Эстетическое и этическое воспитание
Эстетическое воспитание – формирование эстетического восприятия явлений действительности, которое выражается в виде переживаний и чувств, вызываемых чем-либо прекрасным и возвышенным.
Восприятие красоты природы должно быть связано с её научным познанием, развитием интереса к природе, науке, труду, окружающей жизни. Поэтому чрезвычайно важно пробудить в детях эстетические чувства, способность увидеть прекрасное даже в простых природных объектах. В процессе изучения живых объектов школьники могут научиться восприятию красоты «некрасивых» животных или растений, например обыкновенной жабы, гадюки, пауков. Это объясняется тем, что на уроках учитель развивает у учащихся умение видеть скрытую красоту и гармонию – пропорциональность и изящество форм тела, приспособленность к среде обитания, сложность взаимодействия с другими объектами.
В процессе эстетического воспитания некоторые учителя обращаются к художественным картинам, литературе, видеозаписям, фотографиям, музыке, фольклору, используя их для демонстрации объектов природы и анализа научных вопросов. При использовании художественных образов очень важно обращать внимание на точность научного отображения природных явлений в произведениях литературы и искусства.
|
|
Перед эстетическим воспитанием стоят задачи научить детей видеть и познавать, создавать и охранять красивое в природе, труде, быту и общении.
Этическое воспитание является теоретической основой нравственного воспитания. Основываясь на идеях и принципах этики, этическое воспитание в процессе обучения ставит целью формирование у школьников моральных убеждений, чувств и привычек в соответствии с определенными нравственными принципами.
У школьников в процессе обучения биологии воспитывается нравственное отношение к труду, природе, ко всему живому, окружающим людям. На уроках, во время экскурсий, в кабинете биологии, на школьном участке или в уголке живой природы есть все условия для реализации этического воспитания подрастающего поколения.
В процессе этического воспитания широко используются методы убеждения и приучения к нравственным поступкам. Большое значение имеют моральное поощрение, одобрение положительных и осуждение отрицательных поступков, этические беседы, личный пример и наглядный показ образцов нравственного поведения.
В Основных направлениях реформы школы подчеркивается важность гигиенического воспитания учащихся, формирования заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, овладения элементами медицинских знаний, закрепления гигиенических навыков до уровня повседневных привычек. Биологические знания лежат в основе научного обоснования гигиенических норм поведения, выработки сознательного отношения учащихся к соблюдению гигиены в учебе, труде, жизни.
|
|
В процессе изучения растений учащиеся получают знания о значении растений в оздоровлении воздуха, о лекарственных растениях. Эти знания позволяют школьникам осознать необходимость охраны зеленых растений в гигиенических целях. Изучение бактерий, грибов, вызывающих заболевания человека, обеспечивает понимание школьниками необходимости поддержания чистоты в помещении, проветривания его, мытья рук, овощей, фруктов.
В процессе изучения животных важно ярко, убедительно раскрыть роль паразитических червей, чесоточного клеща в возбуждении заболеваний, роль комнатной мухи, таежного клеща в переносе опасных заболеваний, ознакомить школьников с мерами борьбы с этими животными.
Особенно велика роль знаний о человеке в гигиеническом воспитании учащихся. Каждая тема дает знания о гигиенических правилах по поддержанию здоровья той или иной системы организма человека.
Гигиенической воспитание надо вести и среди старшеклассников, так как они подвержены соблазну курить, употреблять алкоголь. Поэтому в процессе обучения общей биологии продолжается развитие гигиенических знаний, содержание которых составляют доказательства вреда негативных привычек, сведения о влиянии факторов среды, быта и труда на организм человека, на здоровье всего населения. Большое значение для гигиенического воспитания учащихся имеет изучение генетики человека, её методов, наследственных болезней и мер их предупреждения.
Рассмотрение примеров отрицательного воздействия человека на природу заставляет учащихся осознать необходимость окружающей среды, планирования деятельности человека с учетом экологических закономерностей.
Всестороннее развитие личности требует широкого внедрения в школу физического воспитания. В методике биологии физическое воспитание рассматривается в связи с изучением организма человека. Однако необходимо использовать все биологические дисциплины для осознания учащимися влияние природы на психическое и физическое здоровье. Этому способствуют экскурсии, работа на опытном участке, внеурочные и внеклассные наблюдения, общественно полезная деятельность по охране природы. Учитель биологии должен способствовать выработке рационального поведения, пониманию школьниками оздоровительного воздействия природы.
Необходимо устанавливать связь биологии с физической культурой, использовать анатомо-физиологические знания для раскрытия роли физических упражнений. Этому способствует использование на уроках анатомии, физиологии и гигиены человека следующих приемов: анализа функциональной деятельности организма при выполнении тех или иных физических упражнений и выявления их практического эффекта, характеристике физиологических функций при занятии человека спортом, показа влияния знаний о физкультуре и спорте на усвоение теоретического материала по анатомии и физиологии.