Энергосберегающая политика в развитых капиталистических странах

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Глава VI. ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ. ПРОПАГАНДА ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Глава V. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Статья 10. Проведение энергетических обследований организаций

Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение.

Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.

Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Учет энергетических ресурсов

Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и'тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.

Статья 12. Государственное статистическое наблюдение за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием

Государственное статистическое наблюдение за величиной и структурой потребления энергетических ресурсов и их эффективным использованием организует и проводит уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по статистике в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Финансирование программ в области энергосбережения

Финансирование федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения осуществляется за счет средств государственной финансовой поддержки федерального бюджета, средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов

Потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, в том числе за счет производства и потребления продукции с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

… Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники энергии и сооружение которых осуществляется в соответствии с программами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить окупаемость капитальных вложений в строительство этих установок в срок, согласованный с региональной энергетической комиссией.

Строительство и эксплуатация энергетических установок, которые используют сертифицированное оборудование и имеют производительность тепловой энергии до трехсот киловатт или электрическую мощность до ста киловатт, осуществляются без лицензии.

В целях стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также внутрисуточных дифференцированных тарифов на электрическую энергию…

Статья 15. Международное сотрудничество в области энергосбережения

Международное сотрудничество Российской Федерации в области энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными направлениями международного сотрудничества в области энергосбережения являются:

- взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;

- участие Российской Федерации, российских организаций в международных проектах в области энергосбережения;

- согласование показателей энергоэффективности, предусмотренных государственными стандартами Российской Федерации, с требованиями международных стандартов, а также взаимное признание результатов сертификации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16. Образование и подготовка кадров

Имеющие государственную аккредитацию учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров в программах по обучению и подготовке работников в области энергообеспечения должны предусматривать основы эффективного использования энергетических ресурсов, в том числе основы эффективного использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.

Статья 17. Информационное обеспечение энергосбережения

Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется путем:

- обсуждения федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения;

- координации работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

- организации выставок энергоэффективного оборудования и технологий;

- предоставления потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;

- пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов.

Статья 18. Ответственность за нарушение положений настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении положений настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральная целевая программа "Энергосбережение России"(1998- 2005 годы и на период до 2015 г. ).

Цель и задачи программы Реализация основных положений энергосберегающей политики (Указ Президента РФ от 7 мая 1995г. № 472). Достижение в период до 2005 года экономии ТЭР в объеме 365-435 млн. т у.т., снижение на этой основе энергоемкости ВВП на 13,4%, сокращение бюджетных дотаций регионам на топливо- и энергообеспечение при снижении цен и тарифов на топливо и энергию.
Сроки и этапы реализации Программы 1998-2005 годы, в том числе: 1 этап - 1998-2000гг. 2 этап - 2001-2005гг.
Государственный заказчик-координатор Программы Министерство топлива и энергетики РФ.
Структура Программы Основной текст и 5 приложений. Основу Программы составляют 5 подпрограмм: - энергосбережение в ТЭКе - энергосбережение в ЖКХ - энергосбережение в энергоемких отраслях промышленности - оснащение приборами учета потребителей - энергосберегающая электротехника
Величина затрат и источники финансирования Программы - федеральный бюджет - 1,6 трлн. рублей (3% от стоимости программы). - местные бюджеты и региональные фонды энергосбережения -11,2 трли. рублей (20%). - внебюджетные целевые средства Минтопэнерго РФ -1,2 трлн. рублей (2%). - средства предприятий - 12,1 трлн. рублей (22%). - кредиты - 16,7 трлн. рублей (30%). - средства от использования рыночных механизмов -12,5 трлн. рублей (23%). Всего: 55,3 трлн. рублей.
Эффективность - экономия ТЭР в 2000 году (к 1995г.) - 38-45 млн. т у.т., в 2005 году - 88-102 млн. т у.т. - экономия бюджетных средств за счет сокращения дотаций -32,9 трлн. рублей. Снижение тарифов и цен на газ к энергии на 8-13%.

Федеральная целевая программа "Энергосбережение России" разработана на срок 1998-2005гг. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1997 года № ВЧ-11729646 и исходя из требований Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года № 472.

Государственный заказчик и координатор Программы - Министерство топлива и энергетики Российской Федерации. Государственный заказчик подпрограммы - "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве -Госстрой России. Основные разработчики программы - Минтопэнерго РФ, Минэкономики РФ, Госстрой РФ, проектные и научные организации РАН, ТЭК, машиностроения к других отраслей.

1. Целью программы является ускоренный перевод российской экономики на энергосберегающий путь развития. Реализация стратегии энергосбережения окажет положительное влияние на развитие экономики страны в целом, на совершенствование промышленных и коммунально-бытовых технологий, торможение инфляционных процессов, рыночную конкурентоспособность отечественных производителей, увеличение экспортного потенциала России, на рост внутреннего валового продукта и, в конечном итоге, - на повышение уровня жизни российского общества.

Программа аккумулирует конкретные направления, меры и проекты, обеспечивающие снижение удельной энергоемкости экономики России и является инструментом наиболее эффективного удовлетворения спроса, на энергетические ресурсы по мере подъема российской экономики при сокращении бюджетных дотаций в регионах на топливо- и энергообеспечение и одновременном снижении тарифов на энергоресурсы.

2. Программой предусматривается достижение за весь период экономии энергоресурсов в объеме 365-435 млн. тонн топлива в условном исчислении.

3. Реализация программы предусматривается в два этапа, сопряженных по времени с проводимой в стране жилищно-коммунальной реформой.

Этапы реализации программы Экономия ТЭР за период (млн. т у.т.) Объем финансирования (трлн. руб.)
1. (1998-2000гг.) 53-69 15,2
2. (2001-2005гг.) 312-366 40,1
ВСЕГО: (1998-2005гг.) 365-435 55,3

На первом этапе, к 2001 году, в период осуществления антикризисных мер в экономике и энергетическом хозяйстве страны, должно быть завершено, в основном, оснащение потребителей приборами и системами учета расхода и регулирования энергоресурсов, средствами энергосберегающей электротехники, а также реализована инвестиционная программа по расширению использования энергосберегающих технологий, производству энергетически высокоэффективных материалов, оборудования и конструкций. Будет создана нормативно-правовая база и отлажен финансово-экономический механизм энергосбережения на федеральном и региональных уровнях.

На втором этапе, связанном с преодолением энергетического кризиса и формированием развитого энергетического рынка в России, предусматривается масштабная реализация указанных разработок и механизмов, обеспечивающих достижение указанных разработок и механизмов.

4. Оценка потенциала энергосбережения свидетельствует о возможностях к 2010 году российской экономики сократить потребность в энергоресурсах за счет роста эффективности их использования в размере 350-460 млн. т.у.т. при ожидаемой величине энергопотребления к этому сроку на уровне 1050 млн. т у.т. к фактическом потреблении 840 млн. т у.т.

5. 55% намеченной Программой экономии будет достигаться за счет осуществления требований научно-технического прогресса, проведения целенаправленной инвестиционной политики, осуществления комплекса организационных мероприятий, направленных на перекос основной тяжести работы над программой в регионы, на предприятия и в организации. Остальная экономия должна быть достигнута в восьмилетний период за счет совершенствования структуры производства.

6. Программой устанавливаются приоритеты в области проведения научно-технической политики в энергосбережении. Конкретные направления научно-технического прогресса приведены в приложении №1, в том числе в электроэнергетике и теплоснабжении, в нефтегазовой и угольной промышленности, в энергоемких отраслях промышленности, в области производства энергосберегающего оборудования, материалов, конструкций и средств межотраслевого назначения.

7. Меры по энергосбережению в ТЭКе, ЖКХ и промышленности приведены в соответствующих подпрограммах (приложение №2). Эти секторы экономики обеспечивают около 70% общего потенциала энергосбережения.

Общие затраты на реализацию программы энергосбережения с учетом производства приборной техники и электротехнического оборудования оцениваются на уровне 55,3 трлн. рублей в ценах 1995 года. Структура затрат приводится в соответствующих разделах программы.

Из общего объема финансирования 46,7 трлн. рублей составляют капитальные вложения, из которых 14 трлн. рублей направляются на реализацию проектов по установке приборов учета и средств регулирования энергоресурсов и эти работы должны выполняться в первоочередном порядке. 9 трлн. рублей из них должны быть направлены в жилищно-коммунальное хозяйство с целью сокращения дотаций на переплаты за тепловую энергию, горячую и холодную воду, газа и проведения энергосберегающих мероприятий.

Подпрограммы производства сертифицированных приборов и систем учета расхода энергоресурсов и оснащение ими потребителей и производства средств энергосберегающей электротехники приведены в приложениях 4 и 5. На выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторские работ, на реализацию предусматриваются более 7,0 трлн. рублей.

8. Основной объем привлекаемых на энергосбережение средств предполагается мобилизовать за счет кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг, а также средств населения, в том числе на основе выпуска целевых облигаций.

В период реализации Программы прогнозируется двукратное увеличение амортизационных средств в общем объеме капитальных вложений, совершенствование правовых основ и механизмов лизинговой деятельности, организация на коммерческой основе постоянно действующей выставки (биржи) высокоэффективных энергосберегающих инвестиционных проектов.

В целях привлечения национального и иностранного капитала в российскую экономику Программой учитывается формирование благоприятного инвестиционного климата, завершение формирования нормативно-правовой базы энергосбережения на федеральном и региональном уровнях, обеспечение иностранным инвесторам условий стабильности и гарантий.

Важными направлениями деятельности при привлечении иностранных инвестиций в энергосберегающие программы и проекты должны стать развитие различных организационно-правовых форм привлечения иностранных (инвестиций (международные консорциумы, международные венчурные фонды, международные лизинговые, энергосервисные компании).

Пакет инвестиционных проектов формируется Государственным Заказчиком - Минтопэнерго России по предложениям разработчиков и исполнителей этих проектов и согласовывается в установленном порядке с Минэкономики России. Государственный Заказчик проводит в соответствии с законодательством необходимую экспертизу и конкурсный отбор наиболее эффективных и значимых проектов и обеспечивает решение задач, связанных с их реализацией и финансированием.

Перечень энергосберегающих проектов, подлежащих реализации в 1998 году при бюджетной финансовой поддержке, и укрупненные показатели инвестиционных проектов, намечаемых к реализации в отраслях экономики в период 1999-2005 годов приведены в приложении 3.

В качестве критериев при отборе проектов, срок инвестиционного цикла ограничивается в среднем - 1-1,5 годами, а сроки окупаемости -1,5-2 годами.

Экспериментальными полигонами для отработки организационно-финансовых методов и нормативно-правовой базы федеральной и региональной политики энергосбережения, внедрения энергоэффективных технологий и оборудования являются Российские демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности реализуемые в рамках Международного проекта "Энергетическая эффективность - 2000", осуществляемого при поддержке Европейской экономической комиссии ООН.

Проект опирается на межправительственные соглашения по реализации демонстрационных проектов, заключенных Россией с США, Великобританией, Норвегией, и тесно связан с международными программами технического содействия, осуществляемыми в Российской Федерации (US AID, TACIS, GEF, UNDP, TAGOS, THERMIE и т.д.). Ряд демонстрационных проектов осуществляется в рамках кредитов Мирового банка

9. Программой предусмотрены механизмы, необходимые для ее реализации:

· нормативно-правовое обеспечение, включая развитие требований, установленных федеральным Законом "Об энергосбережении " №28-ФЗ от 3 апреля 1996 года;

· стандартизация энергопотребления и сертификация, энергопотребляющего оборудованная, материалов, конструкций и топливно-энергетических ресурсов;

· ценовое и тарифное регулирование (на федеральном уровне - цены на природный газ, а на региональном уровне - тарифы на электротеплоэнергию);

· налоговая политика (использование налоговых льгот и санкций в целях. государственного регулирования процесса энергосбережения);

· бюджетная политика (на всех этапах развития экономики энергосбережению требуется государственная финансовая поддержка. Программой предусматривается поддержка энергосбережения из федерального бюджета в объеме 600 млрд. рублей в 1998-2000 гг. и 1000 млрд. рублей в период 2001-2003гг. 3% от затрат на реализацию программы;

· совершенствование денежно-кредитной системы (за счет кредитов для финансирования Программы предусматривается привлечь 16,7 трлн. рублей, или 30% от общего объема финансирования),

· стимулирование потребителей энергоресурсов (необходимо практически реализовать меры прямого действия, предусмотренные федеральным Законом "Об энергосбережении" и проектом постановления Правительства РФ "О мерах по энергосбережению в России ";

· рыночные механизмы (целевые облигационные займы, паевые инвестиционные фонды, финансовый лизинг).

10. Финансовое обеспечение программы.

Общие затраты на реализацию настоящей программы, с учетом программы производства приборной техники и электротехнического оборудования., в период 1998-2005 гг. составят 55,3 трлн. рублей, из которых 46,7 трлн. рублей - капитальные вложения, 7,0 - затраты на НИОКР и 1,65 трлн. рублей - затраты на прочие текущие расходы.

Государственная поддержка энергосбережения осуществляется в форме предоставления исполнителям средств на возвратной основе, на льготных условиях и на ограниченный срок, исходу из значимости к сроков окупаемости проектов.

Источниками таких средств являются:

► целевые средства федерального бюджета;

► средства субъектов РФ, включая, средства создаваемых ими региональных фондов энергосбережения и их бюджетные средства;

► внебюджетный целевой источник государственного заказчика.

Региональные фонды энергосбережения формируются органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из требований федерального закона "Об энергосбережении". Консолидируемые в соответствии с этим законом средства используются для финансирования региональных программ энергосбережения, а в соответствии с настоящей программой - для финансирования на первом этапе оснащения бюджетных потребителей приборами и системами учета энергетических ресурсов.

Настоящей программой предусмотрено консолидировать такие средства в объеме не менее 8520 млрд. рублей. В этих целях администрации субъектов РФ должны завершить в основном в 1998-1999 годах формирование таких финансовых систем и управляющих структур при поддержке Российского Агентства энергоэффективности и методической помощи Российского фонда энергосбережения и Государственного межотраслевого Центра энергосбережения Минтопэнерго России.

Государственная финансовая поддержка способствует привлечению других инвестиционных средств. Ее величина, принятая в настоящей программе, находится на уровне 25% от общего объема ее финансирования и дифференцируется по направлениям энергосбережения и этапам выполнения программы.

ПОДДЕРЖКА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ОКАЗЫВАЕТСЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В ЖКХ И ЭНЕРГОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ОБЪЕМЕ ДО 3% ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ.

Минтопэнерго России из внебюджетных средств, формируемых Министерством для поддержки инвестиционных программ, предусматривает в период реализации настоящей программы направление 1,2 трлн. рублей (150 млрд. рублей в год), на энергосбережение в ТЭКе.

Вторым источником являются собственные средства предприятий - исполнителей энергосберегающих проектов. Это - их денежные средства, ценные бумаги, либо части основных производственных фондов. Величина этих средств принята в настоящей программе на уровне 22% от общих затрат на реализацию программы.

Третьим источником инвестиций являются заемные средства и средства, получаемые в результате использования рыночных механизмов. Величина этих средств должна быть не менее 50% общих затрат (заемные средства - 30%, от рыночных механизмов - 23%.

11. Региональная политика и управление энергосбережением.

Одной из главных целей Программы является перенос тяжести основной работы в области энергосбережения на региональный уровень. Необходимо обеспечить социально-экономическое развитие регионов путем эффективного и надежного энергоснабжения при минимальных затратах на производство, преобразование, транспорт и потребление энергоносителей и приемлемом уровне техногенного воздействия на окружающую природную среду.

При этом федеральные органы формируют главным образом нормативно-правовую базу энергосбережения и осуществляют - координацию работ по межотраслевым и межрегиональным проблемам. Федеральные органы играют ведущую роль в создании материально-технической базы энергосбережения, что отражено в настоящей программе.

Реализация региональной энергетической политики осуществляется на основе ценовой и налоговой политики, формирования конкурентной среды в ТЭКе и государственного регулирования энергетической сферы, создания системы стимулов и условий для энергосбережения, экономической.политики в инвестиционной сфере и нормативно-законотворческой деятельности.

Важнейшим средством или инструментом реализации региональной энергетической политики должны стать региональные энергетические программы, в ходе которых формулируются цели и задачи энергетической политики на своей территории, формируются механизмы ее реализации и финансирования, разрабатываются конкретные мероприятия и проекты и создаются необходимые для этого структуры управления.

Общая координация работ по реализации Федеральной целевой программы "Энергосбережение России" по поручению Правительства Российской Федерации осуществляется ее государственным заказчиком и координатором Минтопэнерго России, уполномоченные структуры которого (Российское Агентство энергетической эффективности. Правление Российского внебюджетного межотраслевого фонда энергосбережения. Государственный межрегиональный центр энергосбережения) осуществляют совместно с органами Госэнергонадзора конкретную работу с предприятиями и организациями различных форм собственности по реализации энергосберегающих проектов и мероприятий программ.

12. Основные выводы и конечные результаты.

12.1 На первом этапе, в 1998-2000 годах, экономия энергоресурсов составит 53-69 млн.т.у.т., будут завершены, в основном, оснащение потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов, развернута реализация инвестиционной программы внедрения новых энергосберегающих технологий, производства энергетически эффективных оборудования, конструкций и материалов, а также разработка системы показателей энергоэффективности в составе государственных стандартов, которая явится основой для оценки эффективности энергопотребления и создания механизмов стимулирования энергосбережения.

12.2 Сокращение потребности в топливе и энергии в результате реализации Программы позволит снизить энергоемкость ВВП к концу первого периода ка 5,3 %, а к 2005 году - на 13,4%. Действие этого фактора будет способствовать росту национального дохода в 2000 году на 4-5% и к концу реализации Программы - на 7-8%.

12.3 Затраты на реализацию программы энергосбережения оцениваются в период 1998-2005 годов в 55,3 трлн. рублей. Потребность в капитальных вложениях для реализации инвестиционных проестов составляет 46,7 трлн. рублей, в средствах на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 7,0 трлн. рублей.

Доля федерального бюджета в общем объеме затрат предусмотрена на уровне 3%.

12.4 Экономическая эффективность настоящей программы определяется главным образом стоимостью сэкономленных энергоресурсов, которая в ценах 1995 года за период 1998-2005 годов составит 146-168 трлн. рублей, или в среднем 18-21 трлн. рублей в год при среднегодовых затратах на реализацию программы в 6,8-7 трлн. рублей. На каждый вложенный в программу энергосбережения 1 рубль затрат ожидается прибыль в 2,6-3 рубля при сроке окупаемости инвестиционных энергосберегающих проектов в 1,5-2 года.

12.5 Будут предотвращены выбросы атмосферу вредных веществ в объеме 3,0-3,2 млн. тонн в год, в том числе2000году-1,3-1,4млн.тонн.

Сокращение затрат на проведение соответствующих природоохранных мероприятий в ценах 1995 года оценивается в период 1998-2005 годов на уровне 4,2-4,7 трлн. рублей.

12.6 Обеспечение потребителей энергоресурсов к 2001 году приборами и системами учета и регулирования расхода, энергоресурсов.сэкономил: для бюджетов всех-уровней до 20 трлн. рублей в год, а к концу срока реализации программы с учетом энергосбережения в жилых и общественных зданиях годовая экономия бюджетных средств достигнет 32-33 трлн. рублей. Указанные мероприятия увязаны по срокам с реформой жилищно-коммунального хозяйства и обеспечат, при сохранении тарифов для населения, сокращение бюджетных дотаций на 60%. Это позволит в период 2003-2005 годов почти полностью прекратить дотации на оплату тепла.

12.7 Энергосбережение позволит с меньшими затратами развивать топливно-энергетический комплекс. Снижение инвестиционной составляющей в ценах и тарифах на энергоносители уменьшит их величину (по отношению к 1995 год)'') по электроэнергии на 9-11% в 2000 году, а в 2005 году - на 10-13%, По природному газу соответственно на 8-9% и 11-13%. Это создает реальные предпосылки для стабилизации, а затем снижения регулируемых государством цен и тарифов на энергоносители, ограничивая долю расходов населения на оплату используемых энергоресурсов в общих затратах на оплату жилья и коммунальных услуг.

12.8 Выполнение Программы обеспечит повышение уровня газификации к электрификации быта на 25-30% в дефицитных по газу и электроэнергии районах, а также в районах с неблагоприятной экологической обстановкой. Расширение газификации населенных мест потребует прироста потребления газа к 2005 году на 17 млрд. куб. в год.

12.9 Предусмотренное программой вовлечение в хозяйственный оборот местных и нетрадиционных возобновляемых энергоресурсов, обеспечение учета и регулирования расхода энергоносителей, техническое перевооружение производства с целью снижения его энергоемкости и повышения конкурентоспособности отечественной продукции позволит создать не менее 100 тыс. новых рабочих мест и закрепить на местах кадры специалистов.

Намечается Программой обучение и переподготовка кадров численностью не менее 200 тыс. работников, занятых в производстве или обслуживании топливо- и энергопотребляющих видов техники, энергоэкономичных материалов и конструкций;

Для достижения этих результатов необходимо ввести в действие, начиная с 1998 года, ряд следующих нормативов и механизмов стимулирования энергосбережения, предусмотренных в основном проектом постановления Правительства РФ "О мерах по энергосбережению в России".

Потенциал энергосбережения и объемов экономии в период 1998-2005 г. (из ФЦП "Энергосбережение России"

Отрасли ТЭК, ЖКХ и промышленности Потенциал энергосбережения, млн т у.т. Экономия ТЭР в 2005 г. по сравнению с 1995 г., млн т у.т. Суммарная экономия ТЭР за период 1998-2005 гг., млн т у.т. Использование потенциала энергосбережения, %
Отрасли топливно-энергетического комплекса, ТЭК 110-130 33-37 136-155 28-30
Жилищно-коммунальное хозяйство, ЖКХ 65-75 22-25 93-110 30-34
Энергоемкие отрасли проиышленности   33-40 136-170 32-33
Всего по отраслям ТЭК, ЖКХ и промышленности 275-330 88-102 365-435 30-32

Нормативно-техническая база энергосбережения.

Нормативно-техническую базу энергосбережения составляют следующие типы документов:

1) Нормативы.

Это законодательно закрепленные в стандартах и других документах методики снятия показаний, расчета параметров; контрольные значения параметров и допустимые погрешности.

Виды нормативных документов:

– ГОСТ – государственный стандарт;

– РДС – рабочий документ по стандартизации;

– СниП – строительные нормы и правила;

– СанПиН – санитарные правила и нормы;

– ВСН – строительные нормы.

2) Формы сбора информации и учета.

Эти документы не имеют силы закона или приказа и служат только для сбора информации. Примеры:

– форма и пример заполнения энергетического паспорта гражданского здания;

– форма карточки учета предложений по энергосбережению;

– перечень энергосберегающих мероприятий и.т.п.

3) Отчетные документы.

Непременно подписываются исполнителями (например, аудитором и директором предприятия), после чего документ вступает в юридическую силу.

Пример. Энергетический паспорт предприятия, включающий следующие разделы:

– титульный лист;

– характеристика предприятия, в том числе

– год ввода в эксплуатацию основного оборудования,

– характеристика главных схем ТЭС,

– основные параметры работы основного оборудования (температуры, давления, расходы),

– краткая характеристика основного оборудования,

– топливный режим ТЭС и т.д.

Основные направления энергосберегающей политики в России.

Согласно ФЦП "Энергосбережение…" выделяются 5 направлений:

– энергосбережение в ТЭКе;

– энергосбережение в ЖКХ;

– энергосбережение в энергоемких отраслях промышленности;

– оснащение приборами учета потребителей;

– энергосберегающая электротехника.

Механизмы реализации ФЦП "Энергосбережение…":

· нормативно-правовое обеспечение, включая развитие требований, установленных федеральным Законом "Об энергосбережении " №28-ФЗ от 3 апреля 1996 года;

· стандартизация энергопотребления и сертификация, энергопотребляющего оборудованная, материалов, конструкций и топливно-энергетических ресурсов;

· ценовое и тарифное регулирование (на федеральном уровне - цены на природный газ, а на региональном уровне - тарифы на электротеплоэнергию);

· налоговая политика (использование налоговых льгот и санкций в целях. государственного регулирования процесса энергосбережения);

· бюджетная политика (на всех этапах развития экономики энергосбережению требуется государственная финансовая поддержка. Программой предусматривается поддержка энергосбережения из федерального бюджета в объеме 600 млрд. рублей в 1998-2000 гг. и 1000 млрд. рублей в период 2001-2003гг. 3% от затрат на реализацию программы;

· совершенствование денежно-кредитной системы (за счет кредитов для финансирования Программы предусматривается привлечь 16,7 трлн. рублей, или 30% от общего объема финансирования),

· стимулирование потребителей энергоресурсов (необходимо практически реализовать меры прямого действия, предусмотренные федеральным Законом "Об энергосбережении" и проектом постановления Правительства РФ "О мерах по энергосбережению в России ";

· рыночные механизмы (целевые облигационные займы, паевые инвестиционные фонды, финансовый лизинг).

Анализ приведенных прогнозных оценок свидетельствует о том, что истощение запасов органического топлива произойдет задолго до стабилизации потребления энергии. В середине следующего века первыми исчезнут нефть и газ, а все остальные находящиеся на Земле органические топливные ресурсы будут исчерпаны к концу XXI века.

Рост потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в промышленно развитых капиталистических странах может повлечь за собой уже в начале XXI века такие неблагоприятные последствия, как:

– повышение напряженности мирового топливно-энергетического баланса;

– неустойчивость энергоснабжения;

– возможность возникновения энергетических кризисов.

Проблему удовлетворения спроса на энергоресурсы можно было бы решить за счет использования энергии ветра, солнца и других чистых источников. Однако США, Великобритания, Дания и другие высоко развитые государства только к середине XXI века предлагают на 20 % вовлечь эти источники в энергобаланс своих стран.

Поэтому сложная ситуация в промышленно развитых странах с обеспечением топливно-энергетическими ресурсами привела к тому, что в последние 20 лет самое пристальное внимание уделяется вопросам повышения эффективности их использования во всех сферах потребления.

Многие зарубежные исследователи (В. Леонтьев, В. Хотерн, Н. Кендалл) считают, что теоретически можно сэкономить примерно половину потребляемой в настоящее время энергии. Однако эффективно решить эту проблему можно только путем активного внедрения энергосберегающих мероприятий научно-технического прогресса (НТП).

Известно, что энергетическим базисом НТП является электрификация. Она служит основой механизации и автоматизации промышленного производства, способствует внедрению прогрессивных технологий и технологических процессов в промышленности, развитию электроники, микроэлектроники и других отраслей, определяющих НТП, и приводит к экономии живого труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов.

Электрификация способствует повышению эффективности функционирования экономики в целом, а также успешному проведению мер по энергосбережению. Это проявляется в снижении энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) при одновременном росте электроемкости за счет уменьшения доли его топливной составляющей, а также в тесной корреляционной зависимости между динамическими рядами объемов потребления электроэнергии и величиной ВВП. За период с 1973 по 1990г. энергоемкость ВВП уменьшилась в США на 21,6%, в ФРГ — на 46,1, во Франции — на 35,9, в Японии — на 45,4 %. Электроемкость за это же время увеличилась в США на 2,2, в ФРГ — на 17,1, во Франции — на 37,5 %, в Японии осталась на прежнем уровне.

Электрификация способствует повышению эффективности функционирования энергохозяйства промышленно развитых капиталистических стран. Происходит совершенствование структуры топливно-энергетического балансапервичных энергоресурсов: дефицитные виды топлива — нефть и газ — замещаются электроэнергией. Это подтверждается динамикой электротопливного коэффициента. Так, в США этот показатель вырос за тот же период на 30 %, в ФРГ — на 44, во Франции — на 60, в Японии — на 39 %.

Также происходит структурная перестройка в сфере преобразования энергии в сторону уменьшения объемов потребления нефти и газа. Доля нефти, используемой для производства электроэнергии на ТЭС, снизилась за период с 1973 по 1990г. в США с 11,8 до 5,0 %; в ФРГ — с 15 до 2,3; во Франции — с 21,7 до 2,2; в Японии — с 58,5 до 35,8 %.

Развитие электрификации вызвало структурную перестройку в сфере конечного потребления на всех его уровнях, а также углубление процесса электросбережения. Это характеризуется динамикой коэффициента электрификации. Доля электроэнергии в общем объеме конечного потребления за период с 1973 по 1990г. выросла в США в 1,4 раза, в Японии и ФРГ — в 1,5, во Франции — в 1,7 раза.

Электрификация повышает эффективность промышленного производства, что выражается в тесной корреляционной зависимости между ростом производительности труда и его электровооруженностью. В ряде отраслей промышленности (металлообрабатывающая, пищевая, химическая) использование электроэнергии примерно в 2,5 раза эффективнее, чем непосредственное использование топлива в технологических процессах, т. е. 1 кВт • ч электроэнергии, для выработки которого на ТЭС США затрачивается примерно З6О г у. т., позволяет заменить 900 г у. т.

Электроэнергия, применяемая в непроизводственной сфере, вытесняет из баланса энергопотребления дефицитные энергоресурсы. Рост потребления электроэнергии в коммунально-бытовом секторе при снижении потребления энергии на душу населения также свидетельствует о более эффективном использовании электроэнергии по сравнению с другими видами энергоресурсов. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие электрификации способствует энергосбережению во всех сферах национальной экономики промышленно развитых капиталистических стран.

Согласно оценкам Международного энергетического агентства суммарное производство электроэнергии в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включающая 29 промышленно развитых стран мира в 2000 г. достигнет 8250 млрд. кВт • ч, т. е. возрастет на 959 млрд. кВт • ч по сравнению с 1992г. Среднегодовые темпы прироста электроэнергии составят в 1992-2000 гг. примерно 1,5 % против 3 % в 1973-1991 гг. При этом наиболее высокими темпами (на 6,3 % в среднем за год) будет увеличиваться производство электроэнергии на ТЭС (в основном за счет ПГУ), работающих на газе.

Ожидается следующаяструктура производства электроэнергии в странах — членах ОЭСР по видам используемых энергетических ресурсов (в процентах):

Вид получения энергии 2000 г., % 2005 г., %
Уголь 36,2 38,1
Прочие виды твердых топлив 1,7 1,9
Нефть 6,8 5,8
Газ 15,6 17,0
Ядерное горючее 23,0 22 0
Геотермальная и солнечная энергия 1,1 2,1
Гидроэнергетика 15.6 13.1

Динамика производство электроэнергии в странах мира до 20005 г.

  Страна Среднегодовые темпы прироста за период с 1991 по 2005 гг., % Производство электроэнергии, млрд. кВт • ч Снижение электроемкость ВВП, % Рост нетто-импорта электроэнергии, млрд. кВт • ч
США 1,1      
Япония 1,8    
Канада 1,8     (экспорт) 50
Франция 2,3     (экспорт) 85
Великобритания 0,3      

Во многих европейских государствах: Австрии, Германии, Италии, Швейцарии, Швеции и др. заморожены программы развития атомной энергетики, снижаются запасы и эффективность добычи собственных энергоресурсов. Степень зависимости Западной Европы от внешнего импорта энергоресурсов возрастает. В 1986г. она составляла 43 %, в 1992г. — 51, а к 2020г. возрастет по разным оценкам от 70 до 80 %.

Важным направлением для решения этой проблемы является образование энергетического сообщества стран Европы.

Разработанная им Концепция Энергетической Хартии и договор к ней предусматривали взаимодействие западных рынков капитала и технологий, с одной стороны, и природных энергетических ресурсов стран, располагающих ими, прежде всего России, с другой. Поток энергетических ресурсов с Востока на Запад в виде нефти, газа и в меньшей мере электроэнергии сегодня уже действует. Например, Россия покрывает на 30 % потребности Германии в газе и нефти. Планируется к 2010г. увеличить вдвое поставки газа в Польшу, Венгрию и другие страны Европы.

Экспорт российской электроэнергии в 1996 г. составил 20 млрд. кВт • ч, в том числе в страны СНГ — 14,6 и в страны дальнего зарубежья — 5,4 млрд. кВт • ч. В ближайшие годы он существенно возрастет. К сожалению, инвестиционные и инновационные потоки с Запада на Восток, предусмотренные балансом интересов Энергетической Хартии, применительно к электроэнергетике пока отсутствуют.

ОЭСР, реализует долгосрочную программу сотрудничества в области энергетики, в том числе две программы:

экономии энергии и развития новых источников энергии. Целью программы экономии энергии являетс я уменьшение потребления энергии (путем снижения до минимума отходов производства, более эффективного использования тепловой энергии, внедрения новых норм расхода топлива на транспорте и т. д.), не связанное с ограничением экономического роста или снижением уровня жизни населения.

В рамках ОЭСР поставлена задача сократить в 2005г. потребность в энергии на 10% по сравнению с предполагавшимся ее уровнем по прогнозам 1992 г., причем на транспорте — примерно на 12 %, а в коммунально-бытовом секторе и торговле — до 20 %.

При этом доля нефти, добываемой в странах — членах ОЭСР, составит в 2005 г. 20 %, а остальные 80 % должны импортироваться из других стран.

В целом годовая экономия энергоресурсов на уровне 2005 г. в странах ОЭСР прогнозируется в объеме примерно 390 млн. т у. т., в том числе в промышленности — 130, на транспор­те — 60, в коммунально-бытовом секторе и торговле — 140 и в электроэнергетике — 30 млн. т у. т. Экономический эффект от реа­лизации программы экономии оценивается в ценах 1992г. в объеме 38 млрд. долл.

Наряду с общей программой ОЭСР разработаны программы экономии энергоресурсов в отдельных странах этого сообщества.

Энергетическая программа США нацеливает правительство страны на сокращение к 2005 г. среднегодовых темпов роста потребления всех видов ТЭР до уровня менее 2 %. Это снижение предполагается достичь в основном за счет сокращения непроизводительных затрат бензина на транспорте, уменьшения потерь тепла при отоплении зданий, совершенствования тарифов на топливо и энергию, быстрого развития комбинированного производства тепловой и электрической энергии и централизованного теплоснабжения, внедрения в промышленность.менее энергоемких технологий.

Для усиления влияния государственных органов власти на развитие топливно-энергетического комплекса в США действует федеральное Министерство энергетики, в котором учрежден специальный пост заместителя министра по проблемам экономии энергии. Вопросами ее экономии в США в настоящее время занимаются Бюро по сохранению энергии и Национальный совет по экономии энергии в промышленности.

Аналогичные тенденции наблюдаются в Японии и странах Западной Европы, здесь также разработаны и реализуются программы по экономии энергии. Выполнение их может дать в ближайшие годы эффект в снижении потребности в энергии при меньших затратах денежных, материальных и людских ресурсов по сравнению с затратами на добычу и производство эквивалентного количества энергии.

В Японии всегда уделялось серьезное внимание экономному использованию энергии, поэтому резервы в этой области в стране невелики. Согласно оценке специалистов, Япония сможет снизить свои потребности в энергоресурсах в 2005 г. лишь на 3 ¸ 5 % против 12¸18 % в США, причем наибольшие резервы имеются на транспорте, в коммунально-бытовом секторе и торговле. Существенным подспорьем в экономии ТЭР этой стране является реализуемая программа "Солнечный свет", направленная на широкое вовлечение в топливно-энергетический баланс страны возобновляемых источников энергии (солнечной, геотермальной и др.) с целью экономии нефтегазового топлива.

В Великобритании, согласно анализу, выполненному специалистами по использованию топливно-энергетических ресурсов, имеются следующие резервы экономии топлива и энергии: в коммунально-бытовом и торговом секторах за счет улучшения теплоизоляции торговых и жилых помещений — 20 %, в металлургической промышленности — 9 %, металлообрабатывающей — 8 %, в промышленности строительных материалов (керамическая, стекольная и кирпичная) — 7,5 %, в химической — 9 %, в текстильной, кожевенной, пищевой и табачной — 8 %.

Во Франции, в рамках Министерства промышленности и исследований, успешно работает Агентство по экономии энергии с широкими полномочиями. В стране действует закон по проблемам ее экономии, на основе которого издан ряд правительственных декретов, направленных на рационализацию использования и экономию топлива и энергии. Перед промышленностью Франции поставлена задача снизить в 2005г. потребность в энергии на 10-12% по сравнению с 1992 г.

В Германии осуществляется ряд мероприятий по экономии энергии в строящихся жилых домах за счет усиления теплоизоляции зданий и установки модернизированных систем отопления. Законом установлены льготы на капиталовложения, направленные на экономию энергии, а также субсидии правительства в размере до 30 % от объема таких капиталовложений при ремонте и модернизации имеющегося жилого фонда. В результате осуществляемых в настоящее время в Германии и намеченных на перспективу до 2005 г. мероприятий по экономии ТЭР предусматривается снизить потребность в них примерно на одну десятую современного годового энергопотребления.

Проблемами экономии и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов в Германии занимается рабочая группа по рациональному использованию энергии, состоящая из правительственных должностных лиц, представителей научно-исследовательских организаций и промышленных фирм.

В целом за рубежом в настоящее время существуют следующие три направления экономии энергоресурсов:

1. Пропаганда последовательного применения принципов "этики экономии" (на добровольных началах), предполагающих экономное и рациональное использование топлива и энергии.

2. Осуществление соответствующей политики в области цен на топливо и энергию с целью разумного ограничения энергопотребления.

3. Широкое внедрение достижений научно-технического прогресса, способствующих более эффективному использованию топливно-энергети­ческих ресурсов в сфере их производства и потребления.

Соблюдение "этики экономии" — это наиболее простой путь достижения ощутимой экономии в ближайшем будущем, не требующий дополнительных капиталовложений и изменений в конструкции оборудования. Экономия энергии, например, в промышленности может быть достигнута за счет оптимальной загрузки оборудования, оптимизации режимов освещения и отопления производственных помещений и т. п. В коммунально-бытовом и коммерческом секторах при сознательном отношении массового потребителя также может быть достигнута значительная экономия энергии за счет своевременного отключения энергопотребляющих установок, ограничения рекламы и т. п.

С помощью проведения соответствующей политики цен также можно на какой-то период сократить энергопотребление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: