План
Тема лекции: Союзы племен на территории Казахстана
1. Племенные союзы: территория, родоплеменной состав.
2. Саки: политическая история, общественное устройство,
хозяйство.
В УШ-УП вв. до н.э. в жизни кочевников казахских степей произошли изменения, связанные с освоением железа и переходом на кочевой образ жизни.
Кочевой образ жизни способствовал увеличению поголовья скота и освоению новых территорий. Излишки животноводческой продукции обменивались на другие предметы с соседними племенами, с сопредельными государствами Средней Азии, Сибири, Монголии.
Стремление кочевников защитить свои стада и пастбища привели к объединению родственных племен в племенные союзы.
Племена южного, восточного и центрального Казахстана входили в сакский племенной союз, а племена, населявшие его западные и в северные районы - в савроматскую конфедерацию племен.
Во главе племенного союза стоял царь. Женщины в сакском обществе участвовали в войнах наравне с мужчинами и могли быть вождями (царица Томирис).
|
|
Племенные союзы середины 1 тыс. до н.э. представляли собой начальную стадию зарождения государственности.
Кочевые племена Казахстана играли заметную роль древнего мира и поэтому привлекали внимание писателей того времени.
Персы называли их «саками», «турами», греки - «азиатскими скифами».
Сакские племена делились на три группы: заморские саки или парадарайя занимали территорию - Приаралья; саки, изготовляющие напиток хаому или саки хаомаварга – долину реки Мургаба; саки, носящие остроконечные шапки или саки-тиграхауда- Семиречье.
Кочевники Казахстана активно участвовали в политических событиях древнего мира. В сер. У1 в. до н.э. персидский царь Кир решил покорить кочевников, но потерпел поражение.
Преемнику Кира Дарию в (У1-У вв. до н.э.) на время удалось подчинить отдельные племена.
Неудачей закончились попытки в (1У в. до н.э) Александра Македонского подчинить сакские племена, жившие за Сырдарьей (Яксартом)
С VII в. до н. э. у населения евразийских степей возникло своеобразное явление в искусстве, так называемый звериный стиль. Главной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ.
Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру грозе, грому, которые представлялись им в образе богов.
Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота
Широко развивались резьба по дереву, косторезное искусство и обработка камня. Из кости делали застежки, пряжки, пуговицы.
Таким образом, появление железа, кочевого и полукочевого скотоводства в сакское время привело к коренным изменениям материальной и духовной культуры.