Петр I создал военно-феодальную бюрократическую абсолютистскую империю, которая просуществовала два столетия

II

Внешняя политика России в XVII в.

1632-1634 гг. – Русско-польская (Смоленская) война. Поляновский мир (Польше отошли все завоеванные русскими земли).

1637-1642 гг. – Азовское сидение.

1654-1667 гг. – Русско-польская война. Андрусовское перемирие (России отошли Смоленская и Северская земли, Левобережная Украина, Киев)

1676-1681 гг. – Русско-турецкая война. Бахчисарайский договор (перемирие на 20 лет).

1686 г. «Вечный мир» России и Польши.

Пётр I (1689-1725 г.г.) -

В первой четверти XVIII в. завершается процесс оформления абсолютизма. Для его становления и развития требовалось создание более гибкого централизованного аппарата, строго контролируемого центральными органами власти. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ Петра I:

1. В конце XVII в. высшим законодательным и судебным органом при Петре оставалась Боярская дума. В 1699 г. вместо нее была создана Ближняя канцелярия из 8-ми доверенных лиц царя, затем «Консилия министров», а в 1711 г. был учрежден Правительствующий Сенат в составе 9 сенаторов - верховный орган управления страны. Он отличался от Боярской думы составом и функциями. Это был высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и иностранным делам, выполнял административно-управленческие и иногда законодательные функции. Его члены назначались царем, они обсуждали и принимали решения коллегиально.

2. Петр, видя беззакония в государственном аппарате, большое внимание уделял контролю:

а) Создается прокурорский надзор. При Сенате с 1722 г. вводится должность Генерал-прокурора. В коллегиях - обер-прокуроры, а на местах -губернские прокуроры, т.е. система органов, обеспечивающая надзор за исполнением законов всех органов власти (гласный надзор).

б) С 1711 г. создается фискальная система. При Сенате - Генерал-фискал, при коллегиях - обер-фискал, а на местах - провинциальные и городовые фискалы (тайный надзор).

3. При Федоре Алексеевиче началась, а при Петре I завершилась реорганизация приказной системы (1717 -1721 гг.). В результате проведения ряда реформ были созданы новые органы исполнительной власти - коллегии. Они отличались от приказов структурой и функциями. Для коллегий характерно четкое разграничение сфер управления, высокая степень централизации и специализации деятельности чиновников Коллегии руководствовались в своей деятельности Генеральным регламентом, определявшим процессуальную сторону бюрократической работы.

4. Реформы местного управления. Началась перестройка органов власти и управления на местах.

а) Страна была разделена на 8 губерний. Во главе каждой стоял назначаемый царем губернатор. Его функции: административная, полицейская, судебная, финансовая. Он подчинялся только коллегиям, Сенату и царю и опирался на вспомогательный орган - губернскую канцелярию. Губернии делились на 50 провинций во главе с воеводами, при которых образовывалась земская канцелярия. Провинции делились на уезды во главе с земским комиссаром, избираемым из дворян. Таким образом, оформилось трехуровневое административно-территориальное деление страны

б) Изменилось управление в городах. В 1699 г. проводится городская реформа. По ней создаются органы городского самоуправления: Ратуша в Москве и земские избы в других городах. Их функции: сбор таможенных пошлин и кабацких доходов. Члены магистратов избирались пожизненно из наиболее состоятельных граждан и им могло быть пожаловано дворянство. В 1720 г. создан Главный магистрат, ведавший делами городовых магистратов. Кроме того, на самих посадах существовали посадские сходы. Они выбирали посадского и прочих старост, членов магистратов и должностных лиц для казенных служб.

5. С 1700 г. вместо патриарха введена должность Местоблюстителя патриаршего престола, который имел только функции духовного пастыря. Имущество церкви поступило в монастырский приказ, а доходы в царскую казну. В 1721 г. ликвидировано патриаршество и учреждена Духовная коллегия - Святейший правительственный Синод.

6. Оформление русского абсолютизма завершилось появлением у монарха нового титула: с 1721 г. он стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю.

Реформы Петра привели к появлению бюрократии. Итог формирования бюрократической системы подвела Табель о рангах.

Внешняя политика Петра I:

1. 1695-1696 гг. – Азовские походы

2. 1700-1721 гг. – Северная война. Ништадский мир.

3. 1711 г. – Прутский поход

4. 1722-1723 гг. – Персидский поход.

III

После смерти Петра I начинается эпоха «дворцовых переворотов». Период от петровских преобразований до начала новой крупной модернизации страны при Екатерине II - это время развития дворянской империи, когда правительство стремилось помочь дворянству приспособить свое хозяйство к развивающимся товарно-денежным отношениям.

Екатерина II (1762-1796 г.г.)

Екатерина II проводила политику «просвещенного абсолютизма».

Реформы:

1. В 1763 г. по проекту Н.И. Панина Сенат был разделен на 6 департаментов, для каждого из которых были определены полномочия и компетенция. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая переходила к императрице.

2. В 1764 г. проведена секуляризация церковных имуществ. Монастырские земли вместе с крестьянами были переданы казне, а сами монастыри переведены на штаты, которые фиксировались государством. Духовенство потеряло имущественную самостоятельность, оказалось на содержании государства. Так был завершен начатый Петром I процесс превращения духовенства в особый отряд чиновничества.

3. В 1773 г. был введен принцип веротерпимости.

4. 1767-1768 гг. - работа Уложенной комиссии для составления нового свода законов.

5. Реформы местного управления:

  • 1764 г. - ликвидация гетманства на Левобережной Украине (была ликвидирована ее автономия).

· 1775 г. - губернская реформа («Учреждение для управления
губерний Всероссийской империи»). Она определила
деятельность местных органов государственного управления и
суда. Вся страна делилась на 50 губерний во главе с
губернатором, подчинявшегося императрице. Он возглавлял
губернское правление, которому был подчинен губернский
прокурор. В губернское правление входили Казенная палата во
главе с вице-губернатором (финансы, промышленность), Приказ
общественного призрения (школы, больницы). 2-3 губернии
составляли наместничество, которым руководил наместник или
генерал-губернатор. Губернии делились на уезды. Главным
органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с
капитаном-исправником, избираемым из дворян. В уездных
городах власть принадлежала назначаемому городничему. Таким
образом, дворянство укрепило свои позиции в местном
управлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: