Хрущева

Развитие страны. Эпоха

Внутриполитическое

Социально-экономическое развитие СССР

Его реформами партийного аппарата. Отставка Хрущева.

Внутриполитическое развитие страны

CCCР в 1953-1964 годы.

2. 1960—1964 годы. Кризис политики Хрущева, нараста­ние недовольства

Смерть Сталина 5 марта 1953 года завершила целую эпоху в жизни страны: кончина вождя открыла дорогу реформам, необходимость которых ощущалась обществом и частью руководителей сразу после окончания второй мировой войны. Комплекс политических проблем был связан с развитием репрессив­ной политики конца 40-х — начала 50-х годов, превратив­шей органы МВД-МГБ в особую систему тотального конт­роля, охватившую практически все слои общественной жиз­ни и группы общества.

После смерти Сталина наиболее реальным претенден­том на власть оказался Л.П. Берия, в подчинении которо­го была вся система карательных органов — МВД и МГБ. Берия, одним из первых в руководстве страны, осознал необходимость отказа от наиболее одиозных проявлений командно-административной системы, предложив радикаль­ную программу перемен.

Прежде всего, Л.П. Берия выступил против пропаган­ды культа личности Сталина на страницах печати. В мар­те 1953 года по его инициативе был издан указ об амнис­тии, в апреле — прекращено «дело врачей». Он же пытал­ся повлиять на развитие хозяйственного механизма. В сво­их выступлениях в президиуме ЦК КПСС Берия поставил под сомнение эффективность колхозного производства, при­звав отказаться от практики колхозного строительства в странах народной демократии. В области внешней полити­ки Л. Берия являлся сторонником объединения ГДР и ФРГ, создания на их основе нейтрального демократического гер­манского государства, считал необходимым нормализовать отношения с Югославией. Имели место и попытки установ­ления контактов с приверженцами идеи «демократического социализма» на Западе. Все это было поставлено Берия в вину и дало основания для обвинения его в шпионской деятельности в интересах «мирового капитализма».

Обеспокоенные возможностью прихода к власти Берия, имеющего диктаторские амбиции, остальные руководители объединились и выступили против него, используя поддержку армии. Берия был осужден и расстрелян. Устранение главы политической полиции сделало возможным ее реор­ганизацию, имеющую целью ослабить роль карательных институтов в системе государственной власти. В частности, были устранены «тройки» — органы внесудебного рассмот­рения политических дел. У МВД также отобрали систему управления лагерями, передав его министерству юстиции. Политическая полиция была преобразована в самостоятель­ную организацию, получившую название Комитета государ­ственной безопасности (КГБ).

Некоторые политические заключенные, в ос­новном бывшие военнопленные, были амнистированы.

Внутриполитическая жизнь в стране характеризовалась продолжением борьбы за власть. Наиболее реальными пре­тендентами оставались председатель Совета министров Г.М. Маленков и один из ближайших соратников Сталина Н.С. Хрущев, ставший в сентябре 1953 года первым сек­ретарем ЦК КПСС сумел ук­репить свои позиции: контролируя партийный аппарат, он начинает расставлять своих сторонников на всех веду­щих постах в партийных органах. В начале 1955 года Маленкова сняли с поста председателя Совета министров, возложив на него политическую ответственность за отста­вание сельского хозяйства.

С именем Хрущева связывается политика, полу­чившая название «оттепели», затронувшая обществен­но-политическую жизнь страны. Безусловно, «звездным часом» Хрущева стал XX съезд партии, на котором он выступил с разоблачением культа личности, сталинских репрессий. Вслед за этим из тюрем и лагерей были возвращены сотни тысяч людей, арестованных по поли­тическим мотивам. Предпринимаются некоторые шаги, которые могут быть обозначены как меры по демократи­зации политической системы: расширяются права Сове­тов всех уровней в решении хозяйственных и социальных проблем. Увеличился объем полномочий общественных организаций, в частности профсоюзов.

Главным направлением политических преобразований хрущевского руководства являлось расширение самосто­ятельности местных государственных и экономических структур. Хрущев все проблемы и трудности хозяйственного разви­тия объяснял недостатком управления — сверхцентра­лизацией и бюрократизацией. Он считал, что существу­ющий порядок согласования решений и ограниченные полномочия местных органов власти не отвечают потреб­ностям страны, тормозят ее социально-экономическое развитие. Еще в 1954 году по инициативе Хрущева про­изводится упрощение структуры министерств и сокраще­ние численности аппарата государственных служащих. В последующие два года было упразднено около десяти тысяч главков, трестов и прочих организаций. Весной 1955 г. принимаются меры по расширению прав союз­ных республик в финансово-экономической сфере.

Так были созданы предпосылки для осуществления глав­ной реорганизации хрущевского руководства — перестрой­ки системы управления народным хозяйством по терри­ториальному принципу и создание совнархозов. Хрущев полагал, что данная реорганизация ограничит всевлас­тие министерств и ведомств, будет способствовать разви­тию инициативы на местах. Согласно закону от 10 мая 1957 года промышленные министерства были заменены сотней совнархозов, управляющих предприятиями на ре­гиональном уровне. Реформа в целом принесла мало поло­жительных результатов. Конечно, она облегчила развитие некоторых отраслей местной промышленности, финансиро­вавшихся по остаточному принципу ранее, когда руковод­ство осуществлялось из центра, но затруднили функциони­рование ряда секторов крупной промышленности. Главным результатом реформы стало возбуждение недовольства де­сятков тысяч чиновников, вынужденных отправиться из столицы в регионы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: