетике расходы на оплату труда являются постоянными затратами, ибо численность персонала не изменяется при изменении выработки электроэнергии (при неизменном составе оборудования электростанции).
Снижение численности персонала и уменьшение годового фонда заработной платы возможно за счет расширения зон обслуживания, совмещения профессий, повышения уровня автоматизации производственных процессов. В перспективных технико-экономических расчетах расходы на оплату труда с социальными начислениями определяются по формуле:
(руб./год),
где – штатный коэффициент на КЭС, чел./МВт;
N y – установленная мощность КЭС, МВт;
Фгод – среднегодовой фонд оплаты труда, руб./(чел./год);
aсоц. – коэффициент, учитывающий отчисления в фонды социального назначения.
Составляющая себестоимости электроэнергии по оплате труда с социальными начислениями рассчитывается так:
(руб./кВт∙ч).
Из формулы следует, что годовые затраты на оплату труда не зависят от объема производства энергии, в то время как составляющая себестоимости по оплате труда с социальными начислениями обратно пропорциональна объему передаваемой с шин КЭС энергии и является переменной составляющей себестоимости.
Снижение составляющей себестоимости по оплате труда достигается увеличением передачи электроэнергии с шин КЭС или сокращением штатного коэффициента.
Расходы на оплату труда в существенной степени зависят от штатного коэффициента.
Амортизационные отчисления на КЭС определяются по формуле:
(руб./год),
где a ам – норма амортизационных отчислений; – удельная стоимость ОПС на КЭС, руб./кВт; N у – установленная мощность на КЭС, кВт.
Соответственно, амортизационная составляющая себестоимости рассчитывается так:
(руб./кВт∙ч).
Годовые амортизационные отчисления являются постоянными затратами, не зависящими от выработки электроэнергии, в то время, как амортизационная составляющая себестоимости обратно пропорциональна выработке и, соответственно, передаче электроэнергии с шин станции. Чем больше передача электроэнергии с шин КЭС, тем меньше величина амортизационных затрат, приходящихся на каждый отпущенный с шин кВт∙ч электроэнергии, тем ниже себестоимость электроэнергии на КЭС.
В составе прочих расходов присутствуют затраты как зависящие (экологические платежи, водный налог, расходы на рекламу), так и не зависящие (командировочные расходы, страховые платежи) от объема производимой электроэнергии. С учетом этого деления на снижение составляющей себестоимости прочих затрат влияют все вышеперечисленные факторы, действующие на снижение постоянных и переменных затрат на КЭС.
В итоге структура сметы затрат и себестоимости переданного в сеть с шин КЭС киловатт-часа электроэнергии составляет:
Материальные затраты 60-70% (в зависимости от цены топлива)
Оплата труда с социальными отчислениями 5-10%
Амортизация 5-8%
Прочие 15-25%
Следует отметить, что при всех прочих равных условиях (одинаковой мощности электростанций, для ТЭС – одинаковых начальных параметрах пара, при одинаковом виде топлива и цене на топливо) себестоимость электроэнергии на КЭС выше по сравнению с себестоимостью электроэнергии на ТЭЦ, АЭС и тем более ГЭС, ввиду больших расходов топлива и, как следствие, значительных топливных затрат.