double arrow

Состояние экологического образования в школах


Содержание экологического образования

Формирование экологической культуры возможно при условии, если в содержании школьного образования будут входить следующие ведущие элементы: система знаний о взаимодействии природы и общества, ценностные экологические ориентации, система норм и правил отношения к природе, умения и навыки по её изучению и охране.

Экологические знания имеют сложный состав. Основные экологические понятия и представления следующие:

ü окружающая среда представляет собой сложную систему взаимодействующих природных и социально-экономических объектов и процессов;

ü биота занимает определяющую роль в регулировании процессов, протекающих в окружающей среде;

ü человечество во все большей степени выступает как единый объект во взаимодействии общества с окружающей средой;

ü необходимо соизмерять любые виды деятельности со степенью их воздействия на окружающую среду.

Ныне действующие типовые программы для средней школы содержат значительный объем сведений экологического характера.

Одним из ведущих понятий, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, является понятие охраны природы. Элементы знаний об охране природы рассматриваются в программах средней школы в нескольких аспектах:

ü первый аспект – сохранение видового многообразия биосферы в целом и редких видов в особенности (раскрывается в программе по биологии);

ü второй аспект – оценка состояния популяций и их использование человеком (представлен в программе по общей биологии);

ü третий аспект – защита окружающей природной среды от загрязнения (представлены в программе и учебниках по биологии).

Научные знания помогают предвидеть последствия влияний человека на природную среду.

Формирование ценностных экологических ориентаций включает в себя осознание школьниками разносторонней ценности природы как источника удовлетворения разнообразных потребностей общества в целом и каждого человека. Ценностные свойства природы в последнее время приобретают экономическое значение, выраженное через стоимость её ресурсов.

Выделяются следующие ценностные мотивы экологической деятельности:

ü гражданско-патриотическое;

ü гуманистические;

ü эстетические;

ü научно-познавательные;

ü гигиенические;

ü экономические.

Система норм и правил отношения к природе. Нормы морали и нравственности по отношению к природе тесно связаны с нормами права. Необходимо знакомить школьников с правовыми нормами природопользования, которые сформулированы в Конституции Республики Беларусь и в системе специальных законов, в том числе и в законе об охране и использовании животного мира. Важно, чтобы учащиеся знали правовые документы местных Советов народных депутатов по вопросам охраны и рационального использования окружающей среды.

Умения и навыки по изучению и охране окружающей природной среды составляют важнейший компонент содержания экологического образования. Среди них особо следует выделить:

ü умение учащихся оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения (двора, улицы и т.д.);

ü умение защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Оно включает умение соблюдать культуру личного поведения; пресекать негативные последствия на окружающую среду со стороны других людей; выполнение посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явления.

Таким образом, экологически образованной личностью можно назвать человека, который овладел суммой экологических знаний, определенными умениями и навыками и у которого выработано ответственное отношение к окружающему миру.

За последнее десятилетие общеобразовательная школа накопила положительный опыт по формированию у учащихся ответственного отношения к природе.

Новые формы организации учебной деятельности связаны с включением в урок элементов дискуссии, ситуативных и ролевых игр, диспута, ситуативных задач.

Как свидетельствует опыт учителей биологии, более раннее введение понятий, имеющих принципиальное значение для понимания ведущих экологических идей, не создает перегрузки учащихся, а, напротив, при систематической работе по их усвоению способствует более осознанному усвоению не только биологических явлений, но и знаний о взаимодействии человека с природой, становлению научного мировоззрения, нравственному воспитанию учащихся.

Восприятие экологических проблем протекает более эффективно в ходе учебных занятий, содержащих обобщения разных уровней.

Основными условиями эффективности экологического воспитания во внеклассной работе являются: вариативность содержания и форм деятельности; приобщение к исследовательской деятельности; восприятие экологической информации на личностно значимом уровне; формирование эмоционально-ценностного отношения к себе как части природы; осуществление взаимодействия подростков со старшими школьниками, студентами и педагогами в процессе формирование экологической культуры на основе сотрудничества и взаимной ответственности; взаимосвязь между учреждениями, осуществляющими экологическое воспитание школьников.

Большое познавательное и практическое значение имеет работа детей на учебных экологических тропах и маршрутах. В последнее время успешно развивается новая форма внеклассной работы – экологический практикум.

В настоящее время проблемы экологического образования и воспитания стали общепланетарными, рассматриваются на уровне ООН (ЮНЕСКО, ЮНЕП, ФАО, ВОЗ, МСОП, ВФОП).

В законе «Об образовании в Республике Беларусь» экологическая направленность образования введена в ранг принципа государственной политики в области образования. Одной из ведущих целей системы образования является формирование экологического сознания подрастающего поколения.

Литература:

1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.

2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.

3. Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2003.


Лекция № 10


Сейчас читают про: