Лекция №4. Управление нефтегазовыми ресурсами страны (продолжение)

П

оложения закона о недрах:

  • Собственником недр является государство. Государственный фонд недр это используемые и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ Российской Федерации.
  • Пользователями недр могут быть юридические и физические лица, в том числе и иностранные государства. Недра предоставляются в пользование для геологического изучения на срок до 5 лет, для добычи полезных ископаемых на срок до 20 лет, для совмещения геологоразведки и добычи на срок до 25 лет.
  • Государственное регулирование отношения недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учёта, контроля и надзора.
    • Лицензирование – специальное разрешение или лицензия на право пользования недрами, в котором предусматривается целевое назначение работ, уровень добычи минерального сырья и его долевое распределение, границы земельного участка для ведения работ, условия платежей за пользование недрами, требования по охране окружающей среды и безопасности работ.
    • Государственный учёт недр осуществляется через государственную экспертизу, составление кадастра месторождений и балансов запасов полезных ископаемых.
    • Государственный надзор за безопасным ведением работ возлагается на органы государственного горного надзора.
  • Система платежей за пользование недрами, которая введена с 1.01.2002 года. Введён налог на добычу полезных ископаемых. Налог на добычу полезных ископаемых составляет 16.5 процентов от объёма продукции. В нефтяной промышленности этот налог вводится с 1.01.2005, а в период с 1.01.2002 по 31.12.2004 налоговая ставка составляет 340 рублей за одну тонну нефти. Кроме того, вводятся следующие платежи: разовые платежи за пользование недрами (бонусы); регулярные платежи за пользование недрами (рентасы); плата за геологическую информацию о недрах; сбор за участи в конкурсе или аукционе; сбор за выдачу лицензии. Таким образом, система платежей за пользование недрами включает в себя налоги и платежи. Налоги регулируются налоговым кодексом, а платежи регулируются законом Российской Федерации о недрах.
  • Права и обязанности пользователей недр.
  • Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги и сборы, предусмотренные законами Российской Федерации, включая плату за землю, воду, акваторию или участок морского дна.

Пользование нефтегазоносными недрами может быть ограничено или запрещено по причинам национальной безопасности, по причине создания государственных стратегических запасов, экологическим причинам или по причине угрозы благополучия населения.

Участие иностранного капитала в эксплуатации нефтегазовых ресурсов.

Закон Российской Федерации о нефти и газе предоставляет иностранным инвесторам в нефтяную и газовую промышленность равные возможности для всех юридических лиц в приобретении и использовании лицензии на право пользования нефтегазоносными недрами. Иностранными инвесторами при выдаче лицензии могут быть использованы следующие соглашения:

  • Концессионный договор, который определён как соглашение, по которому инвестору предоставляется на возмездной и срочной основе исключительные права на осуществление поисков, разведки, разработки и эксплуатации недр на территории Российской Федерации, а также право собственности на произведённую продукцию и полученные доходы.
  • Контракт на раздел продукции, который является более предпочтительным. Данное соглашение предусматривает раздел добытых углеводородов, заменяющий взимание налогов, таможенных пошлин, акцизов и других платежей, кроме налога на прибыль и отчислений за право пользования недрами (8 процентов от объёма продукции). Соглашение о разделе продукции даёт инвестору право на пользование недрами в соответствии с лицензией. В собственность инвестор получает часть добытых углеводородов для возмещения его затрат на производство – компенсационная нефть. Размер компенсационной нефти оговаривается соглашением, как правило, это 70-90 процентов от нефти распределяемой в первые годы, с последующим снижением процента. Вторая часть нефти – прибыльная – делится между инвестором и государством в долях оговоренных соглашением. Нефть и газ, поступившие в собственность иностранного инвестора, могут быть им вывезены за территорию Российской Федерации в порядке определённом для экспорта. Вновь созданные в ходе реализации соглашения о разделе продукции основные фонды остаются в собственности инвестора до тех пор, пока их стоимость не будет возмещена компенсационной нефтью. Схема распределение нефти:

  • Сегодня на условиях раздела продукции в Российской Федерации реализуются три проекта Сахалин-1, Сахалин-2 и проект Харьягинского месторождения, причём объём добычи нефти составляет не более 2000000 тонн и вся она идёт на экспорт.
  • Сервисные контракты (контракты на обслуживание) – контракты на предоставление услуг при проведении поисковых и разведочных работ, разработки и эксплуатации месторождений, восстановлении природных ресурсов на территории Российской Федерации. Такие контракты могут быть выданы как на отдельный вид работ, так и на весь комплекс. Иностранная сторона не производит капитальных вложений и не принимает на себя риск в случае неудачи. Оплата услуг иностранному пользователю производится преимущественно денежными средствами по текущим ценам мирового рынка подрядных работ и услуг. Только по решению правительства Российской Федерации возможна оплата услуг иностранных инвесторов углеводородами, добываемыми на обслуживаемых месторождениях.
  • Совместные предприятия, которые возможны в различных структурных формах:
    • Корпоративная структура совместных предприятий предполагает создание новой компании или предприятия, осуществляющего предусмотренную уставом деятельность. Партнёры обладаю частями уставного капитала предприятия и прибылью соответствующей этим частям.
    • Контрактная структура или контрактная форма. Участники совместного предприятия, осуществляя совместную деятельность, получаю свою прибыль индивидуально (независимо от доли совместных капитальных вложений) и несут ответственность по результатам своей деятельности только в пределах собственных активов. В настоящее время в нефтегазовых отраслях существует несколько десятков совместных предприятий и в текущей нефтедобыче они занимают всего пять-семь процентов.

Государственное управление нефтегазовым комплексом Российской Федерации.

Государственное управление нефтегазовым комплексом Российской Федерации включает в себя:

  • Управление недропользованием.
  • Управление федеральной собственностью в нефтяном и газовом секторе (пакеты акций, держателем которых является Российская Федерация).
  • Геологический, экологический и другие виды контролей безопасного ведения работ и рационального использования нефти и газа.
  • Лицензирование видов деятельности.
  • Государственная налоговая, кредитная и ценовая политика.
  • Программа демонополизации и регулирование естественных монополий.

Государственное регулирование и управление нефтегазовым комплексом Российской Федерации осуществляется через министерство топлива и энергетики Российской Федерации.

_____________________________________________________________________________


___________________________________________________________________30.09.2004г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: