Античная философия. История философии – это история становления философии как единой системы знаний или философии как науки

Лекция №2.

Тема 2: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.

История философии – это история становления философии как единой системы знаний или философии как науки. В ней выделяются следующие разделы:

1. Античная философия (6в. до н.э. – 3в. н.э.).

2. Средневековая философия (4 – 14 в.в. н.э.)

3. Философия Нового Времени (15 – 19 в.в. н.э.)

Начинается с философии греков. Раннегреческая философия развивалась в тесной взаимосвязи с зачатками конкретных знаний о природе. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом раннегреческой философии был вопрос о первоначале мира. Философы пытались ответить на вопрос: «Из чего все произошло?».

Первая философская школа в Древней Греции возникла в 6 веке до нашей эры в городе Милет и получила название милетской школы, основатель которой Фалес из Милета, выдвинул идею о первооснове всего – субстанции, и усмотрел начало всего во влаге, поскольку она – везде. Все происходит из воды и в воду обращается.

Приемник Фалеса Анаксимандр принял за первооснову всего айперон – неопределенную и беспредельную субстанцию; ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом.

Третий представитель милетской школы – Анаксимен (ок. 585-525 г.г. до н.э.) считал первоначалом воздух.

Основателем другой философской школы является Пифагор (6 век до н.э.), решавший ту же проблему о первооснове мира. Его исходная позиция «все есть число». Пифагорейцы усматривали в числах отношения, присущие различным органическим сочетаниям сущего, в числе и математических отношениях они видели объяснение скрытого смысла явлений и законов природы.

Ярким представителем раннегреческой философии был Гераклит Эффеский (ок. 544-483 г.г. до н.э.), который ив качестве начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь (по Гераклиту) это субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным себе, неизменным во всех превращениях и как первоначала, конкретная стихия. Мир – это упорядоченный Космос, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, воспламеняющимся и потухающим. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений. Он утверждал, что все существующее является результатом борьбы противоположностей: «Раздор – отец всего».

Следующим крупным шагом в развитии древнегреческой философии была философия элейской школы, представителями которой были Парменид, Зенон, Ксенофан. Центральное положение их философии – бытие. Парменид впервые выдвинул категорию «бытие», причем он отождествил бытие и мышление. Бытие вечно, возникновение его невозможно, ибо ему неоткуда возникнуть, оно однородно и непрерывно, пустого пространства нет, все заполнено бытием. Оно бесконечно во времени, ограничено в пространстве, шарообразно.

Крупным шагом на пути развития онтологического подхода в решении философских проблем является атомизм Демокрита (460-370 г.г. до н.э.). Суть его онтологии сводилось к 2 –ум основным положениям:

1. Вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира происходит из их соединения и разделения, поэтому вещи различаются лишь по количеству атомов, по их форме порядку и положению.

2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: место занимаемое одним атомом по отношению к другому атому, совершенно случайно.

Теория Демокрита носит умозрительный характер, поскольку атомы, поскольку атомы не встречаются в чувственном восприятии, но она является попыткой решения проблемы существования множественности и движения, поставленной элеатами.

Изменения общественной жизни, формирование новых потребностей, накопление новых знаний обусловили переход философской проблематике к рассмотрению человека и его жизни.

Термин софисты применяется для обозначения группы древнегреческих мыслителей середины V первой половины IV века. Его наиболее видные представители являются Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. В дальнейшем слово «софисты» стало обозначать особый вид философа – профессионала, учителя философии.

Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением, способностью доказать все, что они считали необходимым, выгодным. Они считали, что доказать можно все, что потребуется в тех или иных обстоятельствах. У софистов человек становиться единственным бытием. Протагор выразил свою мысль в утверждении: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: