Тема лекции: Ранние государственные образования на территории Казахстана

План

Тема лекции: Союзы племен на территории Казахстана

1. Племенные союзы: территория, родоплеменной состав.

2. Саки: политическая история, общественное устройство,

хозяйство.

В УШ-УП вв. до н.э. в жизни кочевников казахских степей произошли изменения, связанные с освоением железа и переходом на кочевой образ жизни.

Кочевой образ жизни способствовал увеличению поголовья скота и освоению новых территорий. Излишки животноводческой продукции обменивались на другие предметы с соседними племенами, с сопредельными государствами Средней Азии, Сибири, Монголии.

Стремление кочевников защитить свои стада и пастбища привели к объединению родственных племен в племенные союзы.

Племена южного, восточного и центрального Казахстана входили в сакский племенной союз, а племена, населявшие его западные и в северные районы - в савроматскую конфедерацию племен.

Во главе племенного союза стоял царь. Женщины в сакском обществе участвовали в войнах наравне с мужчинами и могли быть вождями (царица Томирис).

Племенные союзы середины 1 тыс. до н.э. представляли собой начальную стадию зарождения государственности.

Кочевые племена Казахстана играли заметную роль древнего мира и поэтому привлекали внимание писателей того времени.

Персы называли их «саками», «турами», греки - «азиатскими скифами».

Сакские племена делились на три группы: заморские саки или парадарайя занимали территорию - Приаралья; саки, изготовляющие напиток хаому или саки хаомаварга – долину реки Мургаба; саки, носящие остроконечные шапки или саки-тиграхауда- Семиречье.

Кочевники Казахстана активно участвовали в политических событиях древнего мира. В сер. У1 в. до н.э. персидский царь Кир решил покорить кочевников, но потерпел поражение.

Преемнику Кира Дарию в (У1-У вв. до н.э.) на время удалось подчинить отдельные племена.

Неудачей закончились попытки в (1У в. до н.э) Александра Македонского подчинить сакские племена, жившие за Сырдарьей (Яксартом)

С VII в. до н. э. у населения евразийских степей возникло своеобразное явление в искусстве, так называемый звериный стиль. Главной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ.

Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру грозе, грому, которые представлялись им в образе богов.

Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота

Широко развивались резьба по дереву, косторезное искусство и обработка камня. Из кости делали застежки, пряжки, пуговицы.

Таким образом, появление железа, кочевого и полукочевого скотоводства в сакское время привело к коренным изменениям материальной и духовной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: